2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Назначение председателя правительства



Назначение председателя правительства


Вопрос, связанный с организацией и функционированием государственной власти, всегда вызывал живой интерес у известных правоведов как в России, так и за рубежом. В период же становления современной российской государственности и ее закрепления в Основном Законе этот интерес все более возрастает.

Статья 1 Конституции нашего государства гласит, что Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Сам факт провозглашения российского государства правовым вовсе не свидетельствует о том, что оно таковым уже является. Как представляется, для того чтобы стать правовым, государство должно сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Известно, что правовое государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Таким образом, важнейшим его принципом является верховенство права. А с реализацией данного принципа в Российской Федерации, думается, не все в порядке. И вот почему.

Правовое государство признает также и принцип разделения властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Далее в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Часть 1 ст. 80 Конституции РФ свидетельствует о том, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ч. 2 названной выше статьи отмечается его роль как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, “в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он ...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти”.

В соответствии с пунктом “а” ст. 83 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы (п. “а” ст. 103).

Пункт “б” ст. 84 Конституции РФ позволяет Президенту Российской Федерации распустить Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст.ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 109).

Часть 1 ст. 111 Конституции РФ требует согласия Государственной Думы при назначении Президентом Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации.

Однако следует отметить, что сама процедура назначения Председателя Правительства Российской Федерации, описанная в Конституции РФ, как представляется, никак не согласуется с зародившейся практикой. И это вызывает ряд вопросов, поскольку названная практика вступает в противоречие с Основным Законом России.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения представленных кандидатур (множественное число. - Замечание автора) Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

С точки зрения грамматического толкования данной нормы, кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации при трехкратном их отклонении Государственной Думой должно быть как минимум две. У Государственной Думы должен быть выбор. Думается, лишь при наличии выбора у Государственной Думы и после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе сам назначить Председателя Правительства Российской Федерации, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. В противном случае (при одной и той же кандидатуре, представленной трижды) отпадает необходимость в получении согласия Государственной Думы, поскольку участь последней при такой ситуации предопределена, а в случае несогласия она будет распущена Президентом Российской Федерации. А чтобы этого не произошло, Государственная Дума вынуждена будет дать согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Таким образом, Президент Российской Федерации может назначить на пост Председателя Правительства Российской Федерации того, кого он сам пожелает, не нуждаясь в получении чьего-либо согласия. А это представляется неверным, ибо в корне противоречит конституционным нормам.

При назначении Председателя Правительства Российской Федерации могут иметь место несколько вариантов.

Вариант первый (идеальный вариант). Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Вариант второй. Данный вариант отличается от первого определенной сложностью и может иметь несколько путей решения.

1. Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но Государственная Дума с предложенной Президентом кандидатурой не соглашается. Назначение не состоялось. Выход здесь видится в следующем. В течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой Президент Российской Федерации вправе повторно вернуться к этой же кандидатуре, убедив депутатов Государственной Думы в необходимости и целесообразности ее назначения на пост Председателя Правительства Российской Федерации. Если же и в этот раз Государственная Дума проголосует против, то в третий раз Президент Российской Федерации обязан будет (по названной выше причине) представить новую кандидатуру. В том случае, когда Государственная Дума проголосует и против этой кандидатуры, Президент Российской Федерации, в соответствии с ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерации, вправе сам назначить Председателя Правительства Российской Федерации, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

2. После неудавшегося назначения первой кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе вторую, не предлагавшуюся ранее, кандидатуру. Если Государственная Дума вновь не даст согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, то Президент Российской Федерации вправе предложить для назначения: а) первую из предложенных ранее кандидатур; б) вторую из предложенных ранее кандидатур; в) третью (новую) кандидатуру. Таким образом, в случае принципиальных разногласий между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации может иметь место политическая игра. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

Разумеется, правом толкования Конституции Российской Федерации наделен лишь Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ). Однако внесение ясности в этом вопросе приблизит нас еще на один шаг на пути к правовому государству.







Интересное:


Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Ограничения конституционного права на жизнь
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций