2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств



Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств


Права второго поколения, к которым относится и право на охрану здоровья, появились в конституциях государств в середине ХХ века. Исключение составила, например, Веймарская Конституция 1919 г. и первые советские конституции. В них указывались государственные механизмы охраны здоровья. Эти конституции оказали большое влияние на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения, признания концепции социального государства. В результате большинство конституций мира признали данную группу прав и в том числе право на охрану здоровья [1]. Представляется необходимым провести сравнительный анализ конституции некоторых стран, систематизируя их по принципу конкретизации норм, обеспечивающих право на охрану здоровья.

Конституция Австрии не содержит конкретного права на охрану здоровья, но относит вопросы законодательного регулирования и исполнительного обеспечения системы здравоохранения и санитарной службы к ведению Федерации. При этом в конституции делается оговорка, что к компетенции Федерации в отношении учреждений, оказывающих медицинские услуги, относится только осуществление санитарного надзора.

Свод основных законов Великобритании, определяющих положение человека в обществе, его права и свободы, не содержит прямого упоминания о праве на охрану здоровья.

В Конституции Королевства Дании хотя нет нормы, касающейся охраны здоровья человека, но предусмотрено право на социальное вспомоществование со стороны государства в случае невозможности самообеспечения.

В Конституция Ирландии также отсутствует данная норма. Принципом социальной политики является общее руководство для Парламента о принятии норм права, закрепляющих такие трудовые обязательства для граждан, которые бы не смогли нанести ущерба здоровью.

Нет подобной нормы и в Конституции Французской Республики, Швеции. В последней предусмотрено широкое понимание физической неприкосновенности. К компетенции Правительства Швеции относится принятие постановления о предписании в отношении охраны жизни, личной безопасности, здоровья.

Основной закон ФРГ не включает права на охрану здоровья, но относит к компетенции Федерального законодательства урегулирование таких мероприятий, как борьба с эпидемическими и эпизоотическими заболеваниями, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и врачебной деятельности, обращение с лекарствами, лечебными средствами; хозяйственное обеспечение больниц и установление тарифов за предоставляемую ими помощь.

Из данного анализа можно сделать вывод, что к компетенции государственных органов в указанных странах относится законодательная деятельность по регулированию отношений в сфере оказания медицинских услуг, включающая меры по стимулированию рынка в сфере здравоохранения; контроль качества, предоставляемых услуг; обучение медицинского персонала; оборот лекарственных средств; защита в случае нарушения законодательства в сфере здравоохранения; развитие системы страховых и иных финансово-кредитных организаций, занимающихся финансированием предоставления медицинских услуг населению. Большинство медицинских учреждений находится в частной собственности. Медицинские услуги являются платными, но финансирование их происходит из различных источников, включая специализированные фонды, страховые учреждения, непосредственную оплату пациентом и т.д.

Ряд европейских конституций в той или иной степени регламентируют право на охрану здоровья.

Конституция Греции предусматривает ряд гарантий, включающих обязанность государства проявлять особую заботу о больных, страдающих неизлечимыми физическими и душевными недугами, заботиться о здоровье граждан, особенно молодёжи, стариков, инвалидов.

Конституция Бельгии содержит право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству, включающую право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную медицинскую помощь.

Конституция Испании в ст.1 закрепляет положение, согласно которому Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство. Ст.15 предусматривает право на жизнь. Физическую и моральную неприкосновенность. Закрепляется обязанность органов власти создавать благоприятные условия для социального и экономического развития. Ст. 43 признает право на охрану здоровья. К ведению органов власти Конституция Испании относит организацию и руководство общественным здравоохранением посредством проведения профилактических мероприятий, а также оказания необходимых услуг и помощи; содействие развитию санитарного просвещения, физкультуры и спорта. Органы власти проводят по отношению к физически и психически ослабленным лицам политику, направленную на профилактику и лечение их заболеваний и включения их в общественную жизнь, оказывая им специальную помощь и специальную защиту в осуществлении права на охрану здоровья.

Конституция Королевства Нидерланды обязывает государственные органы предпринимать меры по защите здоровья населения, заботиться об обеспечении населения достаточным жизненным уровнем, содействовать социальному и культурному развитию общества.

Конституция Португалии закрепляет право на охрану здоровья. Данное право реализуется:

- через универсальную общенациональную службу здравоохранения и в основном на бесплатной основе;

- путем создания экономических, социальных и культурных условий, обеспечивающих адресно защиту различные категории граждан.

Государство гарантирует предоставление медицинских услуг без дискриминации; развитие системы здравоохранения, контроль предпринимательской деятельности в области здравоохранения, производства; торговлю и использование фармацевтических изделий и других средств лечения и диагностики.

В статье 32 Конституции Италии по этому поводу сказано следующее:

«Республика охраняет здоровье как основное право индивида и интерес общества и гарантирует бесплатное лечение для неимущих».

Болгарская Конституция в ст. 52 регулирует данное право значительно более детально:

1. Граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, и на бесплатное пользование медицинским обслуживанием при условиях и в порядке, определенных законом.

2. Охрана здоровья граждан финансируется государственным бюджетом, работодателями, личными и коллективными страховыми взносами и другими источниками при условиях и в порядке, определенных законом.

3. Государство охраняет здоровье граждан и поощряет развитие спорта и туризма.

4. Никто не может быть принудительно подвергнут лечению и санитарным мерам, кроме случаев, предусмотренных законом.

5. Государство осуществляет контроль за всеми учреждениями здравоохранения, а также за производством лекарственных средств, биопрепаратов и медицинской техники и за торговлей ими».

В вышеперечисленных странах, как видно из текста конституций, существуют две системы здравоохранения: государственная и частная. Государственная система здравоохранения является основной формой обеспечения охраны здоровья граждан. Государство через специально создаваемые органы развивает сеть специализированных медицинских учреждений; обеспечивает данные учреждения медицинской техникой, хозяйственными принадлежностями; осуществляет обучение и повышение квалификации специалистов и т.д. Кроме того, государственные органы принимают нормативные акты, регулирующие отношения в сфере оказания медицинской помощи; проводят контроль качества оказания медицинских услуг как в государственных, так и в частных клиниках; выполняют другие контрольно-распорядительные функции, а также защиту права на охрану здоровья в случае его нарушения. При этом для пациентов существует и альтернативная возможность обращения к специалистам в частных клиниках, оплата которых может осуществляться также из различных источников. В этих клиниках, располагающих значительными материально-финансовыми возможностями, создаются более комфортабельные условия для пациентов, осуществляются медицинские услуги, не входящие в основной обязательный перечь услуг, оказываемых в государственных клиниках (как например, стоматология, косметология и т.д.), работают высококвалифицированные специалисты, имеются и другие преимущества. Мировой опыт показывает, что даже в тех странах, где государственное медицинское обслуживание находится на хорошем уровне, этот уровень всё же ниже, чем в условиях либеральной и страховой медицины. Либеральная медицина основана на принципе прямой, непосредственной оплаты за выполненные услуги и зачастую доступна лицам с высоким доходом. Такая система стимулирует медперсонал повышать свой профессиональный уровень, так как пациент имеет право выбора наиболее квалифицированного специалиста [2].

На примере КНДР можно проиллюстрировать обеспечение права на охрану здоровья в социалистических странах. Статья 58 Конституции КНДР гласит: «Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи… Это право обеспечивается путём предоставления бесплатной медицинской помощи, расширяющейся сетью больниц, санаториев и других медицинских учреждений…». Из этого можно сделать вывод, что вся нагрузка по обеспечению данного права: законодательное регулирование, исполнительное обеспечение, судебная защита - лежит на государственных органах. В «социалистических» странах, где государственная медицина занимает монопольно господствующее положение, обезличка оплаты создаёт широкие возможности для разного рода привилегий по должностному положению, а низкая заработная плата медперсонала препятствует росту его квалификации и способствует коррупции (при определённой условности этого понятия применительно к медицине) [3].

Каково же нормативно-правовое закрепление права на охрану здоровья в странах СНГ?

Конституция Российской Федерация провозглашает в ст.7 создание социального государства, ст.41 устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, определяет компетенцию федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области охраны здоровья, создает благоприятные условия для развития физической культуры. Согласно Конституции РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане РФ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в государственных и муниципальных системах здравоохранения. Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение специальными медицинскими средствами, способствующими социальной адаптации [4].

Конституция Азербайджанской Республики закрепляет право на охрану здоровья, обязывает государство принимать все необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных форм собственности, гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, создаёт условия для различных форм страхования.

Конституция Республики Армения содержит норму, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья. Государство осуществляет программы по охране здоровья населения, способствует развитию физической культуры и спорта.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам республики право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создаёт условия доступного для всех гражданам обслуживания, обеспечивает развитие физической культуры и спорта.

Конституция Грузии закрепляет право каждого гражданина Грузии пользоваться страхованием здоровья как доступным средством медицинской помощи. В установленном законом порядке при определённых условиях обеспечивается бесплатная медицинская помощь. Государство контролирует все организации здравоохранения, производство лекарственных средств и торговлю ими.

Конституция Республики Казахстан предусматривает право граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, а также получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях.

Конституция Республики Молдова гарантирует минимальный бесплатный уровень государственного медицинского обеспечения.

Таким образом, страны СНГ перенимают передовой опыт западноевропейских государств. В данных странах сочетается принцип двуединого обеспечения права на охрану здоровья путем государственного регулирования, предоставления обязательного медицинского обеспечения всем гражданам государства, контроля со стороны государства за реализацией данного права, защита граждан, а также предоставление возможности получения как основной, так и дополнительной медицинской помощи в частных медицинских учреждениях.

Закрепление и регулирование таких отношений международно-правовым нормами является естественным продолжением их обеспечения конституционным правом; важной гарантий их глобальной реализации, международного контроля по их осуществлению, выработки единых стандартов качества оказания медицинской помощи.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что право на охрану здоровья признаётся мировом сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Оно провозглашено уже в самых первых международных правовых актах и отнесено к группе экономических, социальных и культурных прав. При крупнейших мировых организациях существуют специальные подразделения, в круг обязанностей которых входит законодательная инициатива, разработка международно-правовых актов по реализации права на охрану здоровья; надзор за исполнением положений международных правовых актов, закрепляющих права и свободы человека, ратифицированных государствами. Право на охрану здоровья стало неотъемлемой частью комплекса прав человека, признаваемых практически во всех странах, даже в тех, где оно формально не зафиксировано. Во многих странах право на охрану здоровья стало частью внутригосударственного права, закреплено в основных правовых актах, предоставляются широкие возможности для реализации данного права в соответствии с международно-признанными стандартами.

Международный стандарт в нынешних экономических условиях России является целью или же программной установкой, к которой стремятся юристы, политики, экономисты, ну и, конечно, всё население Российской Федерации, как обладатели конституционных прав. Опыт развития западноевропейских стран, их высокие стандарты, обеспеченные материальными ценностями, не могут быть в неизменном виде перенесены на российскую почву. Набор прав человека зависит от того, какую систему ценностей исповедует общество (то, что приемлемо для одного общества, может оказаться совершенно не подходящим для другого). Можно привести пример с универсальным и признаваемых практически во всех странах правом на жизнь. Тем не менее, российское общество морально не готово к отмене смертной казни. Западные модели не могут быть применены в российском обществе без учета менталитета нашего народа, специфики его психологии, традиций, духовности и культуры. И конечно, условия финансовой нестабильности, в которых сейчас находится Россия, не позволяют создать материальные предпосылки для реализации социальных, экономических и культурных прав на уровне международных стандартов. Конституционное провозглашение в нашей стране человека высшей ценностью, учитывая реальную обстановку в России, есть лишь заявление о намерениях, так как до сих пор не получила реального воплощения в жизнь.


К.ю.н., преподаватель кафедры государственного (конституционного) права юрфака РГУ Дюжиков С.А.



[1] Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.,1996. - С. 21-22.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Старушин Б.А. М.,1996. С. 161-163.

[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Старушин Б.А. - М.,1996. - С. 161-163.

[4] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. от 22.07.93.//Ведомости РФ. - 1993. - №33



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Место и роль категории «государственный суверенитет» в науке конституционного права России: история и современность
Общие правовые принципы организации судебного контроля норм
К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления
Вернуться к списку публикаций