2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств



Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств


Обязанность государств осуществлять сотрудничество в развитии системы здравоохранения была зафиксирована в основополагающих документах ООН. Эта организация внесла огромный вклад в процесс становления и развития права на охрану здоровья, приняла ряд важнейших универсальных международно-правовых актов. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека [1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которая сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается ''ценность человеческой личности'' (преамбула) и право каждого человека на жизнь (ст. 3). В ст. 25 декларации говорится: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи".

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [2] и Международный пакт о гражданских и политических правах [3], который был ратифицирован СССР в 1973 году. В этих документах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина. В них провозглашаются права каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни и т.д. А государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод. Эти важные международно-правовые акты заложили основу права на охрану здоровья.

Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают:

1) обеспечение сокращения мертворождаемости, детской смертности и здорового развития ребенка;

2) улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

3) предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьба с ними;

4) создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Развитие современных международных отношений явно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека на охрану здоровья стали непосредственным объектом международно-правового регулирования. Международное законодательство по правам человека ссылается на «наивысший достижимый уровень состояния здоровья», как объект гарантированного права на охрану здоровья.

Международно-правовой стандарт в области охраны здоровья можно определить как наиболее прогрессивные международно-правовые нормы, принятые уполномоченным международным органом, закрепляющие права и свободы человека в сфере охраны здоровья, как гарантии обеспечения данного права, формы международного сотрудничества, а также льготы различным категориям лиц.

Международное признание права на охрану здоровья не означает, что люди имеют право быть здоровыми. Ни правительства, ни сами частные лица не могут гарантировать хорошее состояние здоровья. В то же время органы государственной власти призваны проводить политику, направленную на сохранение и укрепление здоровья нации.

Интересным является вопрос, каковы истоки правового регулирования права на охрану здоровья международно-правовыми нормами? В целом можно сказать, что правовое регулирование здоровья человека существует столько же, сколько и право само по себе. Охрана здоровья имеет два уровня обеспечения:

1. охрана здоровья нации.

2. охрана здоровья индивида.

Охрана здоровья нации более древний вид правового обеспечения защиты здоровья. Уже в средневековье появились локальные нормы, устанавливающие различные формы запретов (например, свобода передвижения) при эпидемиях. Т.о., запреты, ограничение различных прав, контроль за инфекционными болезнями был первой и самой важной частью охраны здоровья нации. Важность данных норм подкреплялась сознанием того, что изменения в поведении людей в значительной степени влияют на сокращение вредных воздействий на здоровья, обеспечивает предупреждение заболеваний или сокращение страданий тех, у кого они появились. Образование в сфере здравоохранения не является эффективным средством привития норм поведения, поэтому закон часто используется как наиболее эффективный метод реализации стандартов охраны здоровья [4].

Ограничение прав человека, как превентивная мера по охране здоровья общества, пришли в современное право из прошлого, а детальный контроль за этими мерами является новаторским подходом современного международного права. Уже намного позже, после Второй мировой войны мировое сообщество стало принимать решительные меры по контролю за неправомерным необоснованным ограничением прав и свобод человека в том числе и как меры по охране здоровья. Право на охрану здоровья, имеющее публичный характер, появилось намного раньше, чем международно-правовое признание индивидуального права на охрану здоровья человека. В настоящее время международные организации принимают нормы по охране окружающей среды, утилизации отходов производства, стандартов качества продуктов, развитию физической культуры и т.д., также имеющие своей целью правовое обеспечение здоровья общества. В настоящее время ставшие популярными многочисленные международные нормы, направленные на контроль за выпуском и распространением алкоголя, табака, а также развитие физической культуры, имеют своей цель укрепление здоровья населения. Осуществление мер, направленных на охрану здоровья, сталкивается с индивидуальными правами и свободами и при этом они в международном праве закрепляются как меры, направленные на защиту жизни, неприкосновенности и свободы от принудительных и/или обязательных мер, предпринимаемых властями.

Поскольку меры, предпринимаемые для обеспечения здоровья общества, исторически предшествовали признанию прав человека, право на охрану здоровья развивалось без ссылки на права частных лиц. Индивидуальное право на охрану здоровья на международно-правовом уровне стало закрепляться в середине XX века. Право индивида на охрану здоровья дает права частным лицам в данной области общественных отношений и образует соответствующие обязанности для органов государственной власти. В то же время многогранность аспектов реализации права на охрану здоровья, условий влияющих на здоровья человека, социально-экономические различия государств, различия построения системы здравоохранения не позволяют принять единую концепцию, обеспечивающую право каждого человека реализовать возможности в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти всячески пытаются ограничить свои обязанности в данной области, но вопросы, которые поднимают граждане того или иного государства по различным аспектам охраны здоровья (например, требования обеспечения строгого государственного контроля за станциями переливания крови, контроль за качеством оказания медицинской помощи), повышают роль правительств в данной сфере.

В то же время необходимо отметить, что доступ к услугам здравоохранения как индивидуальное право не пользуется всемирным признанием. Одной из причин этого является сложность государственного обеспечения таких индивидуальных прав, которые неизбежно влекут за собой крупные инвестиции, т.к. факторы, улучшающие или ухудшающие здоровье человека, как уже было сказано, выходят за рамки системы здравоохранения и охватывают вопросы социального характера, вопросы питания, санитарного благополучия, обеспеченности жильем, трудоустройство и т.д. История человечества показывает, что улучшение водоснабжения и санитарии, питания и жилищных условий оказывались намного более благотворными для улучшения здоровья, чем лечебные и превентивные медицинские действия. [5] В связи с этим базовое определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения, включает в себя социальное благополучие.

В целом, международно-правовое регулирование права на охрану здоровья, как и многие другие общепризнанные права и свободы, имеет три уровня закрепления.

Классификация международно-правовых стандартов в сфере охраны здоровья человека.

- универсальный, часто имеет общедекларативное значение, выступает как рекомендация для мирового сообщества;

- региональный, (например, принятый Советом Европы) обязательный для стран-участников данной организации. Региональные стандарты, обладая особенностями, определяемыми традициями, уровнем развития какой-нибудь группы стран, могут быть более широкими, более конкретными, чем универсальные, и должны иметь политико-правовой механизм своей реализации [6];

- специализированный, принятый специально созданной организацией для выработки общих стандартов качества, контроля, координации действий стран-партнёров.

К первому уровню закрепления прав человека в области охраны здоровья относятся указанные выше Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о правах инвалидов (9 декабря 1975 года) [7], Декларация о правах умственно отсталых лиц (20 декабря 1971г.) [8] и иные основополагающие международные нормативно-правовые акты. Данные нормативно-правовые акты налагают юридические обязательства на государства-участников: они должны предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закреплённых в них; государства, утвердившие данные Пакты и декларации, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени. [9]

Универсальный уровень закрепления права на охрану здоровья является важной гарантией признания мировым сообществом данного права и налагает на государства обязанности по использованию механизмов его обеспечения.

Ко второму уровню закрепления прав человека в области здравоохранения – региональному - можно отнести Европейскую Социальную Хартию, которая содержит две статьи, посвященные именно праву на охрану здоровья. Это статьи 11 и 13. Статья 11 обязывает государства, подписавшие Хартию, принять меры, предусматривающие:

1) устранение, насколько это возможно, причин ухудшения здоровья;

2) предоставление услуг консультационного и образовательного характера, направленных на укрепление здоровья и развитие чувства личной ответственности за своё здоровье;

3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и иных заболеваний.

Статья 13 Европейской Социальной Хартии в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь обязывает Договаривающиеся Стороны:

1) обеспечить каждому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии;

2) заботиться о том, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись по этой причине в своих политических и социальных правах;

3) предусмотреть, чтобы каждый человек через посредство соответствующих государственных или частных служб мог получить любую консультацию и любую индивидуальную помощь, какие могут потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить состояние личной или семейной нужды.

Декларация, принятая в Алма-Ате в 1978 году [10], провозгласила в преамбуле "необходимость принятия неотложных мер международным сообществом по защите и обеспечению права на охрану здоровья человека". Целью принятие данной Декларации было создание системы оказания первичной медицинской помощи эффективной, квалифицированной и доступной.

Серьёзные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты и на третьем уровне законодательного международно-правового закрепления - специальной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ): Конвенция №130 о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 года; различные конвенции, посвященные труду детей, матерей, инвалидов и так далее, имеющие целью классифицировать трудящихся на различные категории и определить стандарты трудовой деятельности, не влияющие пагубно на здоровье каждой отдельной категории. Специально созданной организацией по решению этих вопросов, в том числе в сфере здравоохранения, является ЭКОСОС.

Признание этих и других международно-правовых актов рядом государств влечет за собой применение мер по их реализации и защите, изменение внутригосударственного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов, путем внесения указанных прав в конституции или другие основные нормативные акты государства.

Перечень прав и свобод, закреплённых в Пактах и других международных соглашениях, не является исчерпывающим. Каждое государство предоставляет своим гражданам ещё и специальные права, которые определяются характером общественного строя, уровнем экономического развития, национальной структурой, историческими традициями. [11]

Право на охрану здоровья включает ряд прав и гарантий их реализации, и поэтому различно формулируется в конституциях, причем во многих, особенно принятых до второй мировой войны, оно отсутствует. При исследовании закрепления права на охрану здоровья зарубежными конституциями необходимо учитывать исторические традиции, обусловленные особенностями философско-мировозренческих основ конституционализма. Во многих странах (яркий пример США) подход к конституции основан на философии позитивизма. Это предполагает формально-юридический подход. Он был характерен для классического буржуазного конституционализма с момента зарождения вплоть до второй половины XIX века. В соответствии с данным подходом конституция рассматривается с чисто юридической позиции, как правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий в основном лишь организацию государственной власти и её взаимоотношения с человеком. В этом случае за рамками конституционного регулирования остаются вопросы организации общества, нельзя выявить глубинные характеристики конституции, коренящиеся в реальных общественных отношениях. В странах, где господствует формально-юридический подход к конституции существует представление о социально-экономических правах как о программных установках, декларациях.

В некоторых странах стал популярным социологический подход к конституции, основанный на социологизации права. Понимание социальной сущности конституции как выражения реальных общественных отношений появилось во второй половине XIX века и связано с распространением идеи социального государства, принципов социальной справедливости. В соответствии с данным подходом социально-экономические права равноценны политическим и личным правам сферы конституционно-правового регулирования. Они являются неотъемлемыми, субъективными правами человека и гражданина, которые обладают правом на судебную защиту. [12]



[1] См.: Всеобщая декларация прав человека.10 дек. 1948г //Права человека. Сборник международных документов/ Под общей ред. Г.М. Мелкова. - М.,1998. - С.12-17.

[2] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Ведомости Верховного Совета СССР.- 1976. – №17. - Ст.291.

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291.

[4] Asbjorn Eide, Catarine Krause. Economic, Social and Cultural rights. London, 1995.

[5] Asbjorn Eide, Catarine Krause. Economic, Social and Cultural rights. London, 1995.

[6] Глотов С.А. Конституционно-правовоые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. - Саратов, 1999. - С. 148-149.

[7] Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1997. - С.341.

[8] Карташкин В.А., ЛукашеваЕ.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1997. - С.343.

[9] Социальное государство и защита прав человека/ Под общей ред. Е.А. Лукашевой. - М.,1994. - С. 47.

[10] Primary Health Care. Report of the International Conference on Primary Health Care, Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978, WHO, 1978, p.2.

[11] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. - М.,1976. - С.26.

[12] Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. - Ростов н/Д., 1996. - С.73-75.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Конституционно-правовые нормы и институты
Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций