2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)

Наряду с конституционными санкциями, предусматривающими неблагоприятные последствия для самих органов (должностных лиц) публичной власти, совершивших конституционное правонарушение, либо проявивших конституционную неадекватность – второй вид санкций конституционной ответственности, выделенный в предложенной нами выше трехзвенной классификации, составляют конституционные санкции, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти, т.е. изданный им закон, иной нормативный акт. В пределах этой классификационной группы для конституционной организации РФ по состоянию на 1 января 2002 г. характерно наличие таких видов конституционных санкций, как: признание закона (иного нормативного акта) недействительным либо недействующим; отклонение закона (иного нормативного акта), противоречащего конституции и непосредственное применение конституции; отмена нормативного акта, противоречащего конституции; отклонение закона путем применения вето; приостановление действия нормативного акта. В более «развернутом» виде перечень санкций, применяемых к результату (продукту) деятельности органов (должностных лиц) публичной власти – изданным им законам, иным нормативным актам - включает следующие конституционные санкции:

а) признание закона (иного нормативного акта) неконституционным (недействительным) решением Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Так, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными решением Конституционного Суда РФ, «утрачивают силу, признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях» (п. 6 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.; ч. 3 ст. 79 Закона РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г., с измен. и доп. 2001 г.; соответствующие статьи конституций (уставов) и законов о конституционных (уставных) судах субъектов РФ);

б) признание судами общей юрисдикции любых нормативных актов ниже уровня федерального закона (в том числе и законов субъектов РФ) недействующими на основе их сравнения с иными, имеющими большую юридическую силу актами, кроме Конституции РФ; признание закона субъекта РФ (иного нормативного акта, за исключением федерального закона) недействующим не означает отмену указанных нормативных актов судом общей юрисдикции; как и любое судебное решение, оно обязательно к исполнению лишь теми субъектами, которых оно касается. Однако специфические негативные последствия признания нормативного акта недействующим проявляются в том, что оно означает «отклонение» судом общей юрисдикции нормативного акта РФ (ниже уровня федерального закона), закона и нормативного акта субъекта РФ и применение судом нормативного акта более высокой юридической силы в сравнении с отклоняемым, прежде всего – федерального закона.

Признание нормативных актов ниже уровня федерального закона недействующими является, по нашему мнению, «скрытой» формой санкции конституционной ответственности, так как разница между «проверками соответствия Конституции» (в результате которых применяется «санкция недействительности» закона, иного нормативного акта) и «проверками соответствия федеральному закону» относительна. Если закон субъекта РФ (иной нормативный акт субъекта РФ, нормативный акт Российской Федерации ниже уровня федерального закона) противоречит Федеральному закону, он неизбежно, в силу принципа высшей юридической силы Конституции, противоречит и Конституции РФ. (Анализируемая санкция публично-правовой ответственности, связанная с правом судов общей юрисдикции признавать закон субъекта РФ, нормативный правовой акт РФ и субъекта РФ недействующим, сформулирована, в частности, в постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ» от 11 апреля 2000 г.) […];

в) признание Верховным Судом РФ незаконными ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а также нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан РФ (ст. 116 ГПК РСФСР) […];

г) признание судами общей юрисдикции незаконности любых действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, за исключением тех, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., в ред. 1995 г. [1];

д) неприменение судом общей (арбитражной) юрисдикции закона (иного нормативного акта, противоречащего Конституции РФ), сопровождающееся прямым применением норм Конституции РФ (эта санкция конституционной ответственности была впервые сформулирована в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ» (от 31 октября 1995 г.) [1], а также в ряде постановлений Конституционного Суда РФ «О толковании ст.ст. 125, 126, 127 Конституции РФ (от 16 июня 1998 г.) и др., где сформулировано, в частности, не право, а обязанность общего, арбитражного суда, обнаружившего противоречащий Конституции РФ закон (иной нормативный акт), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;

е) вето Президента РФ в отношении законов, принятых Палатами Федерального Собрания РФ, т.е. их отклонение (п. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.);

ж) вето Совета Федерации в отношении законопроектов, принятых Государственной Думой Федерального Собрания (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.);

з) отмена Президентом РФ актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (п. 3 ст. 115 Конституции РФ);

и) приостановление Президентом РФ действия акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действия актов органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (п. 2 ст. 85 Конституции РФ 1993 г.; п. 1 ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг.).



[1] Российская газета. 1995. 28 дек. См. также: Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации / Составитель и автор вступительной статьи Ж.И. Овсепян. Ростов-на-Дону: «Феникс», М.: «Зевс». 1997. С. 688-695.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Конституционное регулирование социально-экономических отношений
Судебная система и конституционный надзор в странах СНГ и Балтии
Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций