2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения

В пределах первой из выделенных нами трех классификационных групп по критерию характера (содержания) неблагоприятных последствий различаются такие виды конституционных санкций, как возложение дополнительной обязанности на орган (должностное лицо) публичной власти; официальное предупреждение законодательного (представительного) органа, высшего должностного лица о необходимости выполнения судебного решения; временное отстранение от должности; отрешение (освобождение) от должности; досрочное прекращение полномочий, отставка должностного лица в связи с выражением ему недоверия; отзыв выборного должностного лица избирателями; роспуск законодательного (представительного) органа, отставка правительства, др.

Если говорить более конкретно, то к санкциям конституционной ответственности в РФ, предусматривающим неблагоприятные последствия для самих органов (должностных лиц) публичной власти как субъектов конституционных правонарушений, относятся следующие:

а) возложение на орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ судом дополнительной обязанности, суть которой в том, чтобы в установленные Законом РФ сроки (6 мес. со дня вступления в силу судебного решения – для законодательного органа – и 1 месяц со дня вступления в силу судебного решения для высшего должностного лица субъекта РФ) устранить противоречие изданного ими нормативного акта Конституции РФ и федеральным законам (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг.);

б) возложение на представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования, принявших (издавших) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, двух дополнительных обязанностей – «отменить данный нормативный правовой акт или его отдельные положения», в установленный решением суда срок, а также «опубликовать информацию о решении суда» в установленный Законом РФ срок (в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу) (п. 3 ст. 49 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 4 августа 2000 г.);

в) обязанность суда общей (арбитражной) юрисдикции при-останавливать производство по делу и обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности, если в процессе рассмотрения конкретного дела он приходит к выводу о несоответствии закона (иного нормативного акта), подлежащего применению, Конституции РФ; причем непосредственное применение конституционной нормы судом не исключает этой обязанности (сформулировано постановлениями Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ; от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «О прокуратуре РФ») [5].

г) вынесение Президентского предупреждения законодатель-ному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ о возможности его досрочного роспуска и Президентского предупреждения высшему должностном лицу субъекта РФ о возможности его отрешения от должности в случае непринятия соответствующим государственным органом (должностным лицом) в установленный законом срок мер по судебному решению о наличии противоречия нормативного правового акта законодательного (представительного) органа либо высшего должностного лица субъекта РФ Конституции РФ (п. 4 ст. 9, п. 2 ст. 29 Закона от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг.); срок устранения противоречия Конституции и законам РФ – 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо иной, предусмотренный решением суда, срок (там же);

д) письменное предупреждение законодательного (представительного) органа субъекта РФ представительному органу местного самоуправления о возможности его досрочного роспуска и письменное предупреждение высшего должностного лица субъекта РФ главе муниципального образования о возможности его отрешения от должности в случаях неприятия, соответственно, представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования в установленный Законом РФ срок (сроки названы в п. «б» нашего перечня санкций) мер по судебному решению, в котором констатируется наличие противоречия акта представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования конституциям, уставам и законам всех уровней организации публичной власти в РФ (п. 3 ст. 49 ФЗ от 4 августа 2000 г.);

е) отрешение от должности Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ за «государственную измену, совершение иного тяжкого преступления (п. 1 ст. 93, п. 1 «е» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.);

ж) досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ за неисполнение в срок судебного решения об устранении противоречия своего акта Конституции РФ, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам субъекта РФ (п. 1 «б», п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г., в редакции 2000 и 2001 гг.) [6]; срок устранения противоречий – «в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения» (там же);

з) отставка (досрочное прекращение полномочий) высшего должностного лица субъекта РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в силу «грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан» (там же);

и) отрешение высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ от должности Президентом РФ в случае, если «указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий в указанный законом срок мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения Президента РФ (п. 3 ст. 29 [7] Закона от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг.); срок устранения противоречий – «в течение месяца со дня вынесения» предупреждения Президентом РФ (там же);

к) досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ как следствие «вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 1 «ж» ст. 19 Закона от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг.);

л) досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования (за исключением глав муниципальных образований – столиц и административных центров субъектов РФ) путем отрешения его от должности «указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, либо Указом Президента РФ» - в случае, если глава муниципального образования не принял в установленный законом срок (в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения высшего должностного лица субъекта РФ о последствиях непринятия мер по исполнению решения суда) мер по отмене нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, уставу муниципального образования и если эти противоречия «повлекли признанные судом нарушения (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда (п. 3 ст. 49 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 4 августа 2000 г.) [1];

м) освобождение от должности Председателя и заместителя Председателя Счетной Палаты и аудиторов Счетной Палаты Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания России (п. 1 «и» ст. 102, п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.);

н) освобождение от должности Уполномоченного по правам человека Государственной Думой РФ (п. 1 «д» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.);

о) освобождение от должности Генерального прокурора РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ (п. 1 «з» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.);

п) временное отстранение от должности Генерального Прокурора в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (эта санкция впервые введена Указом Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 «Об отстранении от должности Генерального Прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела»; соответствие этой санкции и процедуры ее применения Конституции РФ подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. «О толковании п. 1 «з» ст. 102 Конституции РФ».

р) отставка Правительства РФ, осуществляемая Президентом РФ по собственной инициативе либо в связи с выражением недоверия, либо отказом в доверии Правительству Государственной Думой (ст 117 Конституции РФ 1993 г.);

с) отставка правительства субъекта РФ как следствие отставки высшего должностного лица субъекта РФ, последовавшей в результате выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (п. 5 ст. 19 Закона РФ от 6 октября 1999 г. в ред. 28 июня 2000 г.);

т) отставка правительства субъекта РФ как следствие отречения от должности высшего должностного лица субъекта РФ Президентом РФ (п. 6 ст. 19 Закона РФ от 6 октября 1999 г.);

у) роспуск Государственной Думы Президентом РФ в случаях троекратного отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ, а также в случаях, когда Государственная Дума «выражает недоверие» либо «отказывает в доверии» Правительству РФ (ст.ст. 109, п. 4 ст. 111, ст. 117 Конституции РФ 1993 г.);

ф) роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ в случае неисполнения законодательным (представительным) органом субъекта РФ в установленный законом срок судебного решения об устранении противоречий принятого им нормативного правового акта Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ, неустранения противоречий конституции (уставу) субъекта РФ;

х) роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ Президентом РФ в случае, если указанный орган в пределах своих полномочий и в указанный в законе срок не принял мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения Президента (срок реагирования на предупреждение Президента РФ – «в течение трех месяцев» со дня его вынесения). Роспуск осуществляется Президентом РФ на основе принятого Государственной Думой РФ по инициативе Президента РФ (в течение двух месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную думу Президентом РФ) федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (ч. 3 п. 4 ст. 9 Закона РФ от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 г.);

ц) роспуск представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ в случае, если представительный орган местного самоуправления в установленный срок (в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения законодательного (представительного) органа субъекта РФ о последствиях неисполнения решения суда) не принимает мер по осуществлению мероприятий, предусмотренных судебным решением и письменным предупреждением законодательного (представительного) органа субъекта РФ о необходимости устранения противоречия нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления, Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону РФ и субъекта РФ, уставу муниципального образования; если непринятие мер «повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление вреда» (п. 3 ст. 49 Закона РФ от 4 августа 2000 г.);

ч) роспуск представительного органа местного самоуправления федеральным законом, проект которого вносит в Государственную Думу Президент РФ; в случае, если в течение установленного Законом РФ от 4 августа 2000 г. срока (в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда о необходимости отмены противоречащего Конституции нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления) сохраняются противоречия нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления конституциям, уставам и законам всех уровней, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не применяет конституционные санкции к правонарушителю (п. 4 ст. 49 ФЗ от 4 августа 2000 г.);

ш) отзыв высшего должностного лица субъекта РФ избирателями, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ (был закреплен в п.1 «п» ст. 19 Закона РФ от 6 октября 1999 г. в редакции 2000 и 2001 гг. Однако 7 июня 2000 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ, в котором эта норма признана не соответствующей Конституции РФ. Причем Конституционный Суд заявил, что Конституция РФ 1993 г. «не препятствует возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)»; то есть такая санкция конституционной ответственности в РФ допустима. Однако необходимы «четкие правовые основания отзыва высшего должностного лица субъекта РФ», «процедурные гарантии (в том числе – положительное голосование большинством всех зарегистрированных избирателей субъекта РФ)» с тем, чтобы не допустить возможности «произвольного применения данного института», «облегченной процедуры отзыва» [..];

щ) отзыв, выражение недоверия населением или досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (п. 9 ст. 8 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.).

Помимо федерального законодательства, регулирование ответственности органов (должностных лиц) местного самоуправления осуществляется и в конституциях (уставах) и законодательстве субъектов РФ. В том числе на указанном уровне принимаются и специальные законы о соответствующей конституционной (уставной) публично-правовой ответственности либо отдельных ее видах, например, законы об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления Краснодарского края (от 6 июля 1999 г.), Республики Дагестан (от 11 февраля 1997 г.), Волгоградской области (от 10 апреля 2000 г.); Закон об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. 2 и др.

ы) полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ и органов местного самоуправления Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения (ч. 1 п. «а» ст. 11 Закона РФ о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г.) [1].

В отдельных случаях санкции конституционной ответственности могут быть применимы не только к органам (должностным лицам) публичной власти, но и к руководителям государственных и негосударственных организаций. Как правило, этому уровню субъектов адекватны следующие виды юридической ответственности дисциплинарная, материально-правовая, уголовно-правовая. Однако, по нашему мнению, если санкции, которые традиционно отождествляются с иными отраслевыми видами ответственности, применяются для обеспечения ценностей конституционного уровня, для достижения конституционных целей, реализации конституционных норм, то они приобретают качество санкций конституционной ответственности. В силу сказанного к санкциям конституционной ответственности, помимо перечисленных выше, мы относим все меры и ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения, в том числе, такие, как:

- отстранение от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения (ч. 1 п. «г» ст. 13 Закона о чрезвычайном положении, 2001 г.);

- отстранение Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с неисполнением ими требований режима чрезвычайного положения о запрещении забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций и о мобилизации ресурсов организаций, изменении режима их работы, переориентации организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и др. (ч. 1 п. «д» ст. 13 Закона РФ о чрезвычайном положении).



[1] См. об этом, например: Алексеев И.А. Правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления Южного федерального округа. Канд. дисс. Ростов-на-Дону. 2001. С. 140-149.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Культура прав человека - понятие и содержание
Комментарий к федеральному закону о политических партиях
Конституционный Суд Российской Федерации - фундаментальная гарантия защиты прав и свобод граждан
Предварительные итоги функционирования новых конституционных строев в странах бывшего СССР
Вернуться к списку публикаций