2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке

Помимо специфических источников и оснований ответственности критерием обособления конституционной ответственности в самостоятельную разновидность юридической ответственности является особая система мер взысканий (санкций) конституционной ответственности. Санкции конституционной ответственности имеют признаки, общие для всех юридических санкций (негативная оценка деяния, принуждение и неблагоприятные последствия для субъекта правонарушения), и в то же время специфические признаки:

а) закреплены в Конституции РФ или иных источниках конституционного права;

б) практически все конституционные санкции «не могут быть использованы в качестве санкций иных видов юридической ответственности» (среди редких исключений, например – возмещение материального ущерба, которое может быть санкцией не только гражданско-правовой, но и конституционной ответственности») [1];

в) конституционные санкции могут применяться не только за совершение конституционных правонарушений, но и по основаниям позитивной конституционной ответственности, т.е. за конституционную неадекватность (определение этого основания было дано в ч.I настоящей статьи).

Специфика санкций конституционной ответственности обнаруживается прежде всего в их видовом разнообразии. Анализ перечней санкций конституционной (государственно-правовой) ответственности осуществлен в работах: Н.А. Бобровой и Т.Д. Зражевской, Н.М. Колосовой, А.А. Кондрашова [2] и других авторов. Некоторые специалисты не только исследуют перечни, но и дают классификации видов санкций. Так, Н.М. Колосова и А.А. Кондрашов выделяют такие виды конституционных санкций, как:

- правовостановительные (признание неконсти-туционным, недействительным закона, иного нормативного акта, отмена или приостановление действия незаконного акта);

- карательные, под которыми понимаются «меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя» (досрочные выборы, отрешение от должности Президента РФ, отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, приостановление либо роспуск законодательного органа, др.);

- пресекательные меры, или санкции пресечения (Н.М. Колосова называет такие примеры санкций, идентичных рассматриваемой группе, как «введение чрезвычайного положения, приостановление действия акта органов исполнительной власти субъектов РФ, вето Президента РФ; А.А. Кондрашов в качестве примера «пресекательной санкции «приводит» - «ввод на территорию субъекта Федерации подразделений полиции, армии, национальной гвардии для подавления мятежей, беспорядков, сепаратистских выступлений»).

Н.М. Колосова, помимо названных выше трех, выделяет и такой вид конституционных санкций, как «предупредительные санкции» («письменное предупреждение органами юстиции о прекращении деятельности общественного объединения и др.»).

Обратим внимание, что Н.М. Колосова кладет в основу приведенной выше классификации критерий «неблагоприятных последствий и характера, способа законодательного принуждения к нарушителям» (или «цели и последствия санкций») [3]. А.А. Кондрашев основания этой же (совпадающей у обоих авторов по трем из четырех показателей) классификации именует иначе. Он утверждает, что в основе приведенной выше классификации лежит «функциональный критерий». В то же время, с основаниями, названными и Н.М. Колосовой, А.А. Кондрашов отождествляет другие версии классификаций конституционных санкций, «расходящиеся с их группировкой по «функциональному критерию». Помимо упомянутого, он предлагает классификацию санкций конституционной ответственности по таким основаниям, как:

- по правовому результату;

- на основе временного критерия;

- по степени использования государственного принуждения;

- в зависимости от органов, осуществляющих их применение [4].

Классификации санкций конституционной ответственности могут быть разнообразны. Однако, по нашему мнению, исходной должна быть их группировка по критериям особенностей субъекта и объекта конституционной ответственности. В этой связи мы различаем:

- санкции конституционной ответственности, предусматриваю-щие неблагоприятные последствия для самих органов (должностных лиц) публичной власти как субъектов конституционно-правового нарушения; применение этих санкций обеспечивает действие принципа верховенства Конституции;

- санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти - изданный им закон, иной нормативный акт; применение этого вида санкций обеспечивает принцип высшей юридической силы Конституции;

- санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества – выборов, референдума, функционирование партий, др.; конституционные санкции в отношении физических и юридических лиц. Эту разновидность санкций мы бы определили как санкции, обеспечивающие применение и иные формы непосредственной реализации Конституции.

В пределах каждой из выделенных трех классификационных групп возможна дифференциация конституционных санкций по критерию характера (содержания) неблагоприятных последствий, которые ими предусматриваются.

По состоянию на 1 января 2002 г. в законодательстве РФ закреплено множество санкций конституционной ответственности, что свидетельствует о значительном повышении авторитета Конституции РФ и развитии гарантий конституций (уставов) субъектов РФ.

Прежде чем перейти к анализу системы санкций конституционной ответственности, обратим внимание на то, что по критериям процедуры и санкций конституционная ответственность внешне весьма приближена к такой разновидности юридической ответственности, как дисциплинарная ответственность. Однако конституционная ответственность наступает прежде всего в отношении выборных органов (должностных лиц). И это ответственность не в порядке подчиненности либо служебной иерархии, а ответственность либо перед источником наделения властными полномочиями, либо ответственность как элемент механизма «разделения властей», либо ответственность перед специализированными судебными органами – конституционного правосудия.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Защита права собственности Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Вернуться к списку публикаций