2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ

Вопрос о специфике отраслевой адекватности конституционной ответственности в современной науке подменяется вопросом об источниках правового регулирования конституционной ответственности. В этой связи некоторые специалисты говорят, что источником конституционной ответственности является не только Конституция, но и иное законодательство, другие настаивают на том, что – только Конституция.

По нашему мнению, вопрос о специфике перечня источников конституционной ответственности необходимо исследовать в контексте более глобальной темы – о соотносимости конституционной ответственности с отраслью права. В отличие от иных видов юридической ответственности (гражданско-правовой или материально-правовой, административно-правовой, дисциплинарной), конституционная ответственность адекватна только одной отрасли права – конституционному праву. В этом она сходна с уголовно-правовой ответственностью, которая также наступает за нарушение норм только одной отрасли права – уголовного права. Вместе с тем, основания конституционной ответственности отражают специфику предмета конституционного права в сравнении с иными отраслями права. Напомню, что предмет конституционного права как отрасли имеет две особенности. С одной стороны, как известно, конституционное регулирование охватывает все сферы общественных отношений, т.е. конституционное право осуществляет межотраслевое регулирование общественных отношений. Нормы конституционного права регулируют «верхний срез», «базовые», наиболее фундаментальные общественные отношения, которые предопределяют содержание всех остальных отношений, регулируемых нормами иных отраслей. Таким образом, с одной стороны, конституционное право осуществляет межотраслевое, совместное с другими отраслями правовое регулирование. Это предполагает широкое определение системы источников конституционной ответственности: не только Конституция как обязательный, основной источник, но и все иные источники конституционного права как отрасли.

Их можно квалифицировать как дополнительные, производные (в сравнении с Конституцией) источники конституционной ответственности. Иное законодательство следует соотносить с источниками конституционной ответственности, поскольку на их основе, в конечном счете, осуществляется квалификация конституционного правонарушения как основания конституционной ответственности.

Например, Конституция гарантирует принципы общественного строя. Особенности конституционной технологии правового регулирования в том, что соответствующие принципы закрепляются в Конституции в весьма обобщенной, абстрактной формуле. Но ответственность за их нарушение может быть только конкретной, а не абстрактной. Конституционная ответственность наступает не за абстрактные, а за конкретные правонарушения, которые могут быть квалифицированы в качестве таковых на основе норм законодательства, развивающего соответствующие конституционные принципы. Таким образом, квалификация конституционного правонарушения осуществляется на основе норм не только Конституции, но и иного законодательства, регулирующего конституционные отношения. Мерами же конституционных взысканий (конституционными санкциями) за правонарушения в общественных отношениях, составляющих сферу совместного регулирования конституционными и иными отраслями права, следует считать санкции, предусмотренные в самой Конституции. Преимущественно речь идет о санкции признания недействительными законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции (п. 6 ст. 125 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.).

Другая особенность предмета конституционного регулирования как отрасли права заключается в том, что есть сферы общественных отношений, которые регулируются исключительно (либо преимущественно) нормами конституционного права как отрасли (сферы отношений, связанные с федеративной формой государственного устройства России; формой правления в РФ, т.е. с функционированием механизма «разделения властей» по вертикали и горизонтали; властеотношения, возникающие в процессе взаимодействия главы государства, законодательной, исполнительной, судебной власти; взаимодействия государственной власти и местного самоуправления; властеотношения, связанные с реализацией форм непосредственной демократии – выборов, референдума. Применительно к этим блокам общественных отношений в иных (помимо Конституции) источниках конституционного права содержится нормативный материал, позволяющий осуществлять не только квалификацию конституционного правонарушения, но и осуществлять выбор специфических мер конституционной ответственности, адекватных именно данным, конкретным видам конституционных правонарушений. Так, не только квалификация конституционного правонарушения, но и адекватные им специфические меры конституционной ответственности предусмотрены в уже названных выше: Законе об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (от 6 октября 1999 г., с изменениями в 2000 г.); Законе об общих принципах организации местного самоуправления (с изменениями и дополнениями от 4 августа 2000 г.); Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 г.) [1].

В качестве источников конституционной ответственности можно назвать и такие источники конституционного права, как: Федеративный договор (от 31 декабря 1992 г.; Закон РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24 июня 1999 г.; избирательное законодательство и Закон о референдуме РФ, Закон об общественных объединениях в РФ, Закон о политических партиях РФ, др. Допустим, Закон РФ о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ (от 24 июня 1999 г.) содержит ст. 21 «Ответственность сторон договора, соглашения», где сказано, что «договор, соглашение могут предусматривать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора, соглашения». В этой связи в Законе сказано, что: «Договор, соглашение могут предусматривать одностороннее расторжение договора, соглашения и обязанность возмещения ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, соглашения». Хотя источником ответственности называется даже не Закон, а договор, но ее конституционный характер обусловлен тем, что речь идет об ответственности в сфере государственно-правовых отношений.

В сфере выборов, референдума, функционирования общественных объединений к субъектам (участникам) общественных отношений могут применяться различные формы ответственности – конституционно-правовая, административная, материально-правовая, уголовно-правовая ответственность. Избирательное законодательство (1999 г.), Закон о референдуме РФ от 10 октября 1995 г., Закон об общественных объединениях РФ от 19 мая 1995 г. с изменениями и дополнениями 1998 г. Федеральный Закон о политических партиях, от 11 июля 2001 г. предусматривают различные виды ответственности. В этой связи, возникает вопрос: каковы критерии соотнесения норм указанного законодательства с конституционной либо иными видами юридической ответственности. По-нашему мнению критерием является классификация прав и свобод человека и гражданина на индивидуальные и коллективные: мерами обеспечения субъективных конституционных прав (индивидуальных, либо групп лиц) должны выступать все иные виды ответственности, за исключением конституционной, а способами защиты коллективных прав и тех индивидуальных прав, которые одновременно являются и коллективными (например, субъективное избирательное право на участие во всенародном голосовании в процессе выборов и референдума) – санкции конституционной ответственности.

Так, если продемонстрировать этот подход применительно к избирательному законодательству и законодательству о референдуме, то наша мини-концепция выглядит следующим образом. В сфере реализации субъективных (индивида, группы лиц) избирательных прав, таких, как: право быть внесенным в список избирателей; право индивида (партийного списка) на регистрацию на вакантные выборные должности; право на предвыборную агитацию; права кандидата и избирательного объединения (блока) на выдвижение своих наблюдателей в день подсчета голосов избирательной комиссией, их права на создание избирательных фондов и т.д. – к правонарушителям - участникам избирательной кампании (причем, не только гражданам и избирательным объединениям) должны применяться: либо административно-правовая, либо дисциплинарная, либо материально-правовая, или уголовно-правовая ответственность. Сфере же реализации коллективных избирательных прав (прав избирательного корпуса – как совокупности всех политически-правоспособных граждан) должна быть адекватна конституционная ответственность. Например, такие санкции, как признание выборов недействительными (несостоявшимися) избирательными комиссиями – необходимо квалифицировать как меры конституционной ответственности, предусмотренные в избирательном законодательстве. Это меры позитивной ответственности в отношении избирателей, означающие возложение на них дополнительной обязанности – в частности, вновь придти на избирательные участки и проголосовать, др.

Аналогично и в партийной ответственности (предусмотренной, например, Законом об общественных объединениях в РФ, Федеральным законом о политических партиях) можно найти свой административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой и т.д. и конституционно-правовой аспект. Имея в виду избранный нами критерий – об адекватности конституционной ответственности коллективным правам и свободам человека и гражданина, можно сделать заключение, что в «партийных отношениях» конституционную форму ответственности несет партийный коллектив (коллектив общественного объединения) в целом. Мерами конституционной ответственности при этом являются такие, как: приостановление деятельности общественных объединений, ликвидация общественного объединения (ст.ст. 42-44 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 17 мая 1997 г., с изменениями и дополнениями; ст.ст. 39-42 Федерального закона о политических партиях от 11 июля 2001 г.). Это, бесспорно, конституционная ответственность, т.к. основания ее предусмотрены прежде всего в тексте Конституции РФ, а не только в указанных Законах об партиях и общественных объединениях, согласно которой: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.; ст. 16 Закона РФ «Об общественных объединениях» 1997 г., с изменениями и дополнениями; ст. 9 Закона о политических партиях от 11 июля 2001 г.).



[1] СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005; 2000. №32. Ст. 3330; 2000. №31. Ст. 3205.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


О некоторых актуальных проблемах организации законодательной деятельности представительных органов власти в субъектах РФ
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
Культура прав человека - понятие и содержание
Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федераци
Вернуться к списку публикаций