2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц

Наряду с конституционными санкциями, предусматривающими неблагоприятные последствия для самих органов (должностных лиц) публичной власти и неблагоприятные последствия для действия изданных (принятых) ими нормативных правовых актов - третий вид санкций конституционной ответственности, названный в предложенной нами выше трехзвенной классификации, составляют конституционные санкции, применяемые в сфере функционирования институтов гражданского общества - выборов, референдума, функционирования партий, др., а также санкции конституционной ответственности в отношении физических и юридических лиц. В перечень санкций, выделяемых по критерию их адекватности институтам гражданского общества, мы включаем следующие.

Во-первых, широкий блок составляют санкции за нарушение законодательства о выборах и референдумах, которые, по нашему мнению, необходимо квалифицировать именно как санкции конституционной ответственности. Отождествление санкций за нарушение законодательства о выборах и референдумах с конституционной ответственностью может вызвать возражения: а почему не с административно-правовой? На наш взгляд, все то, что связано с публично-правовой сферой, с процессом осуществления публичной власти либо попытками «войти во власть», должно идентифицироваться, прежде всего, с конституционно-правовой ответственностью. Особенно это очевидно, когда речь идет о санкциях как неблагоприятных последствиях для коллективных избирательных прав или права на референдум. Однако это относится и к ответственности за нарушение индивидуальных избирательных прав. В перечне этого блока санкций можно назвать:

а) отказ избирательной комиссии зарегистрировать кандидата (список кандидатов) по таким основаниям, предусмотренным федеральным законом, как

- существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ порядка сбора подписей;

- «недостаточное количество предоставленных достоверных подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей», обнаруженных при проверке, если избирательным объединением не был внесен избирательный залог;

- недостоверность сведений биографического характера, должности, сведений о неснятых или непогашенных судимостях, если «недостоверность этих сведений носит существенный характер»;

- «существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств» (п. 9 ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г.).

б) отказ в регистрации избирательной комиссией инициативной группы по проведению референдума в связи с нарушением инициативной группой Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта РФ, устава муниципального образования (п. 13 ст. 33 Закона РФ 1997 г. в редакции 30 марта 1999 г.);

в) отмена избирательной комиссией регистрации списка кандидатов, если после регистрации избирательное объединение, избирательный блок исключили из списка более 25% от общего числа кандидатов в зарегистрированном списке (п. 13 ст. 32 ФЗ 1997 г. в редакции 30 марта 1999 г.; постановление Конституционного Суда РФ;

г) отмена избирательной комиссией регистрации индивидуального кандидата (списка кандидатов), если выяснится, что при проведении предвыборных мероприятий (оплата работ по сбору подписей, др.) кандидат, избирательное объединение, блок помимо средств собственного избирательного фонда использовали и иные денежные средства (п. 12 ст. 47 ФЗ 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г.);

д) отмена судом регистрации кандидата (списка кандидатов) на основе обращения в суд с представлением избирательной комиссии, либо иных компетентных органов, организаций, граждан в случае злоупотребления зарегистрированным кандидатом либо избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации: проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом (пп. 2, 7 ст. 45);

е) вынесение предупреждения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, блоку, инициативной группе по проведению референдума о недопустимости нарушения иных правил предвыборной агитации (п. 7 ст. 45);

ж) конфискация избирательного залога, внесенного с целью регистрации индивидуального кандидата либо регистрации списка кандидатов избирательного объединения, блока, и его перечисление в доход соответствующего бюджета (РФ, субъекта РФ, муниципального образования, если кандидат (список кандидатов) не набрал по результатам голосования минимального числа голосов избирателей, установленного федеральным законом, законом субъекта РФ (указанный минимум не может быть более 5% для единоличных кандидатов и не может быть более 3% для списка кандидатов) (п. 5 ст. 32);

з) возвращение зарегистрированным кандидатом (избирательным объединением, блоком, зарегистрировавшим список кандидатов) средств, перечисленных на его избирательную кампанию из бюджета соответствующего уровня, если по результатам голосования он набирает менее установленного федеральным законом, законом субъекта РФ числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (минимум не может превышать 3% от числа голосов избирателей по одномандатным избирательным округам и 2% - для избирательных объединений, избирательных блоков) (п. 16 ст. 47);

и) отложение выборов по решению избирательной комиссии и в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов» (п. 14 ст. 32);

к) признание соответствующей избирательной комиссией выборов несостоявшимися (недействительными) и назначение повторных выборов в случаях, если:

- в первичных выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено в законе;

- «число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов»;

- право принять участие в распределении депутатских мандатов по итогам голосования за списки кандидатов получили «менее чем два списка кандидатов»;

- «за списки кандидатов, получивших согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов» (п. 2 ст. 58);

л) признание соответствующей избирательной комиссией референдума несостоявшимся (недействительным) и признание решения не принятым на референдуме «в случае, если в референдуме приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума» (п. 6 ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 1997 г. в ред. 30 марта 1999 г.).

Во-вторых, наряду с санкциями за нарушение законодательства о выборах и референдумах к конституционным санкциям, применяемым в сфере функционирования институтов гражданского общества, относятся и санкции конституционной ответственности партий и иных общественных объединений. В их перечне можно назвать такие:

а) возложение на общероссийские и международные общественные объединения обязанности в установленный срок устранить нарушения конституционных принципов создания и деятельности общественного объединения в РФ и прекратить совершение действий, противоречащих уставным целям, путем внесения Генеральным прокурором РФ соответствующего представления в руководящие органы общественных объединений (ч. 2 ст. 42 Закона РФ «Об общественных объединениях» с изменениями и дополнениями от 17 мая 1997 г. и 19 июля 1998 г.).

Для политических партий в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом, предусмотрена такая санкция, как вынесение партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению двух письменных предупреждений регистрирующим органом (п. 1 «в» ст. 38 Закона РФ о политических партиях от 11 июля 2001 г.);

б) возложение на общественное объединение обязанности устранить нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ; прекратить совершение действий, противоречащих уставным целям путем внесения органом, регистрирующим общественное объединение, двух письменных предупреждений (ч. 4 ст. 42 закона об общественных объединениях).

В отношении политической партии при наличии указанных обстоятельств выносится лишь одно письменное предупреждение регистрирующим органом, который одновременно устанавливает сроки устранения партией нарушений Конституции РФ и федеральных законов (не менее 2-х месяцев) (п. 1 ст. 39 Закона о партиях); аналогично, региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии за нарушение конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов о политических партиях, иных федеральных законов также выносится лишь одно письменное предупреждение, но уже не федеральным регистрационным органом, а соответствующим территориальным регистрирующим органом, который также устанавливает (хотя уже иные) сроки устранения нарушений (не менее 1-го месяца) (п. 2 ст. 39 Закона о партиях);

в) приостановление деятельности общероссийских и международных общественных объединений «на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Генерального прокурора РФ в случае непринятия указанными общественными объединениями мер по устранению нарушений конституций, уставов и законов РФ и субъекта РФ на основе представления Генерального прокурора (ч. 2 ст. 42 Закона РФ об общественных объединениях) с целью устранения общественными объединениями нарушений.

Подобная санкция действует и в отношении партий, как важнейшей разновидности общественных объединений, но с некоторыми процедурными особенностями: решение Верховного Суда РФ о приостановлении деятельности политической партии принимается на основе заявления не Генерального прокурора РФ, а федерального регистрирующего органа. Эта санкция применяется не только в случае игнорирования партией письменного предупреждения регистрирующего органа о нарушениях партией Конституции РФ и федерального законодательства, не только при неустранении нарушения, но и необжаловании предупреждения регистрирующего органа в суд (п. 1 ст. 39 Закона о партиях);

г) приостановление деятельности межрегиональных, региональных и местных общественных объединений судом субъекта РФ по заявлению прокурора данного субъекта РФ «в порядке, предусмотренном Законом РФ «О прокуратуре РФ» (ч. 3 ст. 42 Закона) с целью устранения общественным объединением нарушений.

Санкция приостановления деятельности распространяется на статус региональных отделений или иных структурных подразделений и такой разновидности общественных объединений, как политические партии. Но опять-таки есть особенности оснований и процедуры применения этой санкции: приостановление осуществления полномочий на срок 6 месяцев решением Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления не прокурора субъекта РФ, а соответствующего территориального регистрирующего органа; не только в связи с неустранением нарушения Конституции и законов, но и в случае необжалования в суд предупреждения регистрирующего органа о наличии нарушения и необходимости его устранения (п. 2 ст. 39 закона РФ о политических партиях);

д) приостановление на определенный срок деятельности общественных объединений судом на основе заявления органа, регистрирующего общественные объединения в случае непринятия общественным объединением мер по устранению нарушений конституций, уставов и законов РФ и субъекта РФ на основе двух письменных предупреждений органа, регистрирующего общественные объединения с целью устранения общественным объединением нарушений (ч. 4 ст. 42 Закона).

Негативные последствия указанных выше случаев приостановления деятельности общественного объединения обнаруживаются в том, что «на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями и уплаты штрафов» (ч. 1 ст. 43 Закона РФ «Об общественных объединениях»). Кроме того, следствием приостановления деятельности общественного объединения (в случае неустранения причин приостановления) может быть ликвидация общественного объединения (ч. 2 ст. 43 Закона);

е) ликвидация по решению суда общероссийского или международного общественного объединения (на основе заявления Генерального прокурора РФ), либо межрегионального, регионального и местного общественных объединений (на основании заявления прокурора соответствующего субъекта РФ), либо политической партии (Верховным Судом на основе заявления федерального регистрирующего органа); либо регионального отделения и иного структурного подразделения партии (Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа на основе заявления федерального регистрирующего органа или соответствующего территориального регистрирующего органа) - «цели или действие которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни» (ст. 44 Закона об общественных объединениях; п. 3 «а» ст. 41, п. 3 «а» ст. 42 Закона РФ о политических партиях от 11 июля 2001 г.);

ж) ликвидация по решению суда общероссийского или международного общественного объединения (на основе заявления Генерального прокурора РФ) либо межрегионального и местного общественных объединений (на основе заявления прокурора соответствующего субъекта РФ) – в случаях «виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан»;

з) ликвидация по решению суда общероссийского или международного общественного объединения (на основе заявления Генерального прокурора РФ) либо межрегионального, регионального и местного общественных объединений (на основе заявления прокурора соответствующего субъекта РФ) - в случаях «неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям» (там же).

В завершение анализа системы санкций конституционной ответственности, зафиксированных в законодательстве РФ, обратим внимание на меры юридического воздействия, основанные на применении конституционных норм, которые могут одновременно выступать и в качестве многосоставных санкций конституционной ответственности (в зависимости от оснований их применения):

- введение Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (п. 2 ст. 87 Конституции РФ 1993г.);

- введение Президентом РФ чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции РФ 1993г.);

- связанные с этими режимами возможные временные ограничения прав и свобод (п.1 ст. 56), приостановление деятельности общественных объединений и др.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


К вопросу об источниках конституционного права
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Предварительные итоги функционирования новых конституционных строев в странах бывшего СССР
Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)
Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Вернуться к списку публикаций