2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Критерии конституционной ответственности



Критерии конституционной ответственности


Содержание

  1. Развитие научных исследований института конституционной ответственности в российской юриспруденции
  2. Специфика отраслевой адекватности и источники правового регулирования конституционной ответственности в РФ
  3. Специфика оснований конституционной ответственности
    1. Основания позитивной конституционной ответственности
    2. Основания негативной конституционной ответственности
    3. Субъективная сторона конституционного правонарушения
  4. Санкции конституционной ответственности и механизм их применения
  5. Признаки санкций конституционной ответственности, их перечни и классификации в юридической науке
  6. Санкции конституционной ответственности, адресованные органам (должностным лицам) публичной власти – субъектам конституционного правонарушения
  7. Санкции конституционной ответственности, направленные на результат (продукт) деятельности органа (должностного лица) публичной власти – изданный ими закон (иной правовой акт)
  8. Санкции конституционной ответственности в сфере функционирования институтов гражданского общества и в отношении физических и юридических лиц
  9. Механизмы применения мер конституционной ответственности
  10. Литература

К началу третьего тысячелетия, новый для российских традиций институт конституционной ответственности все более приобретает в РФ качество универсального (всеобъемлющего) принципа организации публичной власти. В частности, 1999-2000 гг. можно, думаю, без преувеличения определить как период «бума» в расширении сферы конституционной ответственности в истории России. Федеральная власть впервые активно заявила о своих претензиях на осуществление исходного правового регулирования нормативов и механизмов конституционной ответственности органов и должностных лиц публичной власти субъектов РФ и местного самоуправления по «вертикали» и «горизонтали» власти. Свидетельствами тому являются: Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ» от 6 октября 1999 г. [1] и изменения и дополнения к нему от 29 июля 2000 г. и 8 февраля 2001 г. [2]; и ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 4 августа 2000 г. [3]; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» [4]; а также ряд законопроектов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по обозначенной тематике: в частности, «Об ответственности органов государственной власти и их должностных лиц за несоблюдение Конституции РФ, законов и неисполнение решений федеральных судов», др.

С принятием указанных законов, федеральное правовое регулирование зоны конституционной ответственности, которое прежде ограничивалось преимущественно установлением конституционной ответственности высших федеральных органов и должностных лиц (ответственность Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судей Конституционного Суда) – охватило и нижестоящий политико-территориальный уровень (органы и должностные лица публичной власти субъектов РФ) и административно-территориальные звенья (органы и должностные лица публичной власти в системе местного самоуправления) всех ветвей публичной власти в РФ. Хотя конституционная ответственность – это, прежде всего ответственность публичной власти, но в отдельных случаях она может быть направлена и против физических и юридических лиц, общественных объединений. Расширение масштабов конституционной ответственности в России актуализирует научные исследования этого государственно-правового института в российской юриспруденции. По состоянию на 2000-2001 гг. тема конституционной ответственности в Российской науке переживает своеобразный «ренессанс» - она определяет содержание дискуссий на конференциях в ведущих научных центрах страны; этой теме посвящаются наиболее востребуемые научные монографии и статьи.



[1] СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.

[2] СЗ РФ. 2000. №31. Ст. 5204.

[3] СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3330.

[4] СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112




Интересное:


Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Вернуться к списку публикаций