2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые нормы и институты



Конституционно-правовые нормы и институты


6. По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина. Специалисты считают, что к управомочивающим относятся и конституционные нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.: «Хотя они и содержат установления, сформулированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний». Такова, в частности, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [14, с. 10].

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям» [15]. Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. А среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу» [16]. Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов - федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Возвращаясь к теоретическому определению обязывающих норм, хотелось бы сказать следующее. Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

7. По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения [17, с. 173].

Однако чаще в научной литературе в качестве критерия классификации правовых норм на императивные и диспозитивные называют особенности метода, способа правового регулирования. При этом под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения [18].

По нашему мнению, такая дифференциация – лишь частный случай приведенного выше общего правила о критериях разграничения императивных и диспозитивных норм.

8. По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» [19] и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ». Так, в настоящее время уже исчерпала срок своего действия и представляет собой лишь историческую справку норма п. 3 раздела II Конституции РФ 1993 г., где говорится, что «Президент РФ … со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран», поскольку эта норма предназначалась для действовавшего тогда Президента РФ Б.Н. Ельцина, который в декабре 1999 г. ушел в отставку. Исчерпаны по времени их действия и положения п. 9 раздела II Конституции, согласно которым «депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства РФ»; «Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе».

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

Интересно обратить внимание на то, что в одном из постановлений Конституционного Суда РФ говорится о целесообразности создания исчерпывающих себя во времени норм конституционного права. Так, в решении по делу «О толковании ст.ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. I) и 112 Конституции РФ» [20]. Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой Президент РФ компетентен осуществлять временное регулирование по вопросам федерального ведения в случае отсутствия федерального закона и на период до принятия последнего.

9. По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

10. В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.


Овсепян Ж.И., профессор, д.ю.н.


1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

2. Морозова Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР // Советское государство и право. 1980. № 7.

3. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

4. Коток В.Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и контроль в СССР // В кн.: Вопросы советского государственного (конституционного) права. Труды Иркутского государственного университета. Т. 81. Серия юридическая. Вып. 12. Ч 2. Иркутск, 1971. С. 101; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 45-46.

5. Рыжов В.А. Предмет и метод конституционного права // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1999.

6. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998.

7. Михалева Н.А. Социалистическая Конституция. М., 1981. С. 140; Морозова М.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 51-55; Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. М., 1956. С. 35.

8. Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978. С. 178; Копейчиков В.В. Конституция развитого социализма: теоретические основы, сущность, функции. Киев. 1979. С. 21; Александров Н.Г. О месте трудового и колхозного права в системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. № 5. С. 120.

9. Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 12; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 8.

10. Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М.,1940. С. 186.

11. Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 35-36; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 72-73.

12. Критику этой возможности см.: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 76.

13. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.

14. Козлова Е.И. Государственно-правовые нормы и институты // В кн.: Государственное право РФ. М., 1996.

15. Козлова Е.И. Указ. соч. С. 10; Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 91-92.

16. Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 91.

17. Йоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

18. Более подробно см. об этом в § «Метод конституционного права…»

19. СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

20. СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций