2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые нормы и институты



Конституционно-правовые нормы и институты


Суть второго подхода к определению структуры нормы конституционного права (его придерживаются немногие специалисты, но, на наш взгляд, он весьма продуктивен и убедителен) заключается в том, что нельзя смешивать понятия «норма права» и «статья закона (конституции)». «Норма права», по их мнению, – это собирательное понятие; составляющие ее структуру компоненты следует искать не в одной статье закона (конституции), а в нескольких либо даже в разных нормативных актах. Так, П.Е. Недбайло в свое время писал: «Действительно, ряд статей конституции и других законов не содержит указаний на условия их применения или на последствия их нарушения. В таких случаях гипотезу или санкцию нужно отыскивать в других статьях или в других актах или устанавливать чисто логическим путем» [13, с. 65].

При таком методологическом подходе подразумевается вывод, что конституционно-правовая норма имеет не усеченную, а полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы.

Независимо от того, какого методологического подхода придерживаться, бесспорно одно: особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений.

11. Конституционно-правовые нормы характеризуются значительной спецификой содержания и системы санкций. Своеобразие содержания и видов конституционно-правовых санкций обусловлено особенностями круга субъектов конституционно-правовых отношений (а следовательно – и конституционно-правовой ответственности). Ими являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления. Другая причина, объясняющая особенности конституционных санкций, заключается в том, что они адресованы не только субъектам конституционных правонарушений, но результатам (продукту) их деятельности. В этой связи можно, допустим, назвать такую, широко применяемую ныне в РФ конституционно-правовую санкцию, как признание закона (иного нормативного акта) недействительным и прекращение (отмены) его действия. Примерами других санкций, адресованных не нарушителю, а продукту его деятельности, является, в частности, приостановление действия акта исполнительной власти и некоторые другие.

В перечне конституционно-правовых санкций, неблагоприятные последствия которых прямо адресованы правонарушителю (органу либо должностному лицу публичной власти), можно назвать: предупреждение выборного высшего должностного лица публичной власти о необходимости соблюдения и исполнения Конституции; лишение должности высшего должностного лица государственной власти либо местного самоуправления (Президента РФ, либо президента субъекта РФ, либо губернатора субъекта РФ, либо главы (мэра) муниципального образования); отставка правительства (РФ, субъекта РФ); выражение недоверия, отказ в доверии Правительству; роспуск законодательного органа РФ, субъекта РФ в установленном Конституцией и законом порядке); роспуск представительного органа местного самоуправления либо признание итогов выборов (референдума) недействительными, признание выборов (референдума) несостоявшимися и др.

12. Конституционно-правовые нормы, тождественно иным правовым нормам, в отличие от иных социальных норм (морали, традиций и т.д.), обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения, т.е. применения санкций в случае нарушения норм конституционного права, специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает прежде всего перед источником наделения властными полномочиями – например, выборные органы (должностные лица) публичной власти несут конституционную ответственность перед народом, которому принадлежит вся полнота власти (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.), перед избирателями, Генеральный прокурор РФ несет ответственность перед Советом Федерации, который назначает его на должность (ст. 129 Конституции РФ), Председатель Правительства несет ответственность (в конечном счете) перед Президентом РФ, поскольку он назначается Президентом с согласия Государственной Думы (пп. 1, 2 ст. 109, ст. 117 Конституции РФ) и т.д.

Специфика судебных механизмов применения мер конституционной ответственности заключается в том, что основная часть санкций конституционных норм, реализуемых в судебной сфере, применяется специализированным видом судов - Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Так, именно конституционные (уставные) суды вправе признавать закон (иной нормативный акт, внутригосударственный договор) недействительными и прекращать их действие.

13. Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов. Процесс институционализации присущ высокоорганизованной правовой системе. В Российской Федерации создается развитая система конституционно-правовых институтов. Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородную группу (блок) общественных отношений. Конституционно-правовые институты можно дифференцировать на два вида: сложные (многосоставные) и простые (односоставные).

К многосоставным институтам относятся: институты конституционного строя, институт конституционно-правового статуса человека и гражданина; институт федерализма; институт выборов; институт главы государства; институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт судебной власти; институт местного самоуправления.

Простой (односоставный) конституционно-правовой институт – это часть многосоставного. Так, многосоставный институт конституционного строя может быть дифференцирован на такие простые (односоставные), как: институт политических принципов конституционного строя; институт экономических принципов конституционного строя; институт принципов социального строя; институт принципов правовой системы; институт партий и иных общественных организаций; институт референдума. Причем последние два можно характеризовать и как подинституты института политического строя. А многосоставный институт конституционного статуса человека и гражданина включает три простых (односоставных) института: институт гражданства; институт прав и свобод; институт обязанностей. В многосоставном институте законодательной власти различаются: институт парламента, институт законодательного процесса, институт статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и т.д.

Крупнейшие институты могут рассматриваться как подотрасли конституционного права – например, парламентское право.

Существуют разные виды конституционно-правовых норм, различные критерии и варианты их классификаций.

1. В зависимости от их предназначения в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные. Разница между ними в следующем. Материально-правовые нормы отвечают на вопрос, что регулируется; таким образом они закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности, например, являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения).

Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права. В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума (Палаты Федерального Собрания - Парламента России) заседают раздельно (п. 1 ст. 100 Конституции РФ 1993 г.). Или еще один пример: согласно Конституции, «федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы», а «принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации» (пп. 2, 3 ст. 105 Конституции РФ). Очень много процессуальных норм содержится в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы, которые в этой связи могут быть охарактеризованы как специальные своды процедурных норм [14, с. 11].

Для конституционного регулирования России в версии Конституции 1993 г. характерно значительное расширение и процессуальных норм о правах и свободах. Они сформулированы в ст.ст. 47-51 Конституции РФ. Здесь, например, закрепляются такие судебно-процессуальные права: «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом»; «обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом»; «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана…»; «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

2. По критерию функциональной направленности нормы конституционного права делятся на регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Большая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Охранительные нормы чаще представляют собой запреты. Так, положение Конституции о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.)» - это регулятивная норма. А формула, определяющая, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (там же) – это пример охранительной нормы.

3. На основе такого критерия, как специфика содержания, т.е. особенность круга регулируемых общественных отношений (или, что идентично - по критерию особенностей объекта правового регулирования) - конституционно-правовые нормы дифференцируются на следующие виды: нормы, регулирующие основы конституционного строя; нормы о правах и свободах; нормы о федеративном устройстве России; нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; нормы о местном самоуправлении.

4. С учетом особенностей формы их выражения, т.е. по источникам, видам нормативных актов, в которых они содержатся, различаются нормы конституционного права, которые устанавливаются: а) Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ; б) нормы, закрепляемые конституционными законами и иными законами РФ и субъектов РФ; в) нормы, фиксируемые указами Президента РФ, постановлениями Правительства; г) нормы конституционного права, сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах; д) нормы конституционного права, содержащиеся в Регламентах Палат Парламента РФ – Федерального Собрания, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного Суда РФ и аналогичных документах республик, краев, областей и автономий РФ (субъектов РФ); е) нормы, включенные в такой из источников конституционного права, как декларации РФ и субъектов РФ; ж) отдельные нормы конституционного права, закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, система норм конституционного права не исчерпывается только конституционно-правовыми нормами, т.е. нормами, содержащимися в Основных Законах двух уровней.

5. Дифференциация норм конституционного права осуществляется также с учетом иерархии нормативных актов – источников конституционного права, в которых содержатся те или иные нормы конституционного права. По юридической силе, т.е. в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права, они разделяются на такие виды: а) нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ 1993 г. (они имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ); б) нормы, зафиксированные в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8) (имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ); в) нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах, - источниках конституционного права и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Конституционное разрешение споров о компетенции
Новые региональные законы о выборах - проблемы введения смешанной избирательной системы
Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Вернуться к списку публикаций