2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах



Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах


Отрицательное влияние на взаимоотношения народа и государства и формирование доверия к власти оказывает ощущение незащищенности, возникающее у человека вследствие серьезных пробелов в текущем законодательстве. Отсутствуют важные законы, необходимые для защиты окружающей среды и населения от факторов, с которыми приходится иметь дело ежечасно. Так, до сих пор нет Федерального закона о почвах, о контроле над токсичными веществами, об отходах, о шумовом воздействии. Это связано с разными факторами, одним из которых является отсутствие ориентации российского законодательства на защиту и охрану окружающей среды.

Известно, что почвы страдают от газообразных выбросов в атмосферу в результате работы промышленных предприятий и транспортных средств. Законы, обеспечивающие охрану и защиту почв от антропогенного воздействия во многих государствах были приняты еще до принятия законов об охране атмосферного воздуха. В России попытки внести в законодательство об охране окружающей среды проект Федерального закона «О почвах» не увенчались успехом. Законопроект был cнят c paccмoтpeния в cвязи c oтзывoм aвтopaми проекта зaкoнoдaтeльнoй инициaтивы.

Что касается токсичных веществ, то регулирование обращения с ними обеспечивается законами о контроле над токсичными веществами, которые приняты во всех экономически развитых странах: в США, 1976 г.; ФРГ, 1981 г.; Японии, 1973 г.; Франции, 1977 г. и др. [1] Механизм правового регулирования включает требования к испытаниям токсичных веществ, их производству, хранению, транспортированию, использованию и удалению. На производителя или импортера химического вещества до поставки его на рынок (во Франции и других государствах) или до их производства (в США), что более предпочтительно, возложена обязанность уведомить компетентные государственные органы о намерении продавать (производить) вещество. Эти органы и принимают решения о разрешении продажи, производства вещества, его ограничении или запрете. В Российской Федерации нет законодательства о контроле над токсичными веществами, объединяющем положения о всех веществах, обладающих токсичным действием, классификации и нормативы, но большое внимание уделяется частным случаям, т.е. конкретным видам токсических веществ, которые в настоящее время значительно ухудшают окружающую среду.

Во-первых, следует сказать о проблемах, связанных с пестицидами [2] и агрохимикатами [3]. Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, являются высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.

В отличие от законодательства развитых зарубежных стран, где законы о пестицидах были приняты уже в 70-е годы, – Закон «О регулировании использования сельскохозяйственных химикатов» (Япония, 1948 г., с поправками и дополнениями, принятыми в последующие годы); Закон «О контроле за использованием пестицидов» (Греция, 1952 г.); Закон «О пестицидах" (Нидерланды, 1962, 1975 гг.); Закон «О пестицидах» (Бельгия, Финляндия, 1969 г.); Федеральный закон «Об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах» (США, 1947 г., с поправками и дополнениями, принятыми в последующие годы) и др., – в России только в 1997 г. был принят Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», установивший правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды. Были разработаны Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов» от 1 февраля 2002 г.

Во-вторых, одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов [4]. Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве – около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы.

В США, как и в странах Западной Европы, опасность диоксиновой токсикации осознана. Принято решение о ликвидации более тысячи из 6700 функционирующих сжигателей медицинских отходов. Ведется кампания за сортировку бытовых отходов, отделение пластмассовых изделий на стадии формирования мусора. В Швеции, мировом лидере в охране окружающей среды, бытовая сортировка мусора практикуется уже многие годы. Поразительны результаты борьбы с выбросами диоксинов в Нидерландах, где мусоросжигательные заводы также были основным источником выбросов диоксинов. В 1990 году эти выбросы составляли в ЭТ 412 г/год. Стоившая миллиарды долларов реконструкция заводов – оснащение их очистными сооружениями (адсорбция диоксинов на пирофорных углях) – привела к снижению выбросов в 1996 году до 4,1 г/год. Еще один способ снижения образования диоксинов при уничтожении мусора – его газификация и сжигание образующихся горючих газов с утилизацией твердых и жидких отходов. В России основным источником образования диоксинов являются предприятия химической промышленности и целлюлозно-бумажные комбинаты, на которых применяют хлорную отбелку целлюлозы. Сточные воды таких комбинатов содержат полихлордибензофураны. Заметную добавку к выбросам диоксинов в атмосферу привносят работающие на угле ТЭС и лесные пожары [5]. Общее количество выбросов диоксинов в России не установлено. О диоксиновой ситуации в России в 1990 году в докладе Государственной комиссии было сказано следующее:

«Средняя продолжительность жизни в СССР меньше, чем в ведущих странах мира. Увеличилось число больных с впервые установленным диагнозом новообразований. Установлен значительный рост специфических аллергических заболеваний, связанных с химическим и биотехнологическим загрязнением атмосферного воздуха. Вызывает особые опасения состояние здоровья подрастающего поколения. По данным обследования, абсолютно здоровые школьники составляют не более 20%, а в старших классах – 14%. В несколько раз возросло количество врожденных уродств. Возрастает число случаев спонтанного прекращения беременности. Генофонд страны находится в опасности. Недостаточное внимание к проблеме диоксина способствовало чрезмерному развитию технологий, поставляющих диоксин в природу, закупкам несовершенных технологий за рубежом. Это привело к загрязнению токсичными веществами больших территорий в аграрном секторе и появлению диоксинов в продуктах питания, загрязнению водоемов и выбросам этих ксенобиотиков в воздушное пространство» [6].

Российская Федерация – единственная из промышленно развитых стран, не проводившая развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. В целях защиты окружающей среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в Российской Федерации в 1995 г. была разработана федеральная целевая программа № 1102 «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 – 1997 годы». Однако практически полное отсутствие бюджетного финансирования в 1998 г. не позволило завершить и продолжить в необходимом объеме работы, начатые в рамках данной программы. Проводились лишь выборочные обследования в некоторых регионах, где ситуация по показателям диоксинового загрязнения приближается к ситуации экологического бедствия.

Почве и, в конечном счете, здоровью человека угрожают не только пестициды, агрохимикаты и диоксины. Научно-технический прогресс породил десятки тысяч ядовитых и токсичных веществ, требующих строгого контроля за обращением с ними. Для окружающей среды это огромная проблема, т. к. все эти вещества, воздействуя на нее, нарушают естественный баланс природных веществ и могут привести к экологическим катастрофам. При этом нужно учитывать и регламентировать не только нормы содержания веществ в окружающей среде, но и источники загрязнения. Например, важной проблемой является обращение и консервация отходов, являющихся сильным источником различных токсичных веществ, как содержащихся непосредственно, так и синтезирующихся в процессе разложения и с течением времени. В наиболее развитых странах уже осваиваются экологически безвредные способы переработки отходов, но для этого нужно решить огромное количество проблем, непосильных для развивающихся странам

Развитие России и вступление ее в новую фазу исторического развития привело к увеличению числа факторов, неблагоприятно отразившихся на состоянии окружающей природной среды. К таковым следует отнести снижение финансового обеспечения экологических программ, вызванное глубоким экономическим кризисом в стране, постройку иностранными фирмами экологически грязных производств, ввоз ими и размещение на территории России вредных отходов и т.д. Все это придает определенную специфику российским экологическим проблемам на фоне общих с другими странами проблем.

Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 %. В настоящее время только в Москве, по различным экспертным оценкам, в год образуется около 13,1 млн. т. отходов, из которых 3 млн. т. составляют промышленные отходы, 1,6 млн. т. – строительные отходы, 5,2 млн. т. – осадки очистных сооружений ливнестока, водопроводных станций и станций аэрации, 100 тыс. т. – медицинские отходы, 200 тыс. т. – биологические отходы, 3 млн. т. – твердые бытовые отходы (ТБО) [7] и 2,2 млрд. Ки радиоактивных отходов (РАО).

Cлoжившaяcя в Poccии cитyaция в oблacти oбpaзoвaния, иcпoльзoвaния, oбeзвpeживaния, xpaнeния и зaxopoнeния oтxoдoв вeдeт к oпacнoму зaгpязнeнию oкpyжaющeй срeды, нepaциoнaльнoмy иcпoльзoвaнию пpиpoдных pecypcoв, знaчитeльнoму экoнoмичecкoмy yщepбy и пpeдcтaвляeт peaльнyю yгpoзy здopoвью coвpeмeнныx и бyдyщиx пoкoлeний cтpaны.

Дo нacтoящeгo вpeмeни нe зaвepшeнa paзpaбoткa эффeктивнoй гocyдapcтвeннoй пoлитики в cфepe oбpaщeния c oтxoдaми. Пepexoд к pынoчнoй экoнoмикe нe вызвaл pocтa пepepaбoтки oтxoдoв. Oбocтpилacь нeoбxoдимocть coчeтaния гибкocти pынoчнoй экoнoмики, cпocoбнoй к быcтpой cыpьeвой пepeopиeнтaции, c дaльнoвиднoй гocyдapcтвeннoй пoддepжкoй, cтимyлиpyющeй иcпoльзoвaниe oтxoдoв и yмeньшeниe иx нeгaтивнoгo вoздeйcтвия нa oкpyжaющyю cpeдy.

В сфере обращения с отходами влияние новых политических и идеологических установок вызвало в последнее десятилетие радикальные изменения. В большинстве стран Европы и Северной Америки управление отходами включает обязательные этапы: программы снижения объемов образования отходов; широкое внедрение вторичного использования фракций отходов, обладающих потребительскими свойствами; использование соответствующих фракций отходов в качестве сырья для производственных процессов; извлечение и использование энергетического потенциала отходов; захоронение остатков отходов, не обладающих никакими полезными свойствами на экологически нейтральных полигонах.

Данная схема обращения с отходами в различных странах определяется конкретными экономическими, сырьевыми, демографическими и другими условиями, в зависимости от которых принимаются адекватные законодательные акты, запускаются соответствующие организационно-финансовые механизмы. В целом эти шаги направлены на создание условий, стимулирующих внедрение приоритетных для данной страны методов переработки отходов.

Масштабы производства опасных промышленных отходов, а также причинения реального и потенциального вреда окружающей среде при неправомерном обращении с ними предопределили принятие во многих государствах специальных законов о хранении, использовании и удалении отходов. Это – Закон об удалении отходов (Япония, 1971 г.); Закон о хранении ядовитых отходов (Великобритания, 1972 г.); Закон об избежании и удалении отходов (ФРГ, 1972 г.); Закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов (США, 1976 г.), Закон о сбросах в океан (США, 1972 г.). В последующие годы в эти законы вносились изменения и дополнения. Аналогичные законы в это же время были приняты и в других государствах.

В соответствии с законами ответственность за экологически корректное удаление отходов возложена на производителя. Законодательство устанавливает разрешительный порядок их удаления, строго регулирует учет операций с отходами и отчетность. Так, в США особым средством контроля за безопасным удалением вредных отходов является документ, называемый манифестом опасных отходов. Это сопроводительный документ по их удалению. Он заполнятся производителем в шести экземплярах. Первый экземпляр манифеста (белый) в течение 30 дней направляется полигоном по захоронению отходов в департамент контроля над токсичными веществами агентства по охране окружающей среды штата. Второй экземпляр (голубой) производитель отходов в течение 30 дней посылает в этот же департамент. Третий экземпляр (желтый) полигон в течение 30 дней посылает производителю отходов. Четвертый экземпляр (желтый) производитель сохраняет у себя. Пятый экземпляр (зеленый) перевозчик сохраняет у себя. Шестой экземпляр (белый) полигон сохраняет у себя. Таким образом, посредством манифеста обеспечивается взаимный контроль над движением опасных отходов [8].

Особое внимание как в США, так и в других странах, в том числе и в России, уделяется вопросу обращения с радиоактивными отходами. Образование радиоактивных отходов – неотъемлемое свойство ядерных технологий, а безопасное обращение с ними – важная часть проблемы безопасности ядерной энергетики. Основная задача здесь состоит в том, чтобы исключить распространение в окружающей среде радиоактивных веществ, образующихся при работе атомных станций, обеспечить приемлемый для общества уровень их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при хранении и перевозках в настоящее время и в будущем. Следует особо подчеркнуть, что радиоактивные отходы сохраняют свою потенциальную опасность в течение сотен тысяч лет. Поэтому проблема их обезвреживания затрагивает интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Таким образом, ускоряющееся развитие атомной энергетики в мире может иметь негативные последствия, если своевременно не принять меры к обезвреживанию радиоактивных отходов, количество которых постоянно растет.

Зарубежные государства такие меры принимают. В развитых странах разработаны комплексные и систематизированные законы: Закон США «Об энергетической реформе» 1974 г. и Код федерального государственного регулирования США (CFR) – статьи 10 и 40, Закон Швейцарской Конфедерации «О мирном применении атомной энергии» от 23 декабря 1959 г., Закон Германии «Об атомной энергии» 1960 г. и др. В России же обращение с РАО, особенно их захоронение, на многих предприятиях отрасли неудовлетворительное. Большая часть хранилищ РАО исчерпала допустимые сроки эксплуатации и находится в аварийном состоянии. При этом основное количество РАО образовалось и хранится на радиохимических предприятиях, ранее занимавшихся оборонной тематикой. Ввиду недостаточности средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий [9], накопленные РАО угрожают возникновением серьезных аварий с возможным облучением больших контингентов населения и радиоактивным загрязнением обширных территорий.

На законодательном уровне вопрос об обращении с РАО еще не решен. Предпринимались попытки принятия подобных законов, но, к сожалению, все они не были приняты по разным причинам: экономическим, политическим, социальным.

Еще одной проблемой в области охраны окружающей среды является шумовое воздействие на человека. Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы.

Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые повышают утомляемость человека, снижают его умственные возможности, значительно понижают производительность труда, вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы. Высокие уровни шума (более 60 дБ) вызывают многочисленные жалобы, при 90 дБ органы слуха начинают деградировать, 110 – 120 дБ считается болевым порогом, а уровень антропогенного шума свыше 130 дБ – разрушительный для органа слуха предел. Замечено, что при силе шума в 180 дБ в металле появляются трещины [10]. Шум губительно действует на слуховой аппарат, на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний.

Основные источники антропогенного шума – транспорт (автомобильный, рельсовый и воздушный) и промышленные предприятия. Наибольшее шумовое воздействие на окружающую среду оказывает автотранспорт (80% от общего шума). В настоящее время на автомобильных дорогах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России уровень шума от транспорта в дневное время достигает 90 – 100 дБ и даже ночью в некоторых районах не опускается ниже 70 дБ (предельно допустимый уровень шума для ночного времени – 40 дБ) [11].

Официальные данные свидетельствуют, что в России примерно 35 млн. человек (или 30% городского населения) подвержены существенному, превышающему нормативы воздействию транспортного шума [12].

В настоящее время все развитые зарубежные страны принимают меры борьбы с шумовым загрязнением среды: совершенствуются двигатели и другие части машин, этот фактор учитывается при проектировании трасс и жилых районов, используются звукоизолирующие материалы и конструкции, экранирующие устройства, зеленые насаждения. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты. Теперь выпускают такие самолеты, которые отвечают современным требованиям по уровню шума. Эти страны ввели ограничения на полеты российских самолетов устаревших типов. Например, Япония и Израиль вслед за странами Европейского Союза с 1 апреля 2002 г. запретили полеты таких российских самолетов. За рубежом уже приняты соответствующие законы, регулирующие данную ситуацию. В Российской Федерации законодательства, обеспечивающего охрану от воздействия шумов на человека, нет.

Говоря об отсутствии в России законов, обеспечивающих охрану окружающей среды, скажем и об отсутствии законов об охране человека.

В США, например, давно уже действует нечто подобное – закон «О фальсификации продуктов», а в 70-х годах принят закон «О недопустимости применения в пищевых продуктах добавок», могущих вредно повлиять на здоровье человека.

Старший научный сотрудник Института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР, кандидат медицинских наук Л.А. Сысоева заметила: «Наша продукция питания, и это ни для кого не секрет, столько содержит химических веществ, что просто ужас – и все эти добавки, между прочим, утверждены» [13].

Таким образом, законодательный вакуум, отчетливо обнаруживающийся в российском законодательстве на фоне более развитых законодательств зарубежных стран, может быть заполнен соответствующими актами, основная идея которых заимствована из законодательств этих стран. Это тем более очевидно, если обратить внимание на то, что предмет, регулируемый этими законами, интернационален. Необходимо гораздо меньшее количество усилий для интеграции зарубежного законодательства в российское. Естественно, разработка таких законов должна вестись с нуля с обзором зарубежных аналогов, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие с существующей правовой атмосферой и в то же время не потерять своего рода универсальность и их портируемость.

Проблемы экологического права в зарубежных странах, сравнительный анализ и оценка экологического права Российской Федерации с их позиций, а также с позиций международного экологического права – все это важнейшие участки научных исследований со стороны представителей науки экологического права Российской Федерации.

Становление и развитие экологического права в современном мире представляет собой комплексную проблему, позволяющую глубже и всесторонне осмыслить и параметры современного экологического права Российской Федерации.

Экологическое законодательство Российской Федерации в настоящее время нуждается в дальнейшем совершенствовании. Самое главное – это создание необходимых условий для оптимальной интеграции российского экологического законодательства с международным, для реализации принципов и норм международного права человека на благоприятную окружающую среду. Формальные условия для этого в Российской Федерации уже имеются. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы [14]. Это, безусловно, цивилизованное положение. Правда, обобщенной практики реализации этого положения сегодня в Российской Федерации пока еще не существует.

Однако Конституция РФ, закрепляя положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, еще не содержит достаточных требований относительно реализации основных прав и свобод российских граждан на уровне и в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Сегодня судебные органы вряд ли примут исковое заявление, руководствуясь только нормами международного права, если исковые требования нельзя обосновать ссылками на российское законодательство.

В заключение следует еще раз сказать, что некоторые приемы и накопленный опыт экономически развитых стран необходимо применить в России. Это очень важно, т. к. Российская Федерация не имеет достаточного опыта в области охраны окружающей среды в связи с тем, что только в начале 90-х годов стали приниматься соответствующие законы.

В связи с этим в России необходимо сделать следующее:

1. Принять законы о почвах, о контроле токсичных веществ, об отходах, о шумовом воздействии на человека, о содержании в продуктах питания химических добавок.

2. Систематизировать законодательство об охране окружающей среды.

3. Информировать население о текущем состоянии окружающей среды и законодательства путем конференций, собраний, в периодических изданиях.

4. Следует разработать и принять Федеральный конституционный закон «О порядке реализации норм и принципов международного права в национальном законодательстве Российской Федерации».

Следовательно, создание эффективной системы законодательного регулирования экологической обстановки в России полностью установится после заполнения всех пробелов в текущем законодательстве, что, в свою очередь, поднимет страну на новый уровень как в политическом, так и в культурном, экономическом плане, станет очередным серьезным шагом на пути создания демократического правового государства.


С. ШАТАЕВА, соискатель



[1] См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1999. С. 616.

[2] Пестициды – группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохозяйственной продукции, для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и подсушивания растений.

[3] Агрохимикаты – удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

[4] Класс соединений, включающий в себя полихрорированные дибензо-п-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества

[5] См.: Пурмаль А.П. Антропогенная токсикация планеты. Часть 2. Химия//Соросовский Образовательный журнал. http://www.pereplet.ru. 1998.

[6] Федоров Л.А. Диоксины как экологическая опасность. Ретроспективы и перспективы. М., 1993. С. 266.

[7] См.: Актуальные проблемы экологии мегаполиса//Информационно-аналитический сборник «Симптом». 2001. № 10 (116).

[8] См.: Каша Кабур Али Муса. Правовые проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Диссертация. М., 2000.

[9] Существует федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 – 2005 гг.» Но финансовое обеспечение этой программы выполняется всего на 1/10 от запланированного.

[10] См.: Особые воздействия на биосферу//http://www.omsk.edu.ru/schools/sch004/ecolog/gidr.htm

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Комсомольская правда. 1988. 10 июня.

[14] См.: Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 15. Ч. 4//Российская газета. 1993. 25 декабря.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федераци
Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Вернуться к списку публикаций