2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяКонституционное право — Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах



Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах


В мире насчитывается около 200 государств, в каждом из которых в ходе исторического процесса сформировалась своя правовая система в соответствии с потребностями регулирования общественных отношений, в том числе и регламентирующая отношения в сфере экологии.

Эти государства с разным уровнем экономического развития, с разным состоянием окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В некоторых странах экологическое право достигло высокого уровня развития и уже признается частью национальной правовой системы – новой отраслью наряду с традиционными отраслями права.

Конституционализация права на здоровую окружающую среду обусловлена тем угрожающим для жизни человечества состоянием окружающей среды, которого она вследствие экономической деятельности человека достигла во второй половине XX века. Противоречие, по крайней мере внешнее, между экономикой и экологией побудило современные государства использовать механизм правового регулирования, включая конституционный его уровень, для защиты среды обитания человечества и тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому его существованию.

Эта проблема отразилась в конституциях самых различных государств независимо от особенностей их политической системы. Так, по Конституции Грузии все имеют право жить в безвредной для здоровья окружающей среде, пользоваться природной и культурной средой, получать полную, объективную и своевременную информацию о состоянии среды его обитания и условий труда. В обязанность граждан входит оберегать природную и культурную среду. Государство, в свою очередь, обеспечивает охрану окружающей среды и рациональное природопользование в целях создания безопасной для здоровья человека среды в соответствии с экологическими и экономическими интересами общества, в интересах нынешнего и будущих поколений [1].

Охрана окружающей среды и природопользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г. Она признает право своих граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба. Кроме того, «каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение» [2]. С правом граждан соотносится обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины, преодолевать последствия Чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа [3]. Таким образом, в Конституции Украины закреплена экологическая функция государства.

Конституция Республики Казахстан, принятая в результате референдума 30 августа 1995 г., содержит лишь публичное заявление о том, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» [4]. При этом экологические права граждан не признаются.

В определенной степени совпадают подходы Украины и Казахстана к регулированию отношений собственности на природные богатства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности [5]. «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами прав собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, определяемой Конституцией» [6]. Кроме того, Конституция гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом [7].

В государствах – членах СНГ, идет активный процесс законотворчества. В Казахстане, например, приняты Законы «Об охране окружающей природной среды» (1991, 1997 гг.) и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (1992 г.), Земельный кодекс (1990 г.), Кодекс о недрах и переработке минерального сырья (1992 г.), Лесной кодекс (1993 г.), Водный кодекс (1993 г.), Законы «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» (1993 г.), «Об экологической экспертизе» (1997 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (1997 г.) и другие законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

Систему экологического законодательства Украины образуют Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), Земельный кодекс (1990 г.), Законы «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.), «О плате за землю» (1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1992 г.), «О животном мире» (1993 г.), Лесной кодекс (1994 г.), Кодекс о недрах (1994 г.), Закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Водный кодекс (1995 г.).

В Республике Беларусь наряду с Законом «Об охране окружающей среды» действуют Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс и Водный кодекс.

Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и государства – члены СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 80-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий. Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие законов, которых недоставало в прежней системе экологического законодательства, а во-вторых, гармонизация экологического законодательства с европейским. В этом, в частности, проявляется тенденция к их вхождению в европейское правовое пространство.

Раньше, чем в России, в этих государствах были созданы министерства охраны окружающей среды. Взаимодействуя с другими государственными структурами на национальном и местном уровнях, они решают проблемы окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) наблюдается поистине стремительное увеличение числа национальных законов и подзаконных нормативных актов, посвященных охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также сохранению особо ценных экологических систем и природных объектов. Более ста государств – членов ООН приняли заглавные комплексные законы об охране окружающей среды, регламентирующие политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Появились законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок планирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования, лицензирования, стандартизации, экономического регулирования в данной области практики, а также порядок учета, контроля состояния (мониторинга) природной среды, экологической экспертизы, инспектирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сферах человеческой жизнедеятельности, влияющей на природную среду. В некоторых странах – Колумбия, Сенегал, Филиппины – появились даже кодексы об охране окружающей среды – экологические кодексы (в России такой кодекс приняла Республика Башкортостан).

Более ста государств образовали и развивают административные системы экологического управления, возглавляемые министерствами или аналогичными государственными органами по окружающей среде и регулированию природопользования. Развивается взаимодействие между центральными и местными государственными органами по вопросам охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Законотворческий процесс по вопросам взаимодействия общества и природы весьма динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую экологическую проблему.

Существенным импульсом развития в таких экономически развитых государствах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и других, формированию законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путем принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы уже в прошлом и в начале нынешнего века. Их образцами могут служить Закон Великобритании «О щелочном и других видах производства» (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). В нем, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Такой меры нет даже в современном российском законодательстве. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился Закон «О зловредности» (Nuisance Act, 1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

При характеристике общих закономерностей формирования права окружающей среды в экономически развитых государствах следует подчеркнуть, что оно происходит в рамках исторически сформировавшихся систем права – романо-германской (или континентальной) и общего права. Соответственно, главным источником права в странах романо-германской правовой системы является закон, в странах общего (англо-американского) права наряду с законом источником правового регулирования охраны окружающей среды является прецедент, то есть решение суда по конкретному делу. Говоря современным языком, практика решения экологических проблем в рамках общего права уходит в средневековье. Такие формы исков, как устранение зловредности, помех (nuisance), связанных с загрязнением воздуха или вод, или нарушение владения (trespass to land), применялись судами еще в средние века.

В странах континентального права суды также играют важную роль в решении проблем охраны окружающей среды, но лишь в рамках концепции разделения властей. В США и Великобритании также действует принцип разделения властей, но роль судов там иная, более активная, чем, скажем, в континентальной Европе. Но и там наряду с принципом разделения властей действует принцип сдержек и противовесов. К примеру, в США это проявляется в том, что каждая из властей имеет влияние на другую. Например, руководитель Агентства по охране окружающей среды или судьи Федерального суда назначаются Президентом США, но с согласия Сената. Принятие закона в области охраны окружающей среды требует согласия обеих палат Конгресса и Президента. Президент имеет право наложить вето на принятый закон.

Конституции большинства государств содержат так называемые публичные заявления о том, что государство заботится о природе. Выражается это разными словами. Так, согласно Конституции Швейцарии (1962 г.), федеральная власть заботится о пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их, она субсидирует меры охраны природы и ландшафта. Конституция Италии (1974 г.) декларирует лишь то, что Республика охраняет природу. В соответствии со ст. 21 Конституции Голландии (1952 г.) Правительство заботится о качестве жизни в стране, защите и улучшении окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду, одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, предусмотрено преимущественно новыми конституциями зарубежных государств (Португалии, 1976 г., Испании, 1978 г., Турции, 1982 г., и Бразилии, 1988 г.). Определяется это право различно. Например, в ч. 1 ст. 45 Конституции Испании говорится, что «все имеют право пользоваться окружающей средой, подходящей для развития личности, а равно обязаны охранять ее» [8], а ч. 3 этой статьи предусматривает установление уголовной и административной ответственности лиц, нанесших окружающей среде ущерб, с возложением на них обязанности возместить его [9]. Сходное регулирование содержится в ст. 55 болгарской Конституции: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду» [10]. Конституции формируют основы правового регулирования охраны окружающей среды.

Интересно проследить особенности правовой системы в области охраны окружающей среды в конкретных экономически развитых странах.

США

США – одна из наиболее экономически развитых стран мира. Особенность американской правовой системы в области экологии заключается в том, что она основывается на сочетании нескольких категорий источников права, главное место среди которых занимают нормы общего права. Они сочетаются с законами, именуемыми в американской терминологии статутами, и подзаконными нормативными актами.

Экологическое законодательство США состоит из законов – статутов, принимаемых конгрессом США и законодательными собраниями штатов, а также из дополняющих, детализирующих их подзаконных нормативных актов министерств и ведомств и органов местных властей. Вначале были приняты Закон «Об охране федеральных вод от загрязнения» от 30 июня 1948 г. и Закон «О чистом воздухе» от 14 июля 1955 г. Центральное место в системе современного экологического законодательства США занимает Закон «О национальной политике в области охраны окружающей среды», принятый конгрессом в 1969 г. и вступивший в силу 1 января 1970 г., оказавший огромное влияние на развитие правового регулирования охраны природы во многих других государствах. Он преследует две основные цели: возложить на федеральные ведомства обязанность охраны окружающей среды, выполнение которой должно сочетаться с их основными полномочиями, и предусмотреть механизм реализации этой обязанности: экологические стандарты, лицензирование, предварительную оценку воздействия на окружающую среду, долгосрочное программирование природоохранной деятельности. Этот закон определил ответственность государственных органов в области охраны окружающей среды, возложил на Президента США обязанность подготовки и представления ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения. В нем установлены также общие требования оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и планированию природоохранительной деятельности. Закон регламентирует создание Совета по качеству окружающей среды в рамках исполнительного аппарата Президента на правах вспомогательного и совещательного органа. Совет занимает центральное место в разработке экологической политики и контроле ее реализации [11].

Система государственного экологического управления в США также является довольно сложной. На федеральном уровне в структуре органов исполнительной власти существует Агентство по охране окружающей среды, отвечающее главным образом за предотвращение и устранение загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и земной поверхности. Оно состоит из центрального аппарата и десяти региональных отделов (в городах Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас- Сити, Денвер, Сан-Франциско и Сиэтл), действующих независимо от штатных властей и местных органов. В каждом из пятидесяти штатов действуют свои агентства по охране окружающей среды или эквивалентные им органы, подчиняющиеся только губернатору штата.

Помимо этих органов, существуют Бюро управления земель, Службы национальных парков, Служба охраны рыб и диких животных. Геологическое наблюдение, Бюро рекламации (водохозяйственной мелиорации) находятся в структуре Министерства внутренних дел; Служба охраны почв, Служба леса – в структуре Министерства сельского хозяйства; Национальная океаническая н атмосферная администрация (НОДА) – в Министерстве торговли, включающая Службу морских рыбных ресурсов и Отдел управления береговой зоной; Береговая охрана – в Министерстве транспорта; Атомная регулирующая комиссия, Управление земель н природных ресурсов – в системе Министерства юстиции США. Все эти органы действуют помимо Совета по качеству окружающей среды Администрации Президента США и Агентства по охране окружающей среды. Таким образом, в Соединенных Штатах Америки пока нет консолидированной системы государственного экологического управления, которая бы наилучшим образом отвечала принципу единства природы.

Великобритания

Великобритания является примером страны, где установилось сравнительно мягкое правовое регулирование охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Здесь нет писаной конституции, нет конфиденциального права охраны окружающей среды или даже нормативного акта, который мог бы быть положен в его основу. Экологическое законодательство этой страны состоит из большого числа законов и подзаконных актов, которые посвящены охране отдельных элементов природной среды или регулированию конкретных видов человеческого воздействия на природную среду.

В Соединенном Королевстве действует система государственных органов, уполномоченных управлять охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, во главе с министерством окружающей среды. Министерство в основном выполняет координационные функции и обеспечивает общее политическое руководство, не прибегая к прямому администрированию, оперативное же управление осуществляют преимущественно органы местной власти.

С 1970 г. действует Комиссия по охране окружающей среды от загрязнения, имеющая статус независимой неправительственной организации, которая ведет наблюдение за эффективностью всей природоохранной деятельности в стране и разрабатывает стратегические предложения в этой области.



[1] См.: Конституция Грузии. Ст. 37 / http://www.cjes.ru.

[2] Цит. по: Конституция Украины. Ст. 50/Украинское право. Укрправо – ukrpravo.com, http://www.ukrpravo.com/Const/const_rus.shtml

[3] См.: Там же. Ст. 16.

[4] Цит. по: Конституция Республики Казахстан. Ст. 31/http://www.parlam.kz/Constitution.asp?ln=

[5] См.: Там же. Ст. 6.

[6] Цит. по: Конституция Украины. Ст.13/Украинское право. Укрправо – ukrpravo.com, http://www.ukrpravo.com/Const/const_rus.shtml.

[7] См.: Там же. Ст. 14.

[8] Цит. по: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 1 – 2/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. С. 158.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] См.: Экологическое право. Учебный курс//http://www.bs.yandex.ru/show/163. 1999.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции.
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора
Утверждение Третьей республики во Франции
Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Вернуться к списку публикаций