2012-01-23 19:02:54
ГлавнаяКонституционное право — Утверждение Третьей республики во Франции



Утверждение Третьей республики во Франции


Разработка и принятие Конституции Третьей республики

Французские законодатели разработали и приняли Конституцию Третьей республики за два с небольшим годом. Процесс разработки Конституции начался, по нашему мнению, в 1873 г. Именно в этот год был представлен министром юстиции Дюфором первый конституционный законопроект, а затем создана конституционная комиссия.

Следует отметить, что проект Ж. Дюфора от 19 мая 1873 г. явился исходным вариантом для А. Валлона, одного из активных разработчиков Конституции 1875 г., в его законодательной работе. Поэтому многие основные конституционные положения совпадают с предложениями Ж. Дюфора. Согласно данному проекту, состоящему из шестнадцати статей, Парламент Французской республики образуется из Сената и Палаты депутатов. Главой государства является Президент республики. Сенат избирается сроком на десять лет косвенным голосованием. Причем каждые два года 1/5 состава Сената обновлялась. Палата депутатов избирается на пять лет путем прямого голосования. Президент республики избирается на совместном заседании членов Сената, Палаты депутатов и делегаций из трех человек, избранных каждым генеральным советом Франции и Алжира. Право законодательной инициативы принадлежало обеим палатам и Президенту республики. В области законодательства у обеих палат были фактически одинаковые полномочия.

Однако данный законопроект был отвергнут Парламентом и только после принятия 20 ноября 1873 г. Закона «О септеннате» с 26 ноября по 4 декабря 1873 г. в Национальном собрании прошли выборы в Конституционную комиссию тридцати. В результате голосования большинство в комиссии получили монархисты; места распределились следующим образом: 25 человек правые (легитимисты и орлеанисты) и 5 человек - члены Левого центра (Ж. Дюфор, Э. Лабуле, Сезанн, Г. Ваддингтон и Вамеро). Председателем комиссии был избран Батби (Правый центр).

Поскольку Комиссия тридцати не торопилась с разработкой конституционного проекта, республиканцы в лице К. Перье выступили с предложением, чтобы данная Комиссия руководствовалась в своей работе статьей 1 законопроекта от 19 мая 1873 г., провозгласившей, что «Правительство Французской республики состоит из Сената, Палаты депутатов и Президента республики, главы исполнительной власти». Собрание отвергло это предложение 29 июня 187 4 года. Равно как и предложение одного из монархистов, в котором говорилось о безрезультатности прений, и ставился вопрос о самороспуске Собрания. Однако, за основу будущей конституции был взят проект, внесенный 15 мая 187 4 г. от имени правительства Мак-Магона вице-президентом Совета министров герцогом де Брольи. Согласно этому проекту, подтверждалось предоставление маршалу Мак-Магону исполнительной власти на 7 лет, а законодательная власть возлагалась на два органа - Большой совет и Палату депутатов.

Предложения, выработанные Комиссией тридцати, начали обсуждаться в Национальном собрании 21 января 1875 г. Законопроект, разработанный комиссией о государственных властях, представил депутат Вентавон, а депутат Лефевр-Понталис (оба - члены Правого центра) внес законопроект об учреждении второй палаты.

Первый законопроект гласил: «Маршал Мак-Магон, Президент республики, продолжает осуществлять под этим титулом исполнительную власть, которой он обличен согласно закону от 2 0 ноября 1873 года» (статья 1).

Подчеркивалось, что Президент ответственен только в случае государственной измены (статья 2). Он обличен правом роспуска Палаты депутатов. В этом случае будут произведены выборы в новую палату не позднее, чем через шесть месяцев (статья 4).

Кроме того, министры коллективно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально за свои личные действия (статья 2).

Отмечалось, что законодательная власть должна осуществляться двумя палатами: Палатой депутатов и Сенатом. Палата депутатов избирается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом. Сенат состоит из членов, избранных или назначенных в размере и при условиях, которые будут определены специальным законом (статья 3).

Согласно статье 5: «По истечении срока, определенного законом от 20 ноября 187 3 года, как и в случае освобождения поста Президента, Совет министров немедленно созывает две палаты, которые, объединившись в Конгресс, выносят постановление о принятии соответствующего решения.

В период правления маршала Мак-Магона пересмотр конституционных законов может иметь место только по его предложению».

Таким образом, согласно этому законопроекту, учреждался «личный септеннат»: создавались временные органы власти, которые были связаны исключительно с личностью маршала Мак-Магона.

24 января 1875 года с законопроектом Комиссии тридцати о Сенате перед депутатами Национального собрания выступил Лефевр-Понталис. Согласно этому проекту предусматривалось создание второй палаты во французском парламенте - Сената, который состоял из 300 членов. Состав Сената формировался посредством выборов 200 сенаторов в департаментах особыми коллегиями, а 100 сенаторов мог назначать Президент своим декретом.

Сенат совместно с Палатой депутатов имел право законодательной инициативы и издания законов. Данный законопроект, в основных чертах, повторял проект герцога де Брольи от 15 мая 1870 г.

В первом чтении оба законопроекта были одобрены. После представления проекта Комиссии выступил депутат А. Наке (Республиканский союз) с контрпроектом. Он предлагал создать однопалатный парламент. Депутаты должны были избираться на основе всеобщего голосования на два года. После истечения срока полномочий Президента республики маршала Мак-Магона (ноябрь 1880 г.) А. Наке предлагал передать власть председателю Совета министров, который должен был принять титул Президента республики. Министры ответственны только перед Президентом, а изменения в конституционных и избирательных законах сможет производить только специально созванное для этой цели Собрание.

В заключении А. Наке подчеркивал, что если его предложение не будет принято, то он проголосует за любую поправку конституционно закрепляющую республиканскую форму правления.

Следующая поправка по первой статье законопроекта была внесена от депутатской группы Левого центра: «Правительство республики состоит из двух палат и Президента». Ее представил Э. Лабуле, указывая, что республика - факт, который Национальное собрание должно лишь узаконить, парламентарий призвал к сотрудничеству партий, считая существующие противоречия лишь вопросами тактики. «Страна устала от временного положения, ей нужно как можно скорее определенное, постоянное правительство», - заключил Э. Лабуле.

По сути, это было уже третье предложение о конституционном закреплении республиканской формы правления во Франции после проектов Ж. Дюфора от 19 мая 1873 г. и К. Перье от 15 июня 1874 г. Несмотря на то, что это предложение не прошло, было ясно, что вопрос о принятии республиканской конституции - дело времени. Фактическое существование республики во Франции не оспаривался даже монархическим большинством Национального собрания.

Ключевым моментом в прениях по вопросу о Конституции стало принятие поправки к статье 1 законопроекта о государственных властях депутата А. Валлона (Левый центр). Его поправка имела по существу тоже значение, что и предложение Э. Лабуле, но ставила республиканскую форму правление на голосование Национального собрания как бы в завуалированной форме, не провозглашая ее принципиально, а лишь определяя порядок избрания и продолжительность Президентских полномочий. В ней указывалось, что «Президент республики избирается большинством голосов Сената и Палаты депутатов». Отстаивая свою поправку, А. Валлон заявил: «Я знаю три формы правительства: монархию, республику и империю. Против империи вы проголосовали в 1871 г. Монархия! Но она невозможна... Говорят, вы провозглашаете республику. Господа, я ничего не провозглашаю. Я говорю о том, что есть». Поправка Валлона прошла большинством в один голос (за было подано 353 голоса, против - 352).

Принятие данной поправки играло большую роль. Во-первых, термин «республика» впервые был включен в текст Конституционного закона. Во-вторых, устанавливая процедуру избрания Президента республики, поправка тем самым предусматривала, что после маршала Мак-Магона может быть другой Президент республики. В-третьих, принятие поправки А. Валлона показало, что в Собрании сформировалось новое большинство, которое и смогло принять в дальнейшем Конституцию страны, юридически закреплявшую республиканскую форму правления. Как и при попытки реставрации монархии осенью 1873 г., различные монархические группы Национального собрания не смогли создать единого блока при вотировании Конституционных законов. Более того, как писала газета «Фигаро» 6 февраля 1875 г., «если поправка Валлона была поддержана лишь небольшой группой Правого центра, то уже вечером 30 января фракция Правого центра признала неудачной своей политики блока с правыми. С этого времени, не колеблясь, Правый центр встал на позицию поддержки Конституционных законов».

Бурные дискуссии в Национальном собрании развернулись вокруг законопроекта, представленного от конституционной комиссии Лефевром-Понталисом, об учреждении второй палаты и о выборах в состав Сената. Монархисты придавали особое значение этому закону. Они стремились обеспечить себе в Сенате постоянное большинство, которое, в будущем, при благоприятной для монархистов политической ситуации, сможет легализовать восстановление монархии. Однако 322 голосами против 310 была принята поправка П. Дюпра (Республиканский союз), устанавливающая, что Сенат должен быть выборным и что «он избирается теми выборщиками, что и Палата депутатов». Предложение П. Дюпра вотировали, поскольку за поправку проголосовали многие легитимисты и бонапартисты, отстаивающие плебисцит, как средство волеизъявления народа.

Против принятой поправки резко выступил вице-президент Совета министров генерал де Сиссе от имени маршала Мак-Магона. Отметив, что Президент республики считает своим долгом вмешаться в дискуссию, де Сиссе подчеркнул, что Правительство не может присоединиться к решению, принятому на последнем заседании. Дальнейшая работа по подготовке конституционных законов была приостановлена. Условия нового компромисса были вновь предложены А. Валлоном, который призвал отказаться от назначения части сенаторов Президентом и предложил новую редакцию статьи 1: «Сенат состоит из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями, а 75 избираются Национальным собранием». На основе поправки депутата А. Валлона, одобренной 19 февраля, был разработан окончательный текст статей 1-7 Конституционного закона об организации Сената, принятого в целом 24 февраля 1875 г. 435 голосами против 234.

После этого Национальное собрание приступило к третьему чтению законопроекта об организации государственных властей. С некоторыми изменениями Закон был принят 25 февраля 1875 г.

Вскоре вице-президент Совета министров Бюффе от имени правительства, представил проект третьего конституционного акта, дополнявшего два предыдущих. Автором Закона «О взаимоотношениях государственных властей» стал министр юстиции Дюфор, автор первого проекта республиканской Конституции, а докладчиком являлся Лабуле. 21 июня 1875 г. данный законопроект был представлен парламенту на обсуждение, а 16 июля - принят подавляющим большинством голосов (502 из 604).

Законопроект «О выборах в Сенат», принятый 2 августа 1875 г., встретил еще меньше сопротивления и собрал 533 голоса (против 71). Законопроект «О выборах в палату депутатов» вызвал споры о порядке выборов - путем ли баллотировки по спискам или по отдельным кандидатурам. Большинство членов Национального собрания (506) проголосовали 30 ноября 1875 г. за униноминальный вотум.

Вотировав эти законы, Национальное собрание закончило свою деятельность, как учредительный орган власти и самораспустилось.

Принятие Конституции 1875 г. явилось важнейшим шагом на пути закрепления республиканской формы правления, и, в целом, процесса конституирования Третьей республики во Франции. Национальное собрание, выступив в 1871-1875 гг. в роли высшего представительного и учредительного в стране, несмотря на острую политическую борьбу между различными парламентскими фракциями, завершило свою законотворческую деятельность принятием Конституционных законов 1875 г. Однако процесс конституирования не был в целом завершен, поскольку окончательное законодательное закрепление республиканской формы правления произошло в 1884 г., когда был осуществлен последний в XIX в. пересмотр Конституции.


Бочкарев Сергей Вадимович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР
Права и свободы человека в конституциях стран СНГ
Ограничения конституционного права на жизнь
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Вернуться к списку публикаций