2012-01-23 19:02:54
ГлавнаяКонституционное право — Утверждение Третьей республики во Франции



Утверждение Третьей республики во Франции


Однако ни один из этих законопроектов не был принят, поскольку в Париже начались массовые демонстрации, участники которых требовали свержения Императора и установления республики. Днем 4 сентября 1870 г. республиканцы, члены Законодательного корпуса, покинули парламент и в городской ратуше при большом стечении народа провозгласили республику. Началось формирование нового республиканского правительства.

Нельзя согласиться с тем, что данное правительство «подобрало свободную власть». Хотя Император Франции находился в плену, Сенат, Законодательный корпус, Государственный совет продолжали действовать, согласно Конституции Второй империи. Ни один из этих высших органов государственной власти на момент провозглашения республики еще не прекратил своего существования, не передал своих полномочий новому республиканскому правительству. Законодательный корпус заявил о своем самороспуске только вечером 4 сентября 1870 г.

В тот же день новое правительство издало Декларацию, согласно которой «Императорская династия перестала существовать. Народ Парижа объявил ее отречение от власти и провозгласил республику. Правительство Национальной обороны... образовано». 4 сентября 1870 г. правительство издало прокламации «К французскому народу», «К национальной гвардии» и «К гражданам Парижа», в которых народ призывался к спокойствию и объявлялось, что правительство прежде всего является «правительством Национальной обороны». В состав правительства вошли депутаты от Парижа в Законодательном корпусе Л. Гамбетта, Ж. Симон, Э. Пикар, Ж. Фавр и др. Возглавил правительство генерал Л.-Ж. Трошю, военный губернатор столицы. Следует отметить, что еще до заседания 4 сентября республиканские депутаты вели переговоры с А. Тьером, которого убеждали возглавить новое правительство. Однако А. Тьер отказался, не желая официально связывать себя с правительством, которому после поражения при Седане предстояло, по его мнению, заключить кабальный для Франции мир с победителями.

3 сентября 1870 г. между министрами были разделены обязанности. Ключевые посты в правительстве заняли «наиболее видные представители республиканской партии» Ж. Фавр (министр иностранных дел), Л. Гамбетта (министр внутренних дел), Э. Пикар (министр финансов), Ж. Симон (министр просвещения), за исключением генерала Л.-Ж. Трошю, который был назначен военным губернатором Парижа 18 августа 1871 г. Наполеоном III. В этот же день правительство обнародовало Декрет об упразднении Сената. Последнее министерство Второй империи ушло в отставку без сопротивления. Императрица покинула Париж, а затем и Францию. Министр иностранных дел Ж. Фавр 5 сентября оповестил глав иностранных представительств аккредитованных во Францию о создании республиканского правительства, a Л. Гамбетта направил всем префектам циркуляр о низвержении империи и о создании нового правительства.

«Правительство Национальной обороны представляется для нас слишком необычным... среди многочисленных политических режимов... Оно правило без помощи некоего представительного собрания... Оно управляло без раздела всех атрибутов суверенитета, администрируя, законодательствуя, взимая налоги, ведя переговоры с иностранными державами...» - так характеризовал правительство, образованное 4 сентября 1870 г., видный французский юрист М. Десляндр. Действительно, Правительство национальной обороны, с формально-юридической точки зрения, обладало достаточно обширными полномочиями, но имело узкую социальную базу. В правительство входило 12 лиц, избранных в последний Законодательный корпус Второй империи и возглавлялось оно военным губернатором столицы генералом Л.-Ж. Трошю.

Представителей других городов и департаментов Франции в нем не было. К тому же, осажденный Париж был фактически полностью оторван от остальной страны.

Однако и в Париже положение правительства было не прочно. Так, 31 октября 1870 г. после получения известий о капитуляции Метца и о перемирии национальные гвардейцы арестовали членов правительства, но вскоре их освободили. С целью укрепления своей власти Правительство национальной обороны провело референдум в Париже 3 ноября 1870 г. Население столицы признало полномочия новой власти и, в целом одобрило его деятельность (отрицательных ответов было получено 62 тыс., положительных - 557 тыс.). Выгодные для нового правительства результаты дали и выборы мэров, проведенные в начале ноября.

Таким образом, поддержка среди парижского населения для решения неотложных задач была получена. Правительство должно было решить три основные задачи:

1. Укрепление власти на местах.

2. Оказание сопротивления, возглавляемой Пруссией, коалиции Северо-Германского союза и южно-германских государств (продолжалась франко-прусская война).

3. Проведение выборов в Учредительное собрание Франции, так как республика хотя и была провозглашена, но юридически, как форма правления, оставалась временной и нуждалась в легитимации со стороны учредительной власти.

Решение первой задачи фактически было поручено Л. Гамбетта. 5 сентября 1870 г. принимается решение, согласно которому правительство должно было остаться в Париже, а для руководства администрацией на остальной территории Франции создавался специальный комитет, которую 7 октября 1870 г. возглавил Л. Гамбетта. Следует отметить, что еще до своего отъезда из Парижа министр внутренних дел предпринял ряд мер, направленных на укрепление местных органов власти: 5 сентября назначил лояльных к новой власти мэров во все 20 округов Парижа, 6 сентября - новых префектов во все французские департаменты. Функции префекта Сены фактически взял на себя Ж. Ферри. Министр юстиции А. Кремье в первые же дни сменил 24 из 27 французских генеральных прокуроров. Таким образом, Правительство национальной обороны попыталось захватить в стране все административное управление.

Специальная делегация обосновалась в Туре. Нельзя согласиться с тем, что «никаких реальных мер для организации обороны в провинции принято не было». Согласно Декрету от 4 октября 1870 г. Л. Гамбетта наделялся фактически неограниченными полномочиями, должен был действовать от имени Правительства национальной обороны, и перед всей делегацией ставилась задача - организация обороны. В воззвании, адресованном Франции и французам, которое подписали все члены делегации, в частности, говорилось: «Согласие между гражданами - вот первая точка опоры в борьбе против общих врагов... Мы вспоминаем 92-й год, достойных солдат революции. Возродим мужество, которое они нам передали, их великолепные победы; как они дадим отпор врагу». С целью лучшей координации действий, в Туре были представлены все министерства со штатом чиновников. Следует отметить, что Л. Гамбетта, в порядке исключения, имел два голоса при голосовании и, соответственно, он мог противопоставить свое мнение голосам двух других членов Турской делегации. Со второй половины октября 1870 г. и до начала 1871 г. делегацией были проведены следующие мероприятия: отправлены в отставку должностные лица империи; назначены кантональные делегаты, обладавшие большими полномочиями; распущены генеральные советы (25 декабря 1870 г.); проведен набор рекрутов. Этими мерами, помимо укрепления власти республиканского правительства в провинции, была отчасти решена и вторая задача: наступление немецких частей на Париж приостановилось.

Вообще, спасение Франции от полной оккупации являлось важнейшей задачей правительства (отсюда и название - Правительство национальной обороны). Не подлежит сомнению, что данное правительство рассматривало себя как временное, «переходное», по определению Ж. Фавра, правительство. Уже 8 сентября 1870 г. правительство принимает Прокламацию «К французскому народу». Согласно данному документу на 16 октября 1870 г. назначались выборы в Учредительное собрание, был восстановлен Избирательный закон от 15 марта 1849 г. (то есть закон Второй республики), устанавливавший во Франции мажоритарную систему голосования в два тура в округах с несколькими кандидатами, когда для избрания необходимо относительное большинство, не меньше определенного уровня, требующего проведения второго тура и, наконец, число депутатов Учредительного собрания определялось в 750. Следует отметить, что в отечественной историографии упоминается только Декрет от 8 сентября 1870 г. В то время как, мнения членов Правительства национальной обороны по вопросу в какие сроки проводить выборы были различны: из одиннадцати членов правительства, участвовавших в заседании - шесть (Л. Гамбетта, А. Рошфор, А. Кремье, Э. Араго, Ж. Симон, О. Гле-Бизуан) проголосовали за созыв Учредительного собрания 16 октября, а пять (Л.-Ж. Трошю, Ж. Фавр, Э. Пикар, А. Гарнье-Пажес, Ж. Ферри) - предлагали провести выборы в конце сентября. В конечном итоге 23 сентября 1870 г. Правительство национальной обороны принимает Декрет, в котором устанавливалась новая дата - 2 октября 1870 г. Однако наступление немцев на Париж помешало проведению выборов. Таким образом, для того, чтобы передать власть представительному органу, правительству необходимо было добиться заключения мира с возглавляемой Пруссией коалицией Северо-Германского союза и южно-германских государств.

Министр иностранных дел правительства Национальной обороны Ж. Фавр начал переговоры с О. Бисмарком. 23 января 1871 г. после нескольких дней было заключено соглашение о перемирии. 26 января Правительство его одобрило, и через день оно было подписано. Согласно статья 2 подписанной Конвенции необходимо было «дать возможность правительству Национальной обороны созвать свободно избранный Парламент, который высказался бы по вопросу о том, следовало ли продолжать войну или на каких условиях должен быть заключен мир».

Итак, дальнейшая судьба Франции вручалась Национальному собранию. Переходный этап, когда у власти находилось Правительство Национальной обороны, был завершен. Несмотря на политический кризис и неблагоприятную внешнеполитическую ситуацию, данное Правительство выполнило, в целом, основные задачи, которые перед ним стояли. Следует отметить, что во Франции в этот период республика существовала лишь номинально - без ее юридического оформления. По сути, это была переходная форма правления, сочетающая элементы республики (самоназвание режима, нахождение у власти различных политических групп), с элементами монархии (фактическая узурпация верховной власти единственным государственным органом - Временным правительством, отсутствие парламента и демократических институтов).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Новые региональные законы о выборах - проблемы введения смешанной избирательной системы
Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Вернуться к списку публикаций