2012-01-23 19:02:54
ГлавнаяКонституционное право — Утверждение Третьей республики во Франции



Утверждение Третьей республики во Франции


Провозглашение Третьей республики

История Франции в XIX веке характеризуется частыми сменами форм правления: конституционная монархия Луи Филиппа сменилась Второй республикой 1848-1851 гг., которая в свою очередь была упразднена Второй империей Наполеона III 1852-1870 гг. Только с провозглашением Третьей республики во Франции в 1870 г. и принятием ее Конституции страна вступила в длительный период относительной государственно-правовой стабильности. В значительной мере это было обусловлено тем, что к последней четверти XIX в. во Франции накопилась богатая государственно-правовая, законодательная база, созданы достаточно устойчивые политические институты. Вообще, 70-80-е гг. XIX в. в истории Франции занимают особое место. После ее поражения во франко-прусской войне начинается длительный и сложный процесс конституирования Третьей республики, которая просуществовала почти 70 лет.

Своеобразие государственно-правовым институтам Третьей республики придавало то обстоятельство, что хотя республиканская форма правления во Франции была провозглашена 4 сентября 1870 г., конституционное закрепление осуществилось лишь в 1875 г., а само конституирование Третьей республики завершилось только в 1884 г. За этот полутородесятилетний период (1870-1884) произошла определенная эволюция, как формы правления, так и основных государственно-правовых институтов.

В историографии предлагаются самые различные периодизации Третьей республики. Во французской исторической и юридической литературе время нахождения у власти Правительства Национальной обороны (4 сентября 1870 г. - 12 февраля 1871 г.) большинство ученых не выделяют в отдельный этап, а государственный строй Франции с 4 сентября 1870 г. до вотирования Конституционных законов в 1875 г. называют «временным режимом» или «промежуточным периодом». Что касается дальнейшего, то для выделения отдельных этапов историки берут чаще всего в качестве основания чисто формальный признак и приводят периодизацию по президентствам - республика Тьера, Мак-Магона, Греви, либо этот период подразделяют по партийно-политическому критерию на консервативный (1871 - 1879 гг.) и оппортунистический (1879 - 1898 гг.) этапы.

На наш взгляд, данный полуторадесятилетний период (1870-1884) в конституционной истории Франции следует разделить по государственно-правовому и политическому критерию (борьба за форму правления) на три этапа.

Первый - переходный, когда у власти находилось Временное правительство национальной обороны. После избрания Национального собрания начинается следующий этап, который ознаменовался борьбой республиканцев и монархистов. В его хронологических рамках можно выделить два подэтапа: первый - с 1871 по 1873 гг., когда во Франции начался процесс юридического оформления республиканской формы правления; второй подэтап - период непосредственной разработки и рассмотрения отдельных конституционных законопроектов, завершившийся принятием республиканской Конституции в 1875 г.

Третий этап - завершающий, когда процесс конституирования Третьей республики был, в целом, закончен после ряда конституционных реформ в 1884 г.

Существенной особенностью политического развития Франции в рассматриваемый период являлась «биполяризация политической жизни». Французское общество, начиная с конца XVIII в., разделилось на сторонников установления монархической формы правления или республиканской. Вообще, политическая борьба во Франции отличалась тем, что она чаще, чем в других западных странах, например в Англии и США, распространялась на область государственного устройства. Столкновение различных общественных классов между собой объективно предопределило динамику политических форм, поскольку главным объектом борьбы между социальными группами периодически оказывалась сама форма правления, ее конституционное закрепление, система государственно-правовых институтов.

Одной из особенностей социально-экономического развития Франции XIX в. было неоднородность тех социальных групп, - будь то приверженцы монархии или республики, - которые сменяли друг друга у кормила власти.

Так, начиная с 1830 г. монархисты во Франции были разбиты на три основных лагеря: легитимистов, орлеанистов и бонапартистов. Во многом, благодаря поддержке различных монархических сил Луи Бонапарт победил на президентских выборах, а затем и осуществил государственный переворот. Укреплению власти Наполеона III, провозглашенного в ноябре 1852 г. императором французов, способствовала также разобщенность в лагере республиканцев.

Среди самих республиканцев в 1860-х гг., как отмечал Н.И. Кареев, существовало два основных течения: умеренное и революционное. Именно представители умеренного направления во многом определили судьбу Франции в начале 1870-х гг. Сюда входили видные деятели Второй республики (А. Мари, Л.-А. Гарнье-Пажес, Л. Карно и др.) и представители молодого поколения республиканского движения (Ж. Симон, Ж. Фавр, Л. Гамбетта и др.). Программа республиканцев была оглашена Л. Гамбетта в речи на предвыборном собрании в пригороде Парижа Бельвилле в 1869 г.: «Руководящий принцип моих воззрений и моих политических действий - это полный и нераздельный суверенитет народа; к нему нужно все сводить и из него нужно все выводить: учреждения, законы, интересы и даже права». В качестве конкретных мер, по - мнению Л. Гамбетты, требовалось: уничтожение Сената; последовательное применение принципа всеобщего избирательного права; свобода личности, обеспечиваемая законом; свобода печати, союзов, собраний; установление суда присяжных для политических преступлений отделение церкви от государства; обязательное первоначальное образование, бесплатное и светское; уничтожение постоянной армии; изменение налоговой системы; установление прямой ответственности всех чиновников и замещение всех должностей выборными лицами. Однако осуществление данной программы демократических реформ фактически было невозможно при монархическом правлении, поскольку оказалось бы губительным для устоев Второй империи.

Следует отметить, что в 1860-х гг. после девяти лет так называемого авторитарного правления император провел в стране некоторые либеральные преобразования. Начиная с 1860 г., как отмечают отечественные и французские исследователи, во Франции наметилась «тенденция установить элементы парламентарной системы», и страна стала постепенно «эволюционировать к парламентскому строю». В самом деле, этот период в историографии нередко называют «либеральной империей». Наполеон III говорил, что его режим в эти годы «одинаково чужд реакции и революционным теориям».

В ноябре 1860 г. были опубликованы декреты, дававшие право Законодательному собранию и Сенату обсуждать тронную речь Императора и высказывать свое мнение по различным вопросам внутренней и внешней политики. Обе палаты получили также право опубликования официальных отчетов о своих сессионных заседаниях. Это оживило политическую жизнь в стране. По результатам парламентских выборов 1863 г. 12 % мест получили кандидаты от оппозиции. В 1867 г. Наполеон III сделал следующий шаг на пути либеральных политических реформ: Законодательному корпусу было дано право интерпелляций (то есть запросов) правительству. Таким образом, парламент получил некоторую возможность контролировать действия министров.

В мае и июне 1868 г. были приняты Законы о печати и собраниях. Согласно Закону о печати отменялась обязательность правительственного разрешения для издания новых печатных органов. Газеты могли подвергнуться наказанию только по приговору суда. Закон о собраниях, принятый 6 июня 1868 г., разрешал публичные собрания. Однако для собраний, носивших политический характер, требовалось предварительное разрешение, которое выдавалось только в период избирательных кампаний по заявлению не менее семи жителей коммуны на территории, которой предполагалось устроить собрание. На таких собраниях обязательным было присутствие полицейского комиссара. Комиссар имел право распустить собрание, если нарушалась повестка дня, причем организаторы таких собраний и соответствующие ораторы привлекались к судебной ответственности.

Принятие данных законов позволило оппозиции активно провести избирательную компанию 1869 г. Это дало свои результаты: противники режима Наполеона III получили значительный прирост голосов (оппозиция получила на 1,5 млн. голосов избирателей больше, чем на парламентских выборах 1863 г.).

Таким образом, во французском обществе постепенно нарастала оппозиция режиму Наполеона III, несмотря на результат проведенного 8 мая 1870 г. плебисцита по вопросу о поддержке либеральных реформ и утверждению сенатус-консульта от 20 апреля 1870 г. (утвердительных голосов, в основном крестьянских, было получено около 7 360 тыс. (примерно 70 %), против - 1 570 тыс). Однако в крупных городах, в том числе в Париже, большинство населения высказалось против сохранения империи. Начавшаяся вскоре франко-прусская война лишь ускорила падение империи. Этот режим настолько опорочил себя в глазах населения, что никаких выступлений в поддержку Второй империи после провозглашения Третьей республики не последовало.

3 сентября 1870 года в Париж пришло официальное известие о поражении французской армии под Седаном и о пленении Наполеона III. Причем, как отмечал О. Калле, бывший член Национального собрания и докладчик комиссии производившей расследование по делу правительства 4 сентября, шифрованная правительственная телеграмма, извещавшая о капитуляции под Седаном, была направлена префектам 3 сентября. Таким образом, правительство Наполеона III не хотело предавать широкой огласке события, произошедшие на фронте до принятия соответствующего решения.

Итак, Франция оказалась без главы государства. Сенаторы и депутаты собрались на экстренное заседание. Немедленно в Законодательный корпус был внесен законопроект об учреждении совета из пяти парламентариев. Одновременно с этим, группа республиканских депутатов предложила обсудить резолюцию с требованием низложения Императора и его династии, «так как сам факт падения Наполеона III обеспечивал триумф республики». Законодательный корпус оба проекта передал в парламентскую комиссию для выработки решения. В эту комиссию поступил проект еще одной резолюции, подписанной группой депутатов во главе с А. Тьером. Ее текст, в частности, гласил: «В виду совершившихся событий, палата назначает комитет правительства национальной обороны. Учредительное собрание будет созвано, как только обстоятельства это позволят».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Место и роль категории «государственный суверенитет» в науке конституционного права России: история и современность
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций