2012-01-23 18:41:11
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)



Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)


Высшие органы исполнительной власти во Франции (1875-1884 гг.)

Особое место в государственном механизме Третьей республики принадлежало исполнительной власти.

Главой государства являлся Президент республики. Следует отметить, что формально-юридический статус Президента республики изменился после принятия Конституционных законов 1875 г. В 1871-1875 гг. Президент республики являлся фактически главой исполнительной власти. Он формировал правительство, был его председателем, направлял его деятельность. Сфера непосредственного воздействия Президента на Национальное собрание была чрезвычайно мала: он обладал только правом суспенсивного вето на решения Национального собрания (Закон от 13 марта 1873 г.). В то же время, в тексте Конституционных законов нашли закрепление некоторые положения из ранее принятых законов.

Президент республики избирался объединенным собранием депутатов обеих палат (статья 2 Закона от 25 февраля 1875 г.). Это положение законодатели 1875 г. приняли, учитывая события Второй республики, когда Президент, избранный всеобщим голосованием, сверг республиканский строй и установил империю. Согласно этой же статье Президент должен избираться абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных в Национальное собрание. По общим правилам избирательного права, при определении абсолютного большинства признаются действительными бюллетени, поданные за какого-либо депутата: пустые или признанные недействительными - в расчет не идут. Причем, голосование в Национальном собрании проходило без предварительных прений. На это указывает статья 7 Закона от 25 февраля 1875 г.: «Если пост Президента освободится в случае смерти или по какой-либо другой причине, обе палаты на совместном заседании немедленно приступают к избранию нового Президента».

Итак, парламент Франции непосредственно избирает Президента, что является одной из характерных черт парламентской республики.

Конституционные законы предусматривают еще два случая выборов главы исполнительной власти, когда пост Президента мог оказаться вакантным в силу различных обстоятельств:

1. Статья 7 Закона от 25 февраля 1875 г. и статья 7 Конституционного закона от 16 июля 1875 г. регламентируют случаи преждевременного освобождения поста Президента: смерть и отставка. В таких случаях, согласно статья 3 Конституционного закона от 16 июля 1875 г. «Палаты соединяются немедленно».

Если пост Президента освободился по какой-либо другой причине, то до результатов выборов исполнительную власть осуществляет Совет министров (статья 7 Закона от 25 февраля 1875 г.). Причем Конституционные законы ограничились лишь такой формулировкой, не давая подробной регламентации деятельности Совета министров в данном случае.

2. Статья 3 Конституционного закона от 16 июля 1875 г.: «Если Палата депутатов окажется распущенной в момент, когда освободится пост Президента, то немедленно созываются избирательные коллегии, а Сенат собирается по собственному праву». Таким образом, предусматривались сначала выборы сначала Палаты депутатов, а затем уже - Президента.

Еще одной характерной чертой Конституционных законов 1875 г. является то, что в них не содержится никаких указаний на условия, которым должен удовлетворять кандидат на должность Президента республики. В Конституции подразумевается лишь одно необходимое условие: кандидат на этот пост должен пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Однако, это условие необходимо для занятия любой выборной гражданской должности. Лишь через девять лет после вотирования конституционных законов было принято единственное ограничение: «Члены семей, ранее правящих во Франции династий, не могут быть избраны на пост Президента» (статья 2 Закона от 14 августа 1884 г.). Тем самым, законодатели попытались оградить республику от восстановления монархии.

Срок полномочий Президента составлял семь лет (статья 2 Закона от 25 февраля 1875 г.). Семилетнее Президентство по Конституции 1875 г. является следствием того септенната, которым Национальное собрание наделило Мак-Магона. В конце XIX - начале XX в. в. широко обсуждался вопрос следовало ли считать установленный септеннат личным или безличным? Монархисты, как уже отмечалось, утверждали, что Закон от 20 ноября 1873 г. связывал семилетний срок пребывания у власти Президента республики исключительно с личностью маршала Мак-Магона. Однако, в окончательной редакции статья 2 Закона от 25 февраля 1875 г. была отражена позиция республиканских депутатов. Следует также отметить, что Закон 1873 г. носил характер конституционного, что было подчеркнуто на заседании Национального собрания 19 ноября 1873 г.: «Постановление должно войти в органические законы, но принять учредительный характер только после вотирования этих законов».

Таким образом, срок полномочий Президента был определен в 1873 г., а только затем получил подтверждение и закрепление в Конституции 1875 г. Причем семилетний срок Президентства стал во Франции конституционной традицией, поскольку и в Четвертой, и в Пятой республиках Президент избирается на семь лет. Хотя эта конституционная норма находиться в центре дискуссий и в настоящее время.

Президенту республики были предоставлены права, по своему объему формально почти не уступающие правам монарха. Монархисты, обладая большинством в Национальном собрании, были убежденными сторонниками сильной Президентской власти. С помощью Президента они надеялись реставрировать монархию во Франции, «создав... монархию без короля». Л. Блан, выступая на заседании Национального собрания 21 июля 1875 г., говорил: «Мы имеем дело с настоящим королем, помимо лишь наследственной власти, что с практической точки зрения не представляет большого значения». Однако обширные права не соответствовали действительному положению, которое занимал Президент в системе органов государственной власти Третьей республики.

Во-первых, сами Конституционные законы, во многом, затрудняли Президенту исполнение властных полномочий.

Во-вторых, Президент являлся лишь главой государства, но не главой правительства и зависел от воли парламентариев, которые его избирали.

В-третьих, после принятия Конституционных законов произошла определенная эволюция института Президента, постепенно снижалась его роль и значение в политической жизни страны. 15 января 1894 г. один из Президентов Третьей республики - Казимир Перье в своем послании к Национальному собранию подчеркивал: «Роль Президента республики не позволяет ни действовать, ни контролировать. Я могу сравнить тяжесть лежащей на мне моральной ответственности с бессилием, на которое я обречен».

Конституционные законы 1875 г. не дают точного ответа на вопрос: в какой форме Президент республики осуществляет свои полномочия? Однако, статья 3 Закона от 25 февраля 1875 г. определяет, что «каждый акт Президента республики должен быть скреплен подписью министра». Таким образом, данная конституционная норма предполагает, что все акты главы государства совершаются письменно. Они делятся на две категории: декреты и послания. Под декретом понимался акт, в форме которого Президент осуществлял одно из своих конституционных полномочий, а послание - это акт, исходящий от Президента и содержащий не нормативное постановление, а лишь изложение его взглядов.

Конституционные законы говорят лишь о посланиях Президента, адресованных палатам (статьи 6, 7 Конституционного закона от 16 июля 1875 г.).

Полномочия Президента республики можно разделить на две большие группы: во-первых, полномочия непосредственно связанные с исполнением законов; во-вторых, полномочия дискреционного характера.

К первой группе, согласно Конституции Третьей республики относятся следующие полномочия Президента: обнародование законов, контроль за их исполнением и обеспечение их (статья 3 Закона от 25 февраля 1875 г.).

Конституция содержит широкий спектр полномочий, носящих дискреционный характер. Согласно статья 3 Закона от 25 февраля 1875 г., «Президент республики командует вооруженными силами, назначает на все гражданские и военные должности». Вследствие того, что данная конституционная норма носила достаточно общий характер, то она давала широкий простор для нормативной регламентации.

Кроме того, Президенту принадлежит право помилования. Законодатели 1875 г. не восприняли норму, закрепленную законом 17 июня 1871 г.: «Министры и другие должностные лица, преданные суду по распоряжению Национального собрания, могут быть помилованы только по закону». Однако, хотя Президент республики юридически имел право помиловать министров, осужденных Сенатом за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей и преданных суду Палатой депутатов, он никогда не пользовался этим правом.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР
Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Вернуться к списку публикаций