2012-01-23 18:41:11
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)



Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)


Высшие органы законодательной власти Третьей республики: состав, структура, полномочия, развитие

Долговечность Конституции объясняется, главным образом, той структурой органов государственной власти, которые были созданы во Франции в период конституирования Третьей республики.

Наиболее важным конституционно-правовым институтом являлся парламент, поскольку Третья республика была конституционно оформлена как парламентская республика с наличием отдельных элементов Президентской. Согласно Конституционным законам, Парламент состоял из двух палат: Сената и Палаты депутатов.

Между тем, в Конституционных законах Палате депутатов уделялось гораздо меньше внимания, чем Сенату. В частности, о формировании нижней палаты речь идет лишь в статье 1 Закона от 25 февраля 1875 г., в котором указывалось, что «Палата депутатов назначается всеобщим голосованием согласно условиям, установленным избирательным законом». Таким образом, этот вопрос, за исключением одного пункта (всеобщее голосование), полностью был предоставлен регламентации обыкновенных законов. Действительно, порядок образования нижней палаты регулировался органическим законом «О выборах депутатов» от 30 ноября 1875 г., в который были внесены изменения законами от 28 июля 1881 г. «Об избирательных округах и депутатских полномочиях», от 16 июля 1885 г. «О голосовании по спискам», и от 13 февраля 188 9 г. «О голосовании по округам». Сюда следует отнести также некоторые положения органического декрета от 2 февраля 1872 г. Об избрании депутатов, которые продолжали действовать в первые 30 лет Третьей республики.

В основе французской избирательной системы лежит всеобщее мужское избирательное право. Во Франции один избиратель приходился на 4-х жителей, а все избиратели составляли 27% населения, тогда как, например, в Бельгии один избиратель приходился на 5 жителей, а общее число избирателей - 21% всего населения.

Система голосования во Франции в последнюю четверть XIX века несколько раз менялась. Так, в 1871-1873 гг. применялась система голосования в два тура в округах с несколькими кандидатами, при которой для избрания необходимо относительное большинство, не меньше определенного уровня, требующего проведения второго тура. Таким образом, были проведены выборы в Национальное собрание Франции в феврале 1871 г. и ряд дополнительных выборов. В 1873-1875 гг. действовала система голосования в два тура в округах с несколькими кандидатами, когда для избрания в первом туре необходимо абсолютное большинство, а во втором - относительное. После принятия Конституционных законов 1875 г. и Органического закона от 30 ноября 1875 г. и до начала XX века (с перерывом в 1885-1889 гг.) во Франции действовала мажоритарная униноминальная система с голосованием в два тура, когда в каждом избирательном округе должен был избираться один депутат.

Причем численность избирательного корпуса сократилась по сравнению с первыми годами существования Третьей республики, так как были приостановлены избирательные права военнослужащих. Поскольку согласно Закону «О комплектовании армии» 1872 г. и Закону «О выборах в Палату депутатов» 1875 г., они могли участвовать в выборах лишь после окончания срока военной службы.

Система голосования, установленная в 1875 г. была видоизменена в 1885 г. после принятия закона о голосовании по спискам. Однако мажоритарная полиноминальная система действовала лишь до 1889 г., когда законодатели восстановили голосование по округам, в связи с буланжистским кризисом (генерал Буланже намеревался на выборах 1889 г. выставить свою кандидатуру во всех округах). После этой неосуществимой акции был принят закон от 17 июля того же года.

В историографии, посвященной французской избирательной системе последней четверти XIX в., существуют различные точки зрения на эту проблему. Данная избирательная система вызывала острые критические замечания ряда исследователей Третьей республики, поскольку, по их мнению, вела к «господству частных интересов, узости политических идей, к раздроблению политических сил, «абстенционизму», способствовала «созданию благоприятных условий для подкупа разными группами финансовой олигархии депутатов».

В тоже время, известные юристы Лейкман Э. и Ламберт Д. отмечают и ряд положительных моментов, как в униноминальной, так и в полиноминальной мажоритарной избирательной системе. Так в 1875 г. и в 1889 г., когда существовали избирательные округа с одним депутатом, избирателю предоставлялся больший контроль в отношении их представителей, устанавливалась более тесная связь между парламентом и избирателями, что способствовало созданию защиты против возможности государственного переворота. При полиноминальной избирательной системе «депутат более широко понимает лежащую на нем ответственность, порождает комбинации группировок с более общими интересами, стимулирует принятие национальной политики и придает избранному органу более национальный характер».

На наш взгляд, несмотря на определенные недостатки и достоинства данной избирательной системы и на внешнюю хаотичность в ее эволюции можно отметить определенную закономерность: мажоритарная избирательная система оставалась неизменной во Франции в последней четверти XIX века. Данная избирательная система лишь видоизменялась от униноминальной к поли номинальной и наоборот, что, насколько возможно, максимально «персонифицированно» обеспечивало представительство местных интересов в Палате депутатов. Это, в конечном счете, придавало определенную устойчивость всей политической системе Франции последней четверти XIX в., одним из важнейших элементов которой является избирательная система.

Электорат избирал также и сенаторов, но путем непрямого всеобщего голосования. Выборы верхней палаты французского парламента регламентировались Конституционным законом от 24 февраля 1875 г. В 1884 г. были приняты два закона (от 14 августа и 9 декабря), вносивших существенные изменения в данный Конституционный закон. Система выборов в Сенат, установленная Конституционным законом от 24 февраля 1875 г., предполагала, что в верхней палате французского парламента будет обеспечено преобладание консервативных элементов над радикальными, поскольку независимо от численности населения избирался один делегат от коммуны. На это обстоятельство обращал внимание и Л. Гамбетта, считая, что Сенат - это «большой совет коммун Франции».

Закон от 9 декабря 1884 г. несколько изменил такое положение. Была установлена определенная пропорциональность в отношении числа делегатов от коммун, избираемых муниципальными советами. В основу ее были положены сравнительная населенность различных коммун и количество членов, входивших в состав муниципальных советов. По Закону от 25 февраля 1875 г. в состав избирательных коллегий входили по одному делегату от каждого муниципального совета, независимо от числа членов последнего. Закон от 9 декабря 1884 г. установил определенную градацию: численность делегатов зависела от количества членов муниципального совета. Однако, как отмечал М.Прело, и эта система «действовала совершенно неудовлетворительно», поскольку выборщиков в различных департаментах Франции избирало разное количество населения. Хотя число сенаторов осталось неизменной (300 человек), в то время как численность депутатов в нижней палате французского парламента постепенно увеличивалось в связи с ростом населения.

Законодательная власть в республике - представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле парламент Третьей республики являлся представительным органом власти, по нескольким основополагающим признакам.

Во-первых, избранные депутаты и сенаторы были независимы от избирателей. Согласно статье 13 Органического закона от 30 ноября 1875 г.: «Всякий императивный мандат ничтожен и недействителен». Таким образом, на основании данной статьи можно говорить о национальном представительстве как конституционноправовом принципе, поскольку у депутатов отсутствовала юридическая обязанность выполнять наказы своих избирателей. Как подчеркивал Л. Дюги: «Депутат нисколько не связан инструкциями, которые ему были даны перед выборами и которые он формально принял, а Президент палаты не должен обращать никакого внимания на прошение об отставке, которое ему будет послано избирателями и которое депутат подписал перед выборами». Избиратели не оказывали никакого реального влияния на положение депутатов и сенаторов. Статус членов французского парламента всецело определялся Конституцией, законодательными актами и регламентами палат.

Во-вторых, парламентарии избирались на определенный срок и не могли быть отозваны избирателями. Так депутаты нижней палаты избирались на четырехлетний срок (статья 15 органического закона от 30 ноября 1875 г.), а сенаторы от департаментов и колоний избирались на девятилетний срок. К тому же, сенаторы не могли быть отозваны населением (статья 6 и 7 Конституционного закона от 24 февраля 1875 г.).

В-третьих, члены Национального собрания представляли всю страну в целом.

В-четвертых, согласно статья 1 Конституционного закона от 25 февраля 1875 г.: «Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: Палатой депутатов и Сенатом». Таким образом, только избранные представители могли принимать окончательное решение по вопросам законодательства. Следовательно, процедура референдума не была конституционно закреплена. Некоторые исследователи Третьей республики, в этой связи, обращали особое внимание на то, что сами Конституционные законы 1875 г. не были вынесены на референдум. Они объясняли это тем, что Национальное собрание сделало этого в силу суверенитета, который оно признало за собой. Как отмечал Ш. Сеньобос: «Избиратели имеют только право быть представленными в палате, обладающей... законодательной власти. Народ не имеет никакой учредительной власти, не имеет ее даже под номинальной формой плебисцита: ему не представляют для поправок ни конституционных законов, ни дополнений к ним... Республика 1875 г. является чисто представительным режимом; суверенным оказывается только Национальное собрание».

Как уже отмечалось, законодатели 1875 г., посвятив специальный конституционный закон «Об организации Сената», гораздо меньше внимания уделили Палате депутатов. Это обстоятельство объясняется отчасти тем, что во Франции традиционно существовали выборные органы подобного рода, поэтому особой надобности в законодательном закреплении правового статуса Палаты депутатов не было. «Существование во Франции Палаты представителей, - писал, например, А. Эсмен, - сделалось для нее исторической необходимостью, это учреждение, с которым должны мириться все партии, и вряд ли кому пришло в голову сделать попытку избавиться от него».

Действительно, влияние исторической традиции здесь имело место. Кроме того, законодатели 1875 г. ограничились в Конституции лишь абсолютно необходимым для функционирования органов государственной власти Третьей республики. К тому же в ходе практической реализации Конституционных законов Парламент (главным образом Палата депутатов, поскольку она избиралась прямым голосованием, в отличие от Сената, и, поэтому, имела более широкую социальную базу и поддержку среди населения) стал играть главенствующую роль в системе органов государственной власти.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии
Кодификация законодательства о местном самоуправлении - понятие, содержание, применение
Вернуться к списку публикаций