2012-01-23 18:41:11
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)



Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)


Компромисс, к которому пришли монархисты и республиканцы при принятии Конституционных законов, носил временный характер. Все партии Национального собрания полагали, что создается недолговечная Конституция, поскольку представители обоих основных политических направлений и монархисты, и республиканцы в дальнейшем собирались изменить их в свою пользу. Однако из всех Конституции, которые существовали во Франции с 1789 г., именно этой суждено было стать наиболее долговечной. Несмотря на достаточно легкий способ изменения Конституционных законов (статья 8 Конституционного закона от 16 июля 1875 г.) и принятие ряда конституционных поправок, - структура органов государственной власти и форма правления во Франции оставались неизменными на протяжении 65-ти лет вплоть до 1940 г.

Республиканцы сумели добиться закрепления в Конституции основных республиканских институтов.

Прежде всего, была текстуально зафиксирована сама республиканская форма правления. Статья 2 Закона 25 февраля 1875 г. гласила: «Президент республики избирается абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов». Однако поначалу наличие республиканской формы правления выражалось только в этом наименовании, данном главе государства. Затем, Конституционные законы 1875 г. предустанавливали создание только выбираемых на определенный срок органов государственной власти и никакая власть во Франции, согласно Конституции 1875 г., не передавалась по наследству. Палата депутатов избиралась на основании всеобщего прямого голосования на четырехлетний срок, а Сенат - косвенным голосованием. Обе палаты на совместном заседании избирали Президента республики. Президент назначал министров, которых Парламент мог поддержать или отвергнуть.

Однако республиканцы сделали большие уступки монархистам, прежде всего, в вопросе о Сенате и о полномочиях Президента республики. Монархисты придавали большое значение этим уступкам, «видели в них предпосылку для реставрации монархии». Учреждение второй палаты являлось для них непременным условием принятия республиканского строя. По словам Лефевра-Понталиса, одного из разработчиков Конституции: «Демократия должна быть ограничена барьерами и плотинами. Так вот, вторая палата и является именно таким барьером и плотиной». Этому должна была способствовать система выборов в верхнюю палату французского Парламента. Сенат состоял из 300 человек, из них 75 сенаторов назначались пожизненно, 225 - избирались сроком на 9 лет с обновлением 1/3 состава через каждые три года. Причем выборы новых пожизненных сенаторов были отменены в 1884 г. Сенаторов от каждого департамента избирали специальные коллегии, которые формировались из депутатов департамента; его генеральных советников; окружных советников; делегатов от каждой коммуны, избранных муниципальным советом из лиц, пользующихся обычным правом избирателей (статья 4 закона от 24 февраля 1875 г.). Причем независимо от численности населения избирался один делегат от коммуны. Таким образом, обеспечивалось численное преобладание консервативных сенаторов, поскольку они, как правило, являлись представителями сельских общин.

Сенату и Палате депутатов предоставлялись равные права в области законодательства. В то же время, Сенат был наделен и особыми полномочиями: лишь с его одобрения Президент имел право распустить Палату депутатов (Сенат не подлежал роспуску). Согласно статья 9 закона от 24 февраля 1875 г. Сенат мог выступать в качестве Верховного Суда при обвинении Президента или министров в преступлениях, касающихся дел о государственной безопасности.

Еще одной надеждой монархистов на реставрацию монархии являлись достаточно обширные полномочия Президента: он имел право законодательной инициативы, обнародовал законы и следил за их исполнением, являлся главой вооруженных сил, заключал договоры с другими государствами, назначал на все военные и гражданские должности. Если Президент считал, что законопроект недостаточно подготовлен, то он мог отказать в его обнародовании, и палаты были обязаны вновь рассмотреть данный законопроект. Президент имел право прерывать сессию Парламента, а с согласия Сената, как уже отмечалось, распускать Палату депутатов.

Однако, республиканцы в Учредительном собрании 1871-1875 гг. постарались выхолостить свои уступки монархическим силам. Как писал в 1905 г. один из Президентов Третьей республики Казимир Перье.: «Из всех прав, которые ему сообщили, Президент республики может свободно и самостоятельно осуществлять лишь одно: возглавлять национальные торжества». Действительно, Конституция затруднила Президенту выполнение тех функций, которые она же поручила ему. Акты Президента нуждались в контрассигнации соответствующего министра. Президент не мог выступать в палатах, а должен был сноситься с ними через министров или посредством посланий.

В августе 1884 г. Национальное собрание приняло новый закон конституционного характера, содержавший пакет поправок к Конституции 1875 г. Самым важным в политическом плане являлось дополнение к закону от 25 февраля 1875 г., согласно которому «республиканская форма правление не может быть предметом предложений о пересмотре. Члены семей ранее правивших во Франции династий не могут быть избраны на пост Президента». Далее, в декабре 1884 г. принимается закон, согласно которому члены семей правящих во Франции династий (Бонапарты, Бурбоны старшей и младшей, Орлеанской, линий) не могли избираться в состав Сената.

Итак, дополнения к Конституционным законам окончательно закрепили во Франции республиканскую форму правления. В то же время во второй половине 70-80-х гг. XIX столетия во Франции постепенно снижались роль и значение института президентства. Со временем установилась традиция в силу которой Президент не должен претендовать на переизбрание. С 1877 г., после неудач ной попытки государственного переворота предпринятого монархистами, Президенты перестали использовать право роспуска нижней палаты, ни разу они не воспользовались правом прерывать заседания палат. Фактически не применялось право Президента требовать вторичного обсуждения, вотированного Парламентом закона.

Таким образом, Третья республика была конституционно оформлена в 1875 г. как парламентская республика с отдельными элементами Президентской.

Некоторые исследователи считают, что во Франции уже с принятием Конституционных законов 1875 г. установилась парламентская республика.

Однако, только с середины 1880-х гг., когда изменился фактический и юридический статус указанных органов власти, можно говорить о парламентской республике во Франции. Его также называют «парламентаризмом на французский лад».

Отметим следующие характерные черты такой организации власти:

— двухпалатная система, существовавшая при неизменной структуре парламента (Палата депутатов, избираемая на основе прямых выборов, и Сенат, формирующийся путем косвенного голосования);

— дуализм исполнительной власти между Президентом республики и правительством;

— особый характер отношений между правительством и парламентом, определявшийся политической ответственностью Совета министров, которая приводила, по причине многопартийности, к крайней нестабильности министерств и кабинета в целом.

В то же время, Конституционные законы 1875 г. содержат ряд формально-юридических особенностей, обусловленных, главным образом, условиями политического компромисса между республиканцами и монархистами.

Во-первых, Конституция Третьей республики - это не единый документ: он состоит из трех законодательных актов, вотированных отдельно. Напротив, большинство французских конституций представляли собой единый документ. Только Конституции Первой и Второй империи появлялись как наслоение различных разновременных текстов, что объясняется тем, что в этих Империях сначала действовали Конституции VIII года республики и 1852 г., соответственно, а затем они существенно изменялись путем сенатус-консультов.

Во-вторых, Конституция 1875 г. является наиболее краткой по сравнению с другими. Она состоит из 26 пунктов, в ней нет никаких подразделений, рубрик и заголовков, кроме заглавий образующих ее законов. Лаконичность изложения объясняется тем, что законодатели 1875 г. ограничились лишь абсолютно необходимыми конституционными нормами. К тому же институты Третьей республики устанавливались постепенно. Потребовался пятилетний период, в течение которого были приняты законы, заложившие правовую основу Конституции. Как отмечает М. Прело: «Период 1871-1875 гг. был временем непрерывного творения Конституции».

В-третьих, острая политическая борьба в парламенте сказалась также на том, что в основу Конституции не заложена определенная система: статьи Конституционных законов изложены отчасти бессистемно. Отсутствовал заранее установленный порядок изложения конституционных норм, «правило формулировалось тогда, когда о нем думали, а дополнения или же последствия, вытекающие из этого правила, вписывались позднее, когда они приходили в голову».

В-четвертых, Конституция 1875 г. ничего не говорят ни о судебной организации, ни об отправлении правосудия, кроме статей, посвященных Верховному суду (статья 9 Закона от 24 февраля 1875 г.) и Государственному Совету (статья 4 Закона от 25 февраля 1875 г.). Причем Государственный Совет утратил ту роль, которую играл в первой половине XIX в.

В-пятых, Конституционные законы 1875 г. не провозглашали ни принципов конституционного строя, ни традиционных прав и свобод, также ничего не говорилось ни о знамени, ни о гимне, ни о национальных праздниках. В Конституции вообще отсутствуют декларативные заявления принципиального характера.

Так, принцип национального суверенитета не только не был декларирован, но формально даже отвергался, поскольку поправка Р. Дюваля к Конституционному закону от 25 февраля 1875 г., о том, что «суверенитет пребывает в совокупности французских граждан», не была принята. В Конституции Третьей республики нет никакого упоминания прав, закрепленных Декларацией 1789 г.

В истории Франции было всего две Конституции в которых ничего не сказано о правах и свободах: Конституционные законы 1875 г. и Конституция Пятой республики. Причем если преамбула Конституции 1958 г. отсылает к преамбуле Конституции 1946 г., то в Конституционных законах 1875 г. этого нет.

Однако нельзя согласиться, что «чрезвычайный консерватизм Конституции 1875 г. является первой из ее существенных особенностей». Для законодателей 1875 г. наиболее важной проблемой было закрепление определенной формы правления. В данных условиях в Конституционные законы включили лишь то, что было абсолютно необходимо для обеспечения функционирования государственного управления. Однако это не означает, что Национальное собрание отвергало основные положения Декларации 1789 г. На заседании парламента 1 февраля 1875 г. депутат А. Валлон заявил: «Мы (Национальное собрание. - С.Б.) установили ряд конституционных положений, не задаваясь мыслью о формулировании философских деклараций. Наши принципы известны. Это - принципы 1789 г.». Здесь можно отметить определенную тенденцию, прослеживающуюся на протяжении XIX в.: все меньшее декларирование прав и свобод (за исключением Конституции 1848 г.).

Однако в дальнейшем, в конце XIX - начале XX вв., французские законодатели приняли ряд законов, содержавших нормы о правах и свободах (например, закон о свободе собраний 1881 г., закон о свободе печати 1881 г., закон о свободе ассоциаций 1901 г. ит. д.), Эти и ряд других законов признаются Конституционным советом Пятой республики в качестве конституционных и в настоящее время.

Итак, Конституция 1875 г. закрепила во Франции республиканскую форму правления. Конституционные законы Третьей республики отличаются от других французских конституций, как по форме, так и по содержанию. Несомненно, что здесь сказалось большое влияние на законодателей, а, следовательно, и на Конституцию политических трактатов герцога В. де Брольи и особенно П. Прево-Парадоля. В то же время Конституция отразила определенный компромисс в борьбе республиканцев и монархистов по поводу формы правления во Франции. Это обстоятельство обусловило как формально-юридические особенности Конституции, так и правовой статус высших органов государственной власти.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции.
Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций