2012-01-23 18:41:11
ГлавнаяКонституционное право — Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)



Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)


Сущность и особенности французских Конституционных законов 1875 г.

Конституционная история Франции чрезвычайно богата событиями. С 1789 г. до настоящего времени во Франции было принято 17 Конституций. В этом ряду Конституционные законы 1875 г. занимают особое место. Система органов государственной власти Третьей республики, получившая закрепление в Конституции, создавалась под влиянием важных и своеобразных политических факторов. Это обусловило как своеобразие самих органических законов, составивших Конституцию, так и основных государственно-правовых институтов Третьей республики.

Во французской историографии, посвященной Третьей республики, много внимания уделяется юридическому анализу Конституционных законов 1875 г. Авторы по разному оценивают значение Конституции в оформлении республиканской формы правления, отмечая, в частности, «верховенство Парламента и примат законодательной власти».

В отечественной литературе по истории Третьей республики во Франции за исключением ряда работ В.Г. Белякова, уделяется недостаточно внимания анализу Конституции. Как правило, исследователи лишь излагают отдельные положения Конституционных законов, без анализа правового статуса органов государственной власти и формально-юридических особенностей Конституции, а также причин, их обусловивших.

Конституция 1875 г. состоит из трех законов конституционного характера: Закона «Об организации Сената» от 24 февраля 1875 г., Закона «Об организации государственных властей» от 25 февраля 1875 г. и Конституционного закона «О взаимоотношениях государственных властей» от 16 июля 1875 г.

К этим Конституционным законам непосредственно примыкают еще два органических закона: «О выборах в Сенат» и «О выборах в Палату депутатов», принятые Национальным собранием 2 августа и 30 ноября 1875 г. соответственно.

При разграничении понятий «конституционный» и «органический» законодатели руководствовались определением, данным П.-Э. Литтрэ: «Конституционный закон тот, который регулирует природу, объем и отправление государственных властей; органические законы те, которые имеют своим предметом регулирование способа образования и действий учреждений, основания которых освящены предыдущим законом». Кроме того, изменение органических законов, в отличие от конституционных, не связывалось с созывом Национального собрания. Поэтому, несмотря на то, что органические законы 2 августа и 30 ноября 1875 г. во многом определяли устройство государственной власти Третьей республики, их, как правило, не включают в Конституцию Франции 1875 г.

Конституция Третьей республики - это результат длительной борьбы в Национальном собрании между сторонниками республиканской формы правления и монархистами. Компромисс, достигнутый законодателями в 1875 г., привел к тому, что в Конституции соединились различные подходы к организации государственной власти во Франции. Вынужденные принять республиканскую форму правления, монархисты стремились, однако, чтобы ее институты были как можно ближе к учреждениям монархического строя. В результате в Конституции оказались зафиксированы институты, свойственные конституционным монархиям XIX века (например, коллективная ответственность министров перед парламентом). Поэтому многие французские историки и юристы часто утверждают, что Конституция создана по «образцу июльского монархического режима», что она «орлеанистская», или «монархическая». В этой связи, можно согласиться с характеристикой Основного закона Третьей республики, данной А. Лебоном, бывшим министром колоний: «Эта Конституция чрезвычайно далека от совершенства... Но она самая эластичная и компромиссная из всех конституций, которые знала Франция с 1789 г. ... Будучи детищем монархического собрания.., она не является продуктом какой-либо доктрины, а главные органы власти, установленные ею, заимствованные из опыта различных эпох и режимов, и предназначены для того, чтобы служить взаимными противовесами».

Большое влияние на законодателей 1875 г. оказали взгляды, которые герцог Виктор де Брольи изложил в книге «Взгляд на правительство Франции», опубликованной в 1870 г. Де Брольи смотрел на возможное провозглашение республики как на неизбежное зло, оценивая, напротив, монархическую форму правления как «самую благородную.., единственную, которая может доставить Франции величие и спокойствие». Однако, как далее пишет Виктор де Брольи, «мы не решились бы утверждать, что ей (т.е. Франции.) не придется еще раз пережить гибельный опыт республиканского режима». В этом случае республиканская форма правления должна быть, как можно, приближена к конституционной монархии: республика близкая к конституционной монархии, и конституционная монархия, близкая к республике и отличающаяся от нее только постоянством исполнительной власти, - таков единственный исход, открывающийся во Франции». В числе основных черт такой организации власти В. де Брольи предлагает разделение властей между двумя «политическими телами», из которых бы одно представляло бы интересы прогресса (парламент), а другое - консерватизма (глава государства). Необходимо также единство исполнительной власти и ее ответственность перед парламентом. Следует отметить, что полномочия Президента республики, закрепленные Конституционными законами 1875 г., почти полностью совпадают с представлениями герцога В. де Брольи: «Это глава государства, отмеченный всеми атрибутами королевской власти: законодательной инициативой, правом вето, правом приводить законы в исполнение; он руководит всеми отраслями административного управления и назначает на все должности, с соблюдением условий, указанных в законе, он командует сухопутными и морскими силами; это - король. Только без королевского титула и выбираемый на ограниченный срок».

В соответствии с этой доктриной Основные законы 1875 г. давали республике, по выражению одного из ее авторов, «гарантии не конституционной монархии».

Таким образом, взгляды, изложенные герцогом В. де Брольи в 1870 г., оказали определенное влияние на парламентариев 1875 г., главным образом, на сторонников монархической формы правления.

Однако большинство Национального собрания, получившее название «либеральной партии», по названию популярной в те годы книги Э. Лабуле, продолжало развивать идейное течение, возникшее в последние годы Второй империи как реакция против авторитарного режима и личного правления Наполеона III. Эти взгляды получили отражение у известного французского публициста и государствоведа П. Прево-Парадоля. Его книга «Новая Франция», на наш взгляд, в теоретическом плане оказала решающее влияние на законодателей 1875 г.

П. Прево-Парадоль считал, что парламентская республика является наилучшей формой правления для Франции, способной «предупредить вырождение демократии в анархию». Демократия, - по мысли автора «Новой Франции»,- должна быть умеренной и потому вверяющей законодательную власть не одной, а двум палатам. «Верхняя палата, - пишет П. Прево-Парадоль, - может дать прочную точку опоры общественному мнению и правительству в случае, если бы другая палата стала бы легкомысленно злоупотреблять своей властью». Причем нижняя палата, избираемая всеобщим голосованием, сама выбирала бы главу кабинета министров. Совет министров нес коллективную ответственность перед парламентом. Глава государства, по П. Прево-Парадолю, занимал в системе государственно-правовых институтов положение «нейтрального элемента», стоящего над другими государственными органами, лишенный реального участия в руководстве государством. Поэтому Президента нельзя наделять правом роспуска Парламента, ведь Президент - это глава партии, «который сплошь и рядом скорее является орудием в ее руках, чем ее вождем». Также глава государства должен быть лишен права вето на решения парламента.

В определенном плане, образцом парламентаризма для П. Прево-Парадоля являлась Англия: двухпалатный Парламент, право законодательной инициативы, правительство, ответственное перед парламентом - все эти принципы и институты нашли затем свое воплощение в Конституции Третьей республики. Недаром, по словам А. Тьера, парламентарии хотели сделать Францию «Англией, но не Америкой». Некоторые исследователи отмечают влияние Конституции США на устройство государственной власти во Франции.

Таким образом, в Конституционных законах Третьей республики отразились взгляды герцога В. де Брольи и П. Прево-Парадоля и, как следствие, произошло рецепирование в республике тех учреждений и институтов государственного права, которые характерны для дуалистической монархии, однако сами эти государственно-правовые институты оказались индифферентны к форме правления. Это обстоятельство позволяло современникам утверждать, что была создана «республика слишком монархическая для республиканцев и слишком республиканская для монархистов».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции.
Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Вернуться к списку публикаций