2012-01-08 17:36:41
ГлавнаяКонституционное право — Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.



Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.


Органы конституционного контроля и надзора - молодой и развивающийся институт в государственно-правовой жизни Российской Федерации. Возможность создания таких органов в субъектах Российской Федерации получила свое правовое закрепление не только в их основных законах, но и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с данным Законом конституционные (уставные) суды отнесены к судам субъектов Российской Федерации.

Существующие в России две разновидности органов конституционного контроля и надзора, т.е. конституционные суды и комитеты конституционного надзора в общем выполняют единую задачу - обеспечивать правовую охрану не только конституций и уставов субъектов федерации, но и Конституцию самой Российской Федерации.

По состоянию на октябрь 2000 года такие органы созданы и реально функционируют в 13 субъектах Российской Федерации.

1. Конституционный Суд Республики Башкортостан учрежден Конституцией Республики в 1992 году. Закон Республики о Конституционном Суде принят 27 октября 1992 года. В настоящее время данный Закон действует в редакции от 14 января 1997 года. Конституционный Суд состоит из Председателя Суда, заместителя Председателя и трех судей, избираемых Государственным Собранием Республики по представлению Президента Республики Башкортостан. Судья-секретарь Суда избирается из числа судей на заседании Суда. Срок полномочий судей десять лет, предельный возраст пребывания в должности - семьдесят лет. В марте 1996 года избрано четверо судей, что позволило Суду начать свою деятельность.

2. Конституционный Суд Республики Бурятия учрежден Конституцией Республики, принятой Верховным Советом Республики 22 февраля 1994 года. Закон Республики о Конституционном Суде принят 25 октября 1994 года. Конституционный Суд состоит из Председателя Суда и четырех судей, назначаемых на должность Народным Хуралом по представлению Президента Республики Бурятия. Срок полномочий судей неограничен, предельный возраст пребывания в должности - 60 лет. Суд приступил к работе в январе 1995 года.

3. Конституционный Суд Республики Дагестан учрежден поправками к Конституции Республики Дагестан в 1991 году. В соответствии с ней 18 декабря 1991 года был принят Закон Республики о Конституционном Суде. Первоначальный состав Суда в количестве 5 судей сформирован 27 декабря 1991 года. Конституция Республики, принятая Конституционным Собранием 26 июня 1994 года, сохранила институт Конституционного Суда в том же численном составе. Новый Закон Республики Дагестан о Конституционном Суде принят 25 апреля 1996 года. Судьи Конституционного Суда избираются Народным Собранием по представлению Государственного Совета Республики. Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь суда избираются судьями Конституционного Суда. Срок полномочий судей десять лет, предельный возраст пребывания в должности - семьдесят лет.

4. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики учрежден Конституцией Республики 10 марта 1992 года. Первый Закон Республики о Конституционном Суде принят 13 мая 1992 года. В настоящее время действует новый Закон о Конституционном Суде от 12 декабря 1997 года. По действующему Закону Конституционный Суд состоит из 5 судей. Председатель Суда, его заместитель, судья- секретарь и судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики. Срок полномочий судей 10 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

5. Конституционный Суд Республики Карелия учрежден поправками к Конституции Республики Карелия 20 января 1994 года. Закон Республики о Конституционном Суде принят 17 марта 1994 года. Конституционный Суд состоит из пяти судей: Председателя и четырех членов Суда, избираемых Законодательным Собранием Республики по представлению Председателя Правительства. Заместитель Председателя Суда, судья-секретарь избираются членами Суда. 10 ноября 1994 года были избраны Председатель и два члена Суда, что позволило Суду приступить к работе: в 1995 году Суд пополнился еще одним судьей. Срок полномочий судей неограничен, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

6. Конституционный Суд Республики Коми учрежден Конституцией Республики, принятой 17 февраля 1994 года. Закон Республики о Конституционном Суде принят 12 октября 1994 года. Законом Республики от 4 декабря 1998 года в действующий Закон о Конституционном Суде внесены изменения и дополнения в части, касающейся отложения и приостановления дел и рассмотрения споров о компетенции. Конституционный Суд состоит из 5 судей. 7 декабря 1994 года Верховный Совет Республики избрал четырех конституционных судей, в том числе Председателя Суда и его заместителя; 17 апреля 1996 года был избран пятый судья Конституционного Суда. Срок полномочий судей неограничен, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

7. Конституционный Суд Республики Марий Эл учрежден Конституцией Республики, принятой 24 июня 1995 года. Организация и деятельность Суда определяются Законом Республики от 11 марта 1996 года «О Конституционном Суде Республики Марий Эл». Конституционный Суд состоит из 5 судей, назначаемых на должность Государственным Собранием по представлению Президента Республики Марий Эл. Срок полномочий судьи - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет. Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. Такая возможность появилась с избранием третьего судьи 18 июня 1997 года.

8. Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) учрежден Конституцией Республики 4 апреля 1992 года. Законы Республики «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия)» и «О порядке деятельности Конституционного Суда» приняты 7 февраля 1992 года. Конституционный Суд состоит из 7 судей, избираемых Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн). Председатель Суда, заместитель Председателя и секретарь Суда избираются членами Конституционного Суда. Срок полномочий судей неограничен, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет. Суд работает с июля 1992 года.

9. Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания образован в 1990 году. Действующая Конституция Республики Северная Осетия - Алания 1994 года сохранила данный институт. Организация и порядок деятельности Комитета определяются Конституционным законом, до его принятия - Законом СО АССР от 17 апреля 1990 года «О конституционном надзоре в СО АССР». Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания формируется Парламентом Республики по представлению Президента Республики сроком на десять лет в составе Председателя, заместителя Председателя и трех членов Комитета, работающих без освобождения от основного места работы.

10. В Республики Татарстан 14 декабря 1990 года был учрежден Комитет конституционного надзора. Согласно Закону Республики «О конституционном надзоре в Республике Татарстан « принятому 13 декабря 1990 года. Комитет конституционного надзора состоял из шести членов: Председателя, его заместителя и четырех членов Комитета, избиравшихся Верховным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет. Персональный состав Комитета представлялся Председателем Верховного Совета Республики. В целях обеспечения преемственности в деятельности Комитета его состав переизбирался наполовину каждые пять лет.

Однако, в соответствии с принятым 30 октября 1998 года Законом Республики Татарстан «О Конституционном Суде Республики Татарстан» 28 июня 2000 года избран Конституционный Суд в составе шести судей. Кандидатов в судьи представляют Государственному Совету его Председатель и Президент Республики Татарстан в равном количестве, из числа судей избирается Председатель и заместитель суда. Срок полномочий Суда десять лет, предельный возраст пребывания в должности - семьдесят лет.

11. В Иркутской области до декабря 1998 года функционировала Уставная палата, учрежденная Уставом Иркутской области как экспертно-консультативный орган. Уставная палата осуществляла свою деятельность на основе Областного закона от 15 марта 1996 года «Об Уставной палате». В ее состав было избрано 5 советников.

Законом области от 7 декабря 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Устав Иркутской области» Уставная палата упразднена. Предполагается принятие Областного закона об Уставном Суде (к настоящему времени он еще не принят) и на его основе - формирование данного органа.

12. Уставной Суд Свердловской области учрежден Уставом области, принятым 25 ноября 1994 года. Организация и порядок деятельности Суда определяются Областным законом от 22 апреля 1997 года «Об Уставном Суде Свердловской области». Суд состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представлению Губернатора области. Срок полномочий судьи - 12 лет, предельный возраст для пребывания в должности - 65 лет. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей. Правомочный состав Суда был сформирован к 30 апреля 1998 года.

13. Конституционная Палата Республики Адыгея учреждена Конституцией Республики в 1995 году. Закон Республики Адыгея о Конституционной Палате принят 22 мая 1996 года. Конституционная Палата состоит из девяти членов, избираемых на должности Государственным Советом Республики на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Минимальный возраст членов Палаты - 35 лет, срок полномочий - 12 лет. Председатель Палаты, его заместитель и член- секретарь Палаты избираются из числа членов Палаты. Дела разрешаются Палатой в полном (9 членов) и неполном (5 членов) составах. Все члены Палаты были избраны 29 октября 1997 года, трое из них работают на постоянной основе.

Другим направлением в развитии судебного конституционного контроля в российских регионах является приспособление к его функциям судов общей юрисдикции. В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Ингушетия ее Верховный Суд является высшим судебным органом Республики в сфере не только гражданского, уголовного судопроизводства, но и конституционного.

В Самарской области предусматривается возложение в некоторых ситуациях на областной суд обязанности рассматривать споры между Губернской Думой и Главой администрации области по вопросам принятия законодательных актов.

Необходимо отметить, что становление и развитие конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации, несмотря уже почти на десятилетнюю историю, осуществляется сложно и противоречиво. От закрепления в конституции (уставе) до принятия специального закона о конституционном (уставном) суде, а затем до реального создания суда проходит относительно длительный период времени.

Другие, альтернативные конституционному правосудию институты специализированного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации также не получают своего развития. Например, с принятием новой редакции Закона «О Конституционном Суде Республики Татарстан» и упразднением Уставной Палаты Иркутской области стала очевидной тенденция отказа от квазисудебных органов конституционного контроля.

Уставом - Основным законом г. Москвы - на Московский городской суд возлагается официальное толкование законов г. Москвы (ст. 121). Конституцией Республики Алтай, принятой на XXI сессии Государственного Собрания - Эл Курултая 7 июня 1997 года, разрешение споров о соответствии Конституции Республики Алтай нормативно-правовых актов государственных органов, уставов и актов органов местного самоуправления возлагается на Верховный и Арбитражный суды Республики (ст. 155).

Идея приспособления судов общей юрисдикции к конституционному правосудию не жизнеспособна, так как на практике она порождает серьезные проблемы, связанные с определением пределов проверки этими судами законности актов органов региональной власти.

Данная практика находит понимание, но не санкционирована Федеральным законом, и поэтому В.А. Туманов считает, что она неправомерна. Справедливо замечает профессор Петрухин И.Л., «конституционная коллегия Верховного Суда субъекта Федерации не сможет быть независимым органом конституционного контроля, поскольку над ней стоят надзорные инстанции и это принижает значение конституционного правосудия».


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении
Защита права частной собственности при ее изъятии
Назначение председателя правительства
Вернуться к списку публикаций