2012-01-08 17:36:03
ГлавнаяКонституционное право — Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.



Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.


Правовой основой деятельности органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации являются основные законы самих субъектов, законы об этих органах и, несомненно, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Во всех республиках, имеющих конституционные суды, положения о них включены в разделы (главы) конституций, посвященные судебной власти или судебной системе. Непосредственно конституционному суду в основных законах обычно отводится от одной (Республика Карелия) до пяти (Республика Хакасия) статей. Во многих конституциях республик прямо указывается на осуществление в них судебной власти в форме конституционного судопроизводства. В связи с этим конституционный суд включается в судебную систему республики и является ее составной частью (в Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), в Кабардино-Балкарской Республике). В некоторых конституциях подчеркивается двойственный характер конституционного суда. В частности, Конституция Республики Коми прямо называет Конституционный Суд в числе субъектов осуществления государственной власти (ст. 8). А Конституция Республики Саха (Якутия) указывает, что ее Конституционный Суд является высшим органом государственной власти в Республике, который в соответствии с принципом разделения властей функционирует самостоятельно (ст. 50).

Основное предназначение конституционных судов республик как органов конституционного правосудия дается в конституциях через определение понятия этого органа либо обозначение целей его деятельности. В конституциях республик Бурятия, Дагестан, Карелия, Саха (Якутия) Конституционный Суд рассматривается как «высший орган судебной власти по защите конституционного строя Республики». В качестве целей деятельности Конституционного Суда конституции республик Башкортостан, Карелия называют защиту конституционного строя республики, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции республики на всей ее территории. Роднят конституционные суды с судами общей юрисдикции и общие принципы судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность, непрерывность, состязательность и равноправие сторон. Они закреплены во всех законах республик о конституционном суде.

Органы конституционного контроля и надзора небольшие по своему численному составу, который варьируется в пределах 5-9 судей. А в Конституции Республики Татарстан предусматривается лишь должностной состав судей без указания их общего числа. Аналогично в Уставе области определяется состав Уставного суда Свердловской области.

Численный состав конституционных судов в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Свердловской области установлен законами о них в пределах пяти судей, в республиках: Татарстан - 6, Саха (Якутия) - 7 судей.

Специализированным квазисудебным органом конституционного контроля являлась в 1996-1998 гг. и Уставная Палата Иркутской области, которая в соответствии с законом о ней представляла самостоятельный экспертно-консультативный орган специальной компетенции, созданный в целях обеспечения соответствия законов области и иных областных нормативных правовых актов местного самоуправления, а также действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Уставу области (ст.1).

Состав квазисудебных органов конституционного контроля определяется конституциями (уставами) либо законами субъектов Российской Федерации. Например, Конституцией Республики Северная Осетия - Алания Комитет конституционного надзора предусмотрен в составе пяти человек, а по Закону Иркутской области ее Уставная Палата состоит из шести советников.

Опыт показывает, что весьма рискованно создавать суд в составе менее пяти судей, когда по тем или иным причинам может оказаться под вопросом необходимый для рассмотрения дела кворум. Такая ситуация нередко возникает в судах, когда они сформированы частично. Например, Конституционный Суд Республики Бурятия, где один судья перешел на другую работу, не смог функционировать продолжительное время.

На наш взгляд, в тех республиках, краях и областях, где имеются юридические ВУЗы, а соответственно - сильные научные кадры, можно пойти по пути формирования определенной части уставных судов на непостоянной основе. Такой подход существует в землях Федеративной Республики Германия. Например, судьи Конституционного Суда земли Берлин свои обязанности выполняют на общественных началах.

Аналогичную позицию занимает и профессор Авакьян С.А. По его мнению, конституционные суды субъектов Российской Федерации можно формировать из трех профессиональных судей и 5-6 ученых.

Внутренняя организация конституционных (уставных) судов определяется главным образом законами о них. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей (республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карелия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика и Свердловская область). В составе конституционных судов республик Коми, Татарстан предусмотрены председатель, его заместитель и судьи, а в Конституционном Суде Республики Бурятия - только председатель и судьи. Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания образуется в составе председателя, заместителя председателя и членов Комитета. Уставная Палата Иркутской области имела также в своем составе председателя, заместителя председателя и секретаря палаты.

В формировании конституционных (уставных) судов и других специализированных органов конституционного контроля, как правило, принимают участие нескольких ветвей власти, представленных соответствующими государственными органами. Так, Конституционная Палата Республики Адыгея образуется на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (по три члена Палаты - от каждой).

В Республике Татарстан половину персонального состава Конституционного Суда представляет Государственному Совету его председатель, а другую половину - Президент. По представлению высшего должностного лица субъекта парламентом избираются судьи конституционных судов республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми и Уставный суд Свердловской области. По представлению Президента избираются Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания, а по представлению губернатора области - Уставная палата Иркутской области.

В Республике Башкортостан и Свердловской области предложения высшему должностному лицу субъекта Федерации о кандидатах на должность судьи уставного суда вносят депутаты парламента, судебные органы и органы юстиции субъекта Федерации, юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения, а в Свердловской области также и прокурор.

Неодинаково в субъектах Российской Федерации регламентируется порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря органа конституционного правосудия. В некоторых из них этот вопрос решается в конституциях либо уставах (в республиках Бурятия, Карелия, Свердловской области), а в других - в законах о Конституционных судах (в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Марий Эл, Татарстан) либо в тех и других актах. Или предусмотрено несколько процедур. В отдельных республиках и областях председатель, заместитель председателя и секретарь, где они имеются, избираются судьями из своего состава (в республиках Адыгея, Дагестан, Саха (Якутия), Свердловской и Иркутской областях). Такой порядок обоснованно признан в специальной литературе дополнительной гарантией независимости органа конституционного контроля. В Республике Татарстан Председатель и его заместитель утверждается парламентом по предложению судей. В республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Кабардино-Балкарской Республике председатели судов избираются парламентами по представлению Президентов (глав государств). В отдельных республиках при этом самими судьями представляется право избирать из своего состава заместителя председателя и секретаря конституционного суда (в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия) или только судью- секретаря (в республиках Башкортостан, Коми).

Законодательством отдельных республик предусмотрена ротация судей, занимающих должность председателя конституционного суда, а в некоторых случаях и его заместителя. Так, Председатель, заместитель и секретарь Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) избираются сроком на пять лет при неограниченном сроке полномочий судей, а Председатель, его заместитель и член-секретарь Конституционной Палаты Республики Адыгея - на четыре года при сроке полномочий судей в 12 лет. Для заместителя Председателя и секретаря Конституционного Суда Республики Коми установлен срок полномочий в пять лет при неограниченном сроке полномочий судей. В конституционных судах республик Башкортостан, Дагестан, Коми и Кабардино-Балкарской Республики ограничены сроки полномочий секретаря суда в пределах от 2 до 5 лет. В Республике Башкортостан предусматривается переизбрание судьи-секретаря еще на один срок.

Законом «Об Уставном Суде Свердловской области» устанавливается избрание Председателя, его заместителя и секретаря суда сроком на 4 года при полномочиях судей в 12 лет (ст.31).

В отличие от парламента, президента (главы республики или правительства), избираемых на установленный конституцией срок, полномочия конституционного суда во многих законах республики не ограничены каким-либо временем (республики Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия). Срок полномочий Конституционных Судов Башкортостан, Дагестан, Татарстан определен в 10 лет. На такой же срок избирается Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания.

Внутренней структуре конституционных (уставных) судов присуща простая организация: помимо административного подразделения, именуемого в одних судах аппаратом (республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Свердловская область), а в других - секретариатом (республики Карелия, Коми), они не имеют других подразделений. Дела рассматриваются, как правило, всем составом суда на общих заседаниях при наличии предусмотренного законом кворума. Лишь в Республике Адыгея законом предусматривается, что Конституционная палата рассматривает и разрешает дела в заседаниях в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах в зависимости от категории дел.

В конституциях, уставах и, главным образом, в законах субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля и надзора устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных (уставных) судов. Судьей может быть избран, как правило, гражданин соответствующей республики (в республиках Карелия, Коми, Иркутской, Свердловской областях - гражданин Российской Федерации), достигший 35 лет (в республиках Дагестан, Татарстан и Свердловской области - 30 лет) и не старше 60 лет (в Республике Татарстан - 65 лет), а в законодательстве республик Адыгея, Бурятия, Коми и Свердловской области предельный возраст кандидата в судьи не назван. В республиках Бурятия, Татарстан и Свердловской области прямо требуется, чтобы кандидат обладал избирательным правом, а в Свердловской области, кроме того, чтобы постоянно проживал на ее территории. Почти во всех субъектах Российской Федерации, предусмотревших конституционные (уставные) суды, от кандидата в судьи требуется иметь высокий уровень профессиональных знаний, а также обладать моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей.

Обязательным условием является наличие высшего юридического образования. В качестве альтернативы для кандидата в судьи Конституционного Суда Республики Татарстан и Уставного Суда Свердловской области предусмотрена ученая степень и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. В Республике Татарстан для кандидата ученая степень эквивалентна названному стажу работы. Десятилетний стаж работы по юридической специальности требуется по законодательству республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Кабардино-Балкарской Республики.

В отношении членов квазисудебных органов конституционного контроля требования более упрощены: комитеты конституционного надзора избирались из числа специалистов в области политики и права. Более четкие требования предъявлялись к кандидату на должность Уставной палаты Иркутской области. Им мог быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 8 лет, обладающий признанной высокой юридической квалификацией в области права.

В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием либо сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Такие же требования предъявляются к судье Уставного суда Свердловской области и советнику Уставной палаты Иркутской области. Вместе с тем в Республике Адыгея, где члены Конституционной Палаты работают на непостоянной основе, им не запрещается иметь частную практику, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью.

В законодательстве субъектов Российской Федерации уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований, каковыми являются: нарушение порядка избрания судей, утрата гражданства республики; вступивший в силу обвинительный приговор, совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи; занятие или совершение действий, несовместимых с его деятельностью; неучастие судьи в заседаниях суда или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности (в республиках Адыгея, Башкортостан, Татарстан - десяти месяцев, в Республике Коми и Иркутской области - шести месяцев, в Республике Бурятия - четырех месяцев). Кроме приведенных оснований в ряде субъектов полномочия судьи прекращаются в связи с нарушением им присяги (Республика Карелия), выездом на постоянное место жительства за пределы республики (Кабардино-Балкарская Республика) и др.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению конституционного суда, которое направляется президенту (главе республики) и парламенту, а в Республике Адыгея также и судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи и совершении проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению конституционного суда.

Несколько упрощен порядок прекращения полномочий судей конституционных судов в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино-Балкарской Республике полномочия судьи во всех случаях прекращаются Парламентом по представлению Конституционного Суда, а в Республике Карелия - Законодательным Собранием в порядке, установленном его Регламентом. Решение о прекращении полномочий лица, избранного в Комитет конституционного надзора Республики Северная Осетия - Алания, также принимается парламентом Республики. Прекращение полномочий советника Уставной Палаты Иркутской области производится ее Законодательным Собранием по представлению губернатора области.

Важной гарантией статуса судей конституционных судов является обеспечение их неприкосновенности. Это достигается закреплением в законах особого порядка привлечения судей к ответственности. Поэтому статус судей весьма сходен со статусом депутатов регионального парламента: судьи, как правило, не могут быть привлечены к ответственности и ограничены в личной свободе без согласия конституционного суда (исключение составляет Республика Коми, уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только при наличии согласия Государственного Совета Республики, ст. 14). Иммунитетом пользуются также их жилище, служебное помещение, транспорт, имущество и документы. Какие- либо процессуальные действия в отношении судьи (возбуждение уголовного дела, обыск, выемка, досмотр) производятся лишь с санкции прокурора республики (в Республике Карелия о возбуждении уголовного дела немедленно ставится в известность Законодательное Собрание, которое вправе приостановить полномочия судьи до вынесения судом решения по уголовному делу). Уголовное дело по обвинению судьи по его требованию, заявленному до предания суду, должно быть рассмотрено по первой инстанции верховным судом республики (в Республике Башкортостан оно рассматривается этим судом во всех случаях, независимо от воли обвиняемого, судьи).

В числе гарантий независимости судей конституционных (уставных) судов законодательство субъектов Российской Федерации признает также равенство прав судей, право на отставку, запрет вмешательства в судебную деятельность, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его статусу.


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций