2012-01-08 17:34:25
ГлавнаяКонституционное право — Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации



Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации


Компетенция органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, как правило, в сжатой форме определяется в соответствующих конституциях и уставах и воспроизводится затем в специальных законах о названных органах.

Конституционные и уставные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации позволяет утверждать, с некоторыми оговорками, что к ним не относятся политические вопросы, а также вопросы компетенции других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать и дела, относящиеся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, хотя об этом прямо не указывается в большинстве законов о конституционных (уставных) судах, а в некоторых (республики Дагестан, Саха (Якутия)) даже содержатся положения, свидетельствующие о конкуренции компетенций Российской Федерации и ее субъектов. Общее правило подтверждается нормами законов республик Адыгея и Карелия, в которых прямо устанавливается, что Конституционный Суд республики не рассматривает дела, находящиеся в производстве Конституционного Суда Российской Федерации.

В большинстве субъектов Российской Федерации, имеющих или намеревающихся создать специализированные органы конституционного контроля, конституции или уставы в той или иной мере упоминают о полномочиях этих органов. Это, в частности:

- контроль в сфере правотворчества, заключения договоров с Российской Федерацией и ее субъектами, а также международных договоров;

- официальное толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (кроме республик Карелия, Татарстан);

- разрешение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации; между ним и органами государственной власти его административно- территориальных единиц или органами местного самоуправления; между органами местной государственной власти и органами местного самоуправления (за исключением Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия));

- защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; разрешение дел в правоприменительной практике (Ингушская Республика, Республика Саха (Якутия));

- контроль за проведением выборов президента республики (Республика Марий Эл) и решением регионального парламента о назначении референдума (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл);

- контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Ингушская Республика); разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

- защита конституции (устава) субъекта Российской Федерации от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях другими должностными лицами; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента (главы республики) по состоянию здоровья выполнять свои функции;

- дача заключений о соответствии конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров Российской Федерации, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления (республики Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия));

- участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации (осуществление права на законодательную инициативу, права на внесение предложений об изменениях и дополнениях в конституцию, дача заключений о конституционности предложений о пересмотре некоторых разделов конституции);

- иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, право направлять послания законодательному собранию, право принимать свои регламенты и др.).


Естественно, компетенция каждого отдельно взятого органа конституционного контроля или надзора значительно уже обобщенной компетенции подобных органов всех субъектов Российской Федерации: последняя насчитывает более 20 конкретных полномочий, которые нами условно сведены в 10 групп. При этом ряд полномочий присущ лишь конституционным (уставным) судам отдельных субъектов Российской Федерации; между полномочиями органов конституционного контроля и надзора в отдельно взятых субъектах Российской Федерации существует немало различий, что обусловлено особенностями статуса субъекта, политической, экономической и национальной спецификой его развития, влиянием президентской или парламентской модели государственного устройства субъекта, степенью развития в нем политических процессов и характером разделения властей на региональном уровне. Тем не менее, можно выделить наиболее важные пункты полномочий, свойственные всем без исключения органам конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации.


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Вернуться к списку публикаций