2012-01-08 17:30:22
ГлавнаяКонституционное право — Конституционное разрешение споров о компетенции



Конституционное разрешение споров о компетенции


Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, как правило, наделяются полномочиями рассматривать споры о компетенции (за исключением Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия)). В ряде субъектов к компетенции названных органов относится рассмотрение этих споров как «по горизонтали», так и «по вертикали». Так, в республиках Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Иркутской области они разрешают споры между:

а) органами государственной власти республики (области);

б) органами государственной власти республики (области) и органами местного самоуправления;

в) органами местного самоуправления.

Конституциями некоторых республик закреплена система разрешения споров о компетенции лишь «по горизонтали»; в Республике Марий Эл - между органами государственной власти республики; в Республике Татарстан - между высшими органами государственной власти Республики; между органами власти районов и городов республиканского подчинения. В Уставе Свердловской области предусмотрена только «вертикальная» схема рассмотрения споров о компетенции между органами государственной власти области и органами местного самоуправления (ст.60).

Круг субъектов обращения с ходатайствами о разрешении споров о компетенции предопределяется нормой конституции либо устава, регламентирующей компетенцию органа конституционного правосудия в данной сфере. Об этом, в частности, прямо указывается в соответствующих статьях законов о Конституционных Судах республик Адыгея и Коми. В Республике Карелия такие субъекты перечислены в Законе о Конституционном Суде. Это Законодательное Собрание, его палаты, Председатель Правительства, республиканские органы государственного управления, органы местного самоуправления (ст.46), что несколько уже круга субъектов обращения по делам о конституционности нормативных актов.

Рассмотрение споров о компетенции осуществляется в рамках процедуры, специально установленной в законах об органах конституционного правосудия, где обычно ей посвящена отдельная глава, в которой определена допустимость ходатайств, пределы их проверки и содержание решений по спорам. Лишь по Закону «Об Уставном суде Свердловской области» спор о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления рассматривается в рамках процедуры, предусмотренной для дел о соответствии Уставу нормативных актов области (ст.84).

Споры о компетенции рассматриваются органом конституционного правосудия, если оспариваемая компетенция определена конституцией или уставом субъекта Российской Федерации (в Республике Коми - Конституцией и законами Республики) и затрагивает интересы сторон. При этом заявитель считает издание акта или совершение действий правового характера либо уклонение от издания акта или совершения действий правового характера нарушением установленного конституцией разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления как «по горизонтали», так и «по вертикали» (в республиках Адыгея, Коми, Иркутской области).

Органы конституционного правосудия не рассматривают споры, если они касаются вопроса о подведомственности дел судам или о подсудности и могут быть разрешены иным образом (в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Коми, Иркутской области).

По итогам рассмотрения спора о компетенции орган конституционного правосудия принимает решение об удовлетворении требования к тому органу либо об отказе в его удовлетворении (Республика Карелия). В законах республик Адыгея, Коми и Иркутской области указано, какие виды решения или заключения должны приниматься по этому вопросу. «По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционная Палата,- гласит ст. 89 Конституционного закона Республики Адыгея от 22 мая 1996 г., - принимает одно из следующих решений: 1) подтверждающее полномочия соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления Республики Адыгея издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции; 2) отрицающее полномочия соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления Республики Адыгея издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции». В случае, если Конституционная Палата Республики Адыгея признает издание нормативного акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, местного самоуправления Республики, нормативный акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

Практика органов конституционного контроля или надзора субъектов Российской Федерации по рассмотрению споров о компетенции еще не сложилась. Ее практически нет. Эти споры, по существу, разрешаются в рамках иных процедур конституционного правосудия. Например, вопрос о праве органа местного самоуправления г. Сортавала (Республика Карелия) устанавливать административную ответственность и определять размеры санкций за нарушение правил пользования сетью коллективного телевизионного приема было рассмотрено как дело о проверке конституционности постановления должностного лица местного самоуправления по ходатайству мэра города и жалобе муниципального предприятия кабельной телекомпании «Брэвис».

Вопрос о праве законодательного органа Республики Адыгея приостанавливать выдачу и обмен паспортов нового образца был рассмотрен как дело о проверке конституционности соответствующего постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 26 ноября 1997 г. Конституционная Палата Республики Адыгея, признавая этот акт не соответствующим республиканской Конституции, наряду с другими мотивами сослалась на то, что законодательный орган вторгся в компетенцию исполнительной власти, так как регламентация названных вопросов относится к предметам ведения последней.


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Культура прав человека - понятие и содержание
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Вернуться к списку публикаций