2012-01-08 17:27:44
ГлавнаяКонституционное право — Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора



Защита конституции (устава) от неправомерных актов и действий должностных лиц органами конституционного контроля и надзора


В некоторых субъектах Российской Федерации в компетенцию конституционного (уставного) суда входит решение дел, касающихся отрешения от должности должностных лиц за нарушение конституции (устава) и законов. Это в основном касается президентов, глав республик или правительств, глав администраций, губернаторов, а иногда и иных лиц.

В Республике Карелия в соответствии с ее Конституцией Конституционный Суд непосредственно рассматривает вопрос об отрешении от должности руководителя любого республиканского органа государственного управления (ст.ст. 69, 76, 87). В Законе о Конституционном Суде Республики Карелия уточняется, что он отрешает от должности Председателя Правительства, его заместителей и руководителей республиканских органов государственного управления.

Инициаторами обвинения высших должностных лиц в нарушении ими конституций, законов и данной присяги являются представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации. Они же наделены правом обращения по этому поводу с запросом в конституционные (уставные) суды. Исключением является Республика Татарстан, где таким правом обладает не только Государственный Совет Республики, но и его постоянные комиссии, а также Комитет парламентского контроля Государственного Совета Республики. Кроме того, Конституционный Суд Республики Татарстан может по собственной инициативе дать заключение о соответствии Конституции Республики действий и решений Президента, если они являются основанием для освобождения его от должности согласно Конституции Республики Татарстан.

Конституционные Суды Республик Бурятия, Марий Эл и Кабардино-Балкарской Республики рассматривают вопросы, связанные с отрешением от должности президентов, если имеется заключение Верховного Суда Республики о наличии в действиях президента признаков нарушения конституции или признаков соответствующих преступлений. Здесь как бы предусмотрено разделение функций. Суды общей юрисдикции, как и положено им, устанавливают вопросы факта, умысла преступлений, а конституционные суды решают вопросы права. И такой подход соответствует положениям (содержащимся во всех законах об органах конституционного правосудия) о том, что конституционные (уставные) суды не рассматривают политические вопросы, а при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов. В остальных субъектах Российской Федерации, где приняты законы об органах конституционного правосудия, участие судов общей юрисдикции в процедуре отрешения от должности высших должностных лиц не предусмотрено.

В большинстве же субъектов Российской Федерации орган конституционного правосудия по запросу парламента лишь дает заключение, необходимое для отрешения от должности соответствующих лиц. В Республике Саха (Якутия) это касается должностных лиц органов государственной власти, управления и судей. В Конституции Республики данное полномочие конкретизировано в отношении Президента и Вице-президента Республики Саха (Якутия) (ст.ст. 74 и 77). Дача заключений конституционным (уставным) судом о наличии оснований для отрешения президента (председателя правительства), губернатора предусматривается законодательством республик Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Татарстан, Иркутской и Свердловской областей.

В большинстве случаев конституции и уставы конкретизируют формальное содержание заключений органов конституционного правосудия, служащих основанием для отрешения от должности соответствующего должностного лица. Это умышленное нарушение им Конституции и законов субъекта Российской Федерации и данной присяги (Республика Дагестан), а в некоторых республиках также Конституции и законов Российской Федерации (в республиках Коми, Хакасия). В Ингушской Республике в компетенцию Верховного Суда входят дача заключения о наличии оснований для отрешения от должности Президента по обвинению в совершении преступления и о соблюдении порядка такого обвинения. В отдельных случаях необязательно, чтобы эти нарушения имели умышленный характер (Республика Адыгея). Более упрощенно определена суть заключения в законодательстве Республик Башкортостан, Татарстан и Свердловской области, которым определено, что конституционный (уставной) суд дает заключения о соответствии конституции (уставу) действий и решений президента (губернатора), если они служат основанием для отрешения от должности.

Специфическим полномочием для органов конституционного правосудия республик Адыгея, Ингушетия, Марий Эл является дача заключения по представлению Государственной медицинской комиссии, назначенной парламентом, о наличии у Президента стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Конституционный Суд Республики Башкортостан наделен правом давать заключение об утрате Президентом не только стойкой, но и временной способности исполнять свои обязанности.

Конституционная Палата Республики Адыгея имеет не свойственные какому-либо другому органу конституционного правосудия в России полномочия: на совместном заседании с Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея под председательством Председателя Конституционной Палаты она может рассматривать заявление Президента Республики об отставке, которое подается одновременно в Парламент и Конституционную Палату Республики.

Практики рассмотрения конституционными (уставными) судами дел, связанных с отрешением от должности высших должностных лиц, пока нет. Однако наделение конституционных (уставных) судов не свойственными им полномочиями по установлению и исследованию обстоятельств при рассмотрении запросов об отрешении от должности президентов, глав правительства республик, губернаторов чревато вовлечением их в политический процесс и, в конечном итоге, - роспуском самого суда. Примером тому - Конституционный Суд Мордовской ССР, втянутый в политический процесс в связи с упразднением поста Президента и Вице-президента Республики. В итоге оказался упраздненным и сам Конституционный Суд.


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Вернуться к списку публикаций