2012-01-08 17:26:49
ГлавнаяКонституционное право — Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора



Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора


В субъектах Российской Федерации судебные и квазисудебные органы конституционного контроля, как правило, наделяются правом законодательной инициативы. В Кабардино-Балкарской Республике, республиках Карелия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Свердловской области это право не ограничено кругом определенных вопросов. В республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) конституционный суд обладает правом законодательной инициативы лишь по вопросам его ведения. Такая правовая норма сложилась под влиянием ст. 104 Конституции Российской Федерации 1993 года, и она означает, что «по вопросам конституционной и законодательной регламентации полномочий и деятельности конституционного суда, его взаимоотношений с другими органами он может выступать с законодательной инициативой».

В ряде законов о конституционных судах, принятых в основном в 1992 году (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия), предусматривается обязанность конституционного суда воспользоваться правом законодательной инициативы, если он установит, что соблюдению положений Конституции препятствует отсутствие соответствующего закона. Подобное положение содержится и в принятом в 1994 году Законе о Конституционном Суде Республики Бурятия, хотя к этому времени аналогичная норма, существовавшая в первом Законе о Конституционном Суде РСФСР и оказавшая влияние на законодательство республик, не была воспроизведена в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Помимо признания конституционного (уставного) суда либо суда общей юрисдикции, исполняющего его функции, субъектом права законодательной инициативы, в отдельных республиках признается наряду с президентом определенным числом депутатов или избирателей, а иногда и правительством, также специальным субъектом внесения предположений об изменениях в конституцию (республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Ингушская Республика). Положения раздела I (Основы конституционного строя) Конституции Республики Адыгея могут быть пересмотрены ее Государственным Советом - Хасэ Республики при наличии положительного заключения Конституционной Палаты по предложению половины от общего числа депутатов парламента и Президента Республики. А в республиках Дагестан, Марий Эл и Свердловской области, будучи наделенным правом законодательной инициативы, конституционный (уставной) суд исключен из числа субъектов предложений о поправках и пересмотре положений конституции (уставов). Видимо, это обусловлено либо более последовательным проведением принципа права конституционного (уставного) суда на законодательную инициативу, ограниченного только вопросами своего ведения, либо самой природой конституционного правосудия, где нельзя соединить роль творца конституции и судьи, который должен следовать ее нормам.


Гатауллин Анас Газизович







Интересное:


Место и роль категории «государственный суверенитет» в науке конституционного права России: история и современность
Понятие права собственности и его закрепление в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах
Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)
Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций