2012-01-08 17:23:43
ГлавнаяКонституционное право — Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации



Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации


Независимость судей и конституционного суда.


Независимость судей в конституционном судопроизводстве и независимость самого конституционного суда взаимообусловлены. Независимость конституционного суда гарантирует независимость конституционных судей, а независимость судей гарантирует независимость самого суда в целом как коллегиального органа.

Судьи конституционного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только конституцией и законом о конституционном суде, общепризнанными принципами и нормами международного права, собственным правосознанием, личным внутренним убеждением.

Судьи конституционного суда при осуществлении конституционного правосудия независимы от внешней среды, от тех, кто их выдвигал в качестве кандидатов на должность судьи и тех, кто их избирал, независимы они также от председателя и других должностных лиц конституционного суда.

Судьи конституционных судов независимы и внутренне. Голосование «за» и «против» при принятии итогового документа выражает их индивидуальную правовую позицию, свободную от политических и иных пристрастий. Такая позиция предопределяется, на наш взгляд, компетентностью судьи, его профессионализмом, а также личными качествами, позволяющими противостоять открытому или скрытому давлению.

Таким образом, в своей деятельности судьи конституционных судов выступают в личном качестве и не представляют какие бы то ни было государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения и организации, должностные лица, государственные образования, нации и социальные группы.


Коллегиальность.


Конституционные суды субъектов Российской Федерации свои решения принимают коллегиально. Организационные же формы коллегиального разрешения дел в конституционном судопроизводстве могут быть различны. Например, Конституционной Палатой Республики Адыгея дела разрешаются Палатой в полном (9 членов) и неполном (5 членов) составах. Во всех остальных субъектах Российской Федерации, имеющих органы конституционного контроля и надзора, решения принимаются в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Законы об органах конституционного контроля и надзора также определяют, какие действия может совершить Председатель органа самостоятельно, а какие - лишь по решению органа конституционного контроля или надзора, либо от его имени.


Гласность.


Рассмотрение дел в заседаниях конституционных судов проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Конституционный суд назначает закрытое заседание, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

В закрытом заседании участвуют стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса, а также сотрудников аппарата конституционного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.


Устная форма разбирательства.


Законы субъектов Федерации об органах конституционного контроля и надзора устанавливают, что разбирательство в заседаниях конституционных судов происходит устно. В ходе рассмотрения дел конституционный суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседаниях конституционных судов могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам, либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.


Ведение конституционного судопроизводства на государственных языках.


Производство в конституционных судах ведется на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Вместе с тем участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. При этом услуги переводчика предоставляются конституционными судами.

Решения конституционных судов провозглашаются и официально публикуются также на государственных языках.


Непрерывность судебного заседания.


Заседание конституционных судов по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Этот принцип обеспечивает объективность рассмотрения дела. Реализация принципа непрерывности зависит от организационных форм осуществления конституционного судопроизводства. Орган конституционного правосудия до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные к его компетенции.


Состязательность и равноправие сторон.


В соответствии с законами об органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации стороны пользуются равными процессуальными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности.

Сторона-заявитель самостоятельно представляет доказательства, на которых основано обращение. В равной мере, сторона-ответчик может реагировать на представленные доказательства, давать им оценку и т.д. Стороны вправе пользоваться услугами адвокатов.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение другой стороны письменные отзывы, которые подлежат приобщению к материалам дела.


Рассмотренные принципы конституционного судопроизводства нашли непосредственное закрепление во всех законах об органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации. В то же время, на наш взгляд, существуют и иные принципы, которые вытекают из природы судебного конституционного процесса, хотя формально законами не закреплены. Это, в частности, полнота и всесторонний характер разбирательства, а также принцип процессуальной экономии.


Полнота и всесторонний характер разбирательства.


Подготовка к разбирательству и само разбирательство направлены на полноту и всесторонность рассмотрения дела, определяемого компетенцией органа конституционного контроля и надзора. Полнота и всесторонность изучения материалов дела обеспечивают объективность итогового решения.

Все принципы конституционного судопроизводства направлены на обеспечение полноты и всесторонности разбирательства, на вынесение объективного решения в полном соответствии с требованиями конституции и закона (законов) о конституционном правосудии. Принцип состязательности в конституционном судопроизводстве не означает исключения какой-либо инициативы конституционного суда и судей по реализации принципа полноты и всесторонности разбирательства дела.


Гатауллин Анас Газизович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Защита права частной собственности при ее изъятии
Новые региональные законы о выборах - проблемы введения смешанной избирательной системы
О соотношении конституционного права на охрану здоровья с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина
Защита права собственности Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Вернуться к списку публикаций