2012-01-08 17:23:43
ГлавнаяКонституционное право — Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации



Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации


Так же, как и на федеральном уровне, осуществление конституционного контроля специальными органами субъектов Российской Федерации привело к возникновению самостоятельного вида судопроизводства в регионах. Вопросы, вытекающие из реализации норм конституционного права, потребовали и здесь специфических процессуальных форм разрешения. И хотя судопроизводство в региональных органах конституционного контроля имеет общую родовую основу с другими видами судопроизводства (отсюда общность основных принципов судопроизводства), оно в то же время предполагает существование ряда особенностей, вытекающих, главным образом, из того, что органы конституционного контроля (и надзора) решают вопросы права, прежде всего, с позиций защиты конституции (устава) как основного закона субъекта Российской Федерации.


а) Участники конституционного судопроизводства


Предметом конституционного судопроизводства обусловлен и круг его участников.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: а) заявители - органы или лица, объединения граждан, направившие в орган конституционного контроля и надзора обращение; б) органы, должностные лица и т.д., издавшие акты, конституционность которых подлежит проверке; в) государственные органы, должностные лица, компетенция которых оспаривается либо действия и решения которых проверяются на соответствие конституционным требованиям. Определение стороны в каждом конкретном случае зависит от категории дела, рассматриваемого органом конституционного контроля или надзора.

Стороны в конституционном судопроизводстве могут иметь своих представителей, которые действуют от имени стороны в ее отсутствие или совместно с ней в судебном заседании. Законы об органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации различают представителей сторон по должности и по доверенности (найму). Представителями сторон по должности могут выступить: руководитель органа, подписавший обращение в конституционный суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; депутат республиканского (областного, краевого) парламента из числа обратившихся с запросом в орган конституционного контроля и надзора - по их поручению. Представителями сторон по доверенности (найму) могут быть адвокаты или другие лица, указанные в законе, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. В некоторых субъектах Российской Федерации допуск лиц, представляющих интересы сторон, ограничен определенными требованиями, например, наличие ученой степени (Свердловская область).

Сторона-заявитель вправе изменить основание или предмет обращения, отказаться от обращения частично или полностью. Заявитель, как правило, может отозвать обращение на любой стадии рассмотрения дела.

Стороны или их представители обязаны явиться в заседание по вызову органа конституционного контроля и надзора, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителей не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Стороны являются активными участниками конституционного судопроизводства. По любому ходатайству и действию орган конституционного контроля и надзора должен выявлять мнение сторон и их представителей.

Некоторые из участников конституционного судопроизводства играют в судебном процессе иную, нежели в судах общей юрисдикции, роль. Так, свидетели в конституционном судопроизводстве призваны свидетельствовать не столько о фактических обстоятельствах дела, сколько о самой правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно. Свидетель обязан сообщить о процедуре принятия оспариваемого акта, обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известно ему лично, и ответить на дополнительные вопросы участников процесса и сторон. При необходимости он может пользоваться заметками, а также документами и другими материалами.

Своеобразно осуществляется и экспертиза в конституционном судопроизводстве. Она проводится прежде всего по вопросам права, в то время как в судах общей юрисдикции она проводится с целью использования специальных знаний в различных областях науки, кроме правовой.

Экспертом в конституционном судопроизводстве может быть лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, не касающихся проблем права. Например, в Конституционном Суде Российской Федерации по «чеченскому делу» в качестве эксперта был привлечен специалист по политической этнографии и общественной (национальной) психологии, сообщивший Конституционному Суду Российской Федерации объективные сведения о менталитете чеченского народа, его национальных чертах, психологии и т.д.

Практика конституционных судов субъектов Российской Федерации показала, что в качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по сложным дискуссионным и новым правовым проблемам. Эксперт в судебное заседание приглашается судьей- докладчиком. Вопросы, по которым должно быть дано заключение, определяются также судьей-докладчиком либо Конституционным Судом.

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. С разрешения конституционного суда он вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Выводы эксперта не являются обязательными для конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

Кроме экспертов для полноты уяснения обстоятельств рассматриваемого дела Конституционный Суд заслушивает специалистов, представителей заинтересованных государственных органов, ведомств, не являющихся сторонами по данному делу. Они должны высказывать свою правовую позицию, сообщать дополнительные сведения, что способствует достижению полноты и объективности подхода в оценке обстоятельств дела. Как правило, участие специалистов - представителей заинтересованных государственных органов и ведомств - ограничивается их выступлением в процессе.

К участникам конституционного судопроизводства относятся и переводчики, обеспечивающие в случае необходимости перевод для участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

Неявка без уважительных причин, отказ выполнять свои обязанности или осуществление заведомо ложного перевода влекут предусмотренную законом юридическую ответственность.


б) Принципы конституционного судопроизводства


Принципы конституционного судопроизводства воплощены в его нормах и институтах, они определяют его сущность, содержание и основное предназначение. В рамках субъектов Федерации принципы конституционного судопроизводства нормативно закрепляются в соответствующих конституциях, уставах и законах о конституционных судах. К числу таких, закрепленных в законах принципов, относятся: независимость судей и конституционного суда в целом, коллегиальность, гласность, устная форма разбирательства, ведение судопроизводства на государственных языках, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

Указанные принципы совпадают с принципами гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. Однако по своему содержанию они отличаются определенными особенностями.

Принципы конституционного судопроизводства налагают особые, повышенные обязанности и обязательства, прежде всего, на самих судей, на конституционный суд в целом, ибо его решения являются обязательными и обжалованию не подлежат. При этом действие принципов конституционного судопроизводства для сторон и других участников процесса представляет определенные возможности и права, а также обязанности по их соблюдению.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Предварительные итоги функционирования новых конституционных строев в странах бывшего СССР
Новые региональные законы о выборах - проблемы введения смешанной избирательной системы
Судебная система и конституционный надзор в странах СНГ и Балтии
Вернуться к списку публикаций