2012-01-08 17:14:17
ГлавнаяКонституционное право — Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах



Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах


Принятие конституционными судами итоговых решений. Особое мнение судьи.


На данной стадии конституционного судопроизводства идет процесс выработки итогового решения. В зависимости от специфики содержания итоговые решения подразделяются на постановления и заключения.

Итоговое решение конституционного (уставного) суда по существу рассмотрения дела о конституционности договора, нормативного акта, толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации именуется постановлением. Такое обобщенное понятие итогового решения свойственно для всех конституционных (уставных) судов. Кроме того, Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в определении понятия «постановление» включает еще итоговые акты о конституционности деятельности партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске, о толковании Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» (ст.3 и 72).

В отдельных субъектах решения, принятые судом независимо от их специфики, содержания и т.д., именуются только постановлениями (ст.31 Закон Республики Карелия «О Конституционном Суде»). Постановления выносятся именем субъекта Российской Федерации. Итоговое решение суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением (ст. 55 Закон о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики; ст. 57 - Республика Дагестан). Именуются заключениями решения о соответствии Конституции Республики законов и нормативных актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к совместному ведению Республики и Российской Федерации, о соответствии Конституции договоров между органами государственной власти Республики Дагестан и органами государственной власти Российской Федерации, между органами государственной власти Республики и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.3 Закон о Конституционном Суде Республики Дагестан).

Заключением именуется также решение суда по запросу Президента Кабардино-Балкарской Республики о фактах неоднократного нарушения Конституции Республики Парламентом, его палатами при постановке вопроса о роспуске Парламента (ст.55).

В форме заключений принимаются и все итоговые решения квазисудебных органов конституционного контроля: комитетов конституционного надзора (Северная Осетия - Алания, Татарстан) и уставных палат (Иркутская область).

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается конституционным судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе совещания каждый судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

В отличие от законодательства субъектов Федерации статьями 70, 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривается присутствие в совещательной комнате, кроме судей, сотрудников Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и нормальный ход совещания. Стенограмма совещания оказывает судьям содействие в окончательной отработке решения.

После окончания слушания дела судья-докладчик представляет проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных судом. Не исключается, что любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе в совещательной комнате представить собственный проект итогового решения.

В случае представления нескольких проектов итогового решения суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании.

Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование итогового решения.

Итоговое решение суда всегда принимается в совещательной комнате открытым голосованием путем поименного опроса судей. Во всех случаях председательствующий голосует последним.

Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от голосования.

Решение суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.

Законодательством республик об органах конституционного контроля в зависимости от специфики рассматриваемых дел предусмотрен различный порядок голосования. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора или договора между субъектами Федерации, голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов, если при его принятии голоса разделились поровну, решающим является голос председательствующего. Решение о толковании конституции субъекта Федерации о соответствии Конституции действий и решений Президента принимается большинством, не менее двух третей, от общего числа судей.


Особое мнение судьи.


Судья конституционного (уставного) суда, не согласный с принятым решением, вправе письменно изложить свое особое мнение. В соответствии с требованиями закона особые мнения являются открытыми, т.е. приобщаются к материалам дела в письменном виде и подлежат опубликованию вместе с решением суда.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Назначение председателя правительства
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
О некоторых актуальных проблемах организации законодательной деятельности представительных органов власти в субъектах РФ
Культура прав человека - понятие и содержание
Вернуться к списку публикаций