2012-01-07 22:23:03
ГлавнаяКонституционное право — Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)



Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)


Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле», наделяет контролирующие органы следующими правами: требовать безвозмездного предоставления любых документов, знакомиться с такими документами и информацией, получать от проверяемых лиц справки, объяснения, документы, составлять на основании результатов проверок акты (протоколы), вносить предписания, обязывающие устранять проверяемыми лицами выявленные нарушения.

Федеральный закон РФ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» предоставляет контролирующим органам следующие права: беспрепятственно посещать граждан и юридических лиц, занимающихся контролируемой деятельностью, получать от граждан и юридических лиц информацию, проводить в установленном порядке отбор проб зерна и продуктов его переработки для определения их качества, пользоваться безвозмездно производственными лабораториями и техническими средствами граждан и юридических лиц, проводить контрольные проверки, давать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, запрещать реализацию зерна и продуктов его переработки, качество которых не соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов, давать рекомендации о дальнейшем использовании зерна и продуктов его переработки.

Аналогичные функции (за некоторыми исключениями) определены в законодательстве и по отношению к другим органам контроля.

Попытаемся выделить основные черты надзорных органов.

В соответствии с Положением «О надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов», утвержденным Приказом начальника Госатомнадзора России от 31 июля 2003 г. № 86 - Госатомнадзор России в пределах своих полномочий: получает и анализирует информацию, организует и проводит инспекции, анализирует и обобщает результаты инспекций, принимает меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений, предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти РФ.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 25 апреля 2003 г. № 356 «О перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов РФ, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, их правах и обязанностях», государственные инспектора по надзору имеют право: беспрепятственно посещать предприятия, знакомиться с материалами по вопросам безопасности и организации технического контроля, выдавать предписания, обязательные для собственников ГТС и подлежащие немедленному исполнению, проводить в установленном порядке проверки состояния ГТС и соответствия их состояния декларациям безопасности ГТС.

В соответствии с Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям... от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении инструкции по осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», государственные инспекторы вправе проводить мероприятия по контролю на объектах контроля (надзора), посещать, земельные участки, жилые и иные помещения в целях осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, проводить выборочные проверки, давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостанавливать, в пределах своей компетенции, полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), вести производство по делам об административных правонарушениях; налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц и т.д.

Исходя из описанных документов и других исследованных нормативных актах, определяющих полномочия контрольных и надзорных органов, видно, что выделить какие либо существенные отличия в понятиях надзор и контроль в действующем законодательстве не представляется возможным. И тем и другим органам в большинстве случаев свойственны аналогичные полномочия, будь то по проведению самостоятельных проверок в соответствии со своими полномочиями, или по внесению предписаний по устранению нарушений. Кроме того, тот же Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. 23.12.2003) предоставляет права по привлечению к административной ответственности как контрольным органам (в частности органам экспортного контроля (статья 23.9 Кодекса), так и надзорным органам (в частности органам, осуществляющим государственный ветеринарный надзор).

Более того, большинство нормативных актов вообще относят те или иные органы, как к органам, выполняющим надзорные, так и контрольные функции, которые в действительности не являются тождественными.

Так, например, даже в последнее время в законодательство введены следующие нормативные акты: Порядок проведения государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденные Постановлением Госкомстандарта России от 01 сентября 2003 г. № 99, Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (ред. от 01.10.2003), Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» и многие другие документы, в которых понятия контроль и надзор считаются идентичными. Смешивание данных понятий произведено и в кодексах России, в частности в Трудовом кодексе РФ, в соответствии с которым органы федеральной инспекции труда относятся к органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что действующее законодательство вообще обошло вниманием регламентацию понятий контроль и надзор и в большинстве случаев отнесение тех или иных органов государственной власти к органам контроля или надзора носит достаточно условный характер, в том числе и по отношению к определению юридической природы Конституционного Суда РФ, в связи с чем, возникает необходимость комплексного изучения данного вопроса с целью проведения четкой регламентации контрольной и надзорной деятельности. Обнаруживая сходство многих контрольных и надзорных учреждений по характеру разрешаемых ими вопросов, нельзя не отметить условность большинства имеющихся в научной литературе разделений этих двух понятий.

На основе научного, системного подхода попытаемся определить главные условия, по которым в дальнейшем контрольно-надзорные учреждения могут быть законодательно разграничены и проведена их классификация. Целью классификации данных понятий является их научное изучение и возможная выработка предложений по совершенствованию процессуального законодательства.

Действительное разграничение контрольных и надзорных органов возможно на основании следующих критериев:

1. Органы контроля обладают правом:

- осуществлять свои полномочия систематически, самостоятельно, по своей инициативе, то есть без дополнительных предварительных процедур обращения к ним заинтересованных лиц;

- воздействовать на органы, нарушающие права и свободы граждан;

- привлекать виновных лиц к ответственности.

2. Органы надзора:

- осуществляют свою деятельность на основе принципа инициирования другими органами или лицами;

- возбуждают рассмотрение того или иного вопроса только на основе обращения за рассмотрением проблемы заинтересованных лиц,

- не имеют права непосредственно воздействовать на органы, нарушающие права граждан.

На основании указанных критериев, разделение контрольных и надзорных органов приобретает более конкретные и понятные границы. На этом основании к надзорным органам можно отнести и органы прокуратуры, и высшие судебные органы, и Конституционный Суд РФ, действующий по большинству своих полномочий только на основании обращений заинтересованных государственных органов, юридических и физических лиц и не имеющий возможности привлекать виновных лиц к ответственности.

Нельзя не отметить, что в настоящее время большое количество авторов относят Конституционный Суд РФ к органам конституционного контроля, исходя из возможности непосредственного пресечения противоправных действий, а также возможности исключения из законодательства неправовых и неконституционных норм. На основании данной классификации надзор имеет пассивный характер, призван привлечь внимание или сделать предложение, а приостановление действия акта или признание его утратившим силу относится к компетенции принявшего акт или другого органа. Такой позиции придерживается в частности председатель Конституционного Суда республики Армения Арутюнян Г.Г. Согласно данной классификации, Конституционный Суд РФ, безусловно, относится к органам конституционного контроля, так как наделен полномочиями по исключению из правового поля неконституционных норм. Однако данная классификация, во-первых, не учитывает позицию законодателя, отраженную в нормативных документах, в соответствии с которыми достаточно большое число надзорных органов наделены полномочиями по отмене незаконных актов, а во-вторых, не учитывает основной функции контрольных органов - системность проверок, самостоятельность в выборе объектов проверки. Кроме того, в этом случае, большинство государственных органов, относящихся к контрольным, и имеющих возможность влияния на неправовые действия только путем вынесения предписаний, носящих рекомендательный характер и которые могут быть обжалованы и отменены, необходимо отнести к надзорным органам.

Думается более правильной, учитывающей природу контрольной и надзорной функций, является первая классификация, определяющая Конституционный Суд РФ - высшим органом конституционного надзора.

В связи с этим нельзя согласиться и с Шульженко Ю.Л., которая к высшему органу конституционного надзора относит исключительно парламент.

Рекомендации:

1. Учитывая, что Конституционный Суд РФ фактически занимает обособленное место в системе органов государственной власти, являясь самостоятельным государственным органом, не относящимся ни к одной из указанных в Конституции РФ ветвей власти, в том числе к судебной системе, а также то, что в России фактически создана система органов конституционного надзора, в действующее законодательство необходимо внести следующие изменения и дополнения:

1) Конституцию РФ дополнить главой 6.1 «Органы конституционного надзора»;

2) Статью 1 Закона о Конституционном Суде РФ изложить в следующей редакции: «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

2. Учитывая отсутствие четкого законодательного разграничения понятий контроль и надзор произвести разделение органов контроля и надзора на основе следующих критериев:

1) Органы контроля:

- возможность того или иного органа осуществлять свои полномочия систематически, самостоятельно, по своей инициативе, то есть без дополнительных предварительных процедур обращения к нему заинтересованных лиц,

- возможность воздействовать на органы, нарушающие права и свободы граждан,

- возможность привлекать виновных лиц к ответственности;

2) Органы надзора:

- деятельность органа не носит систематического беспрерывного характера,

- возбуждение рассмотрения того или иного вопроса основано на обращении за рассмотрением проблемы заинтересованных лиц,

- отсутствуют юридически закрепленные возможности непосредственного воздействия на органы, нарушающие права граждан.


Шульцев Владимир Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции.
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций