2012-01-07 22:23:03
ГлавнаяКонституционное право — Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)



Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)


При этом нельзя не отметить, что само существование Конституционного Суда РФ, а, тем более, наделение его кругом особо значимых для конституционной стабильности полномочий в непростые для государства 90- е годы, несмотря на то что, многие ученые рассматривают Конституционный Суд именно с позиции ограничения власти, безусловно, подтверждало желание руководства государства направить развитие страны по демократическому цивилизованному правовому пути, во главе которого стоит надлежащая защита конституционных прав и свобод граждан.

Конституционное установление полномочий Конституционного Суда РФ ставит его в один ряд с другими высшими государственными институтами - исполнительной, законодательной властью и Президентом РФ, полномочия которых также регулируются положениями основного закона страны.

Об уникальности Конституционного Суда РФ говорит и то, что это единственный орган, в прямую обязанность которого входит «...подчинение политики праву, политических акций и решений - конституционно-правовым требованиям и формам». Роль Конституционного Суда в политическом процессе громадна. В то же время Конституционный Суд призван решать исключительно вопросы права и не при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

Кроме того, выделить Конституционный Суд РФ из судебной системы позволяет как круг его полномочий, указанных в Конституции РФ, так и общеобязательная сила его решений.

Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, и иных субъектов, перечисленных в Конституции, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Данные полномочия Конституционного Суда РФ говорят о возможности его существенного влияния на решения самых высших государственных органов, вплоть до их отмены путем признания решений неконституционными, что само по себе уже говорит о высоком статусе Конституционного Суда РФ. В данной связи нельзя не отметить, что сами вышеуказанные органы, в свою очередь, лишены законной возможности непосредственно влиять на решения Конституционного Суда РФ, за исключением случаев возможного внесения изменений в Конституцию РФ.

Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд разрешает также дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наделение Конституционного Суда РФ данным полномочием подтверждает особый статус Конституционного Суда РФ не только в системе федеральных органов власти, но и в системе органов власти субъектов Российской Федерации, возможность существенного вмешательства им в региональное законодательство с целью исключения неконституционных положений.

Такой широкий спектр возможностей непосредственного влияния на правовое поле государства и на деятельность органов государственной власти не предоставлен Конституцией РФ ни одной другой из ветвей власти, включая и Федеральное Собрание РФ, законопроекты которого проходят сложную процедуру принятия и во многих случаях (особенно это было заметно до выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года) так и остаются непринятыми.

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Рассмотренная функция Суда не только подтверждает мнение автора, выделяющего Конституционный Суд РФ из всей судебной системы, но также позволяет говорить о нем в определенном смысле как об органе, нередко стоящем над всей системой высшей власти России. В данном случае Суд выступает в качестве высшего арбитра государственной власти Российской Федерации, что само по себе носит беспрецедентный характер. В связи с этим интересно отметить, что Конституционный Суд, который формируется избранной властью, не ответственен и не подотчетен ей.

И, наконец, важнейшим полномочием Конституционного Суда РФ является рассмотрение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В данной связи нельзя не отметить то, что на первый взгляд аналогичные дела рассматривают и другие судебные инстанции. Однако статус и сила решений Конституционного Суда РФ, круг рассматриваемых вопросов, возможности по непосредственному исключению из правового поля России неконституционных законов и т.д., свидетельствуют о неправомерности подобного мнения.

Вся практика деятельности Конституционного Суда РФ по рассмотрению дел по жалобам граждан свидетельствует о необходимости существования самостоятельного органа конституционного надзора, являющегося нередко единственной государственной структурой, где были защищены права и свободы граждан. В связи с этим особо хотелось бы подчеркнуть, что в Конституционном Суде РФ не только находят защиту своих прав отдельные граждане, но и, учитывая исключение Судом неконституционных положений из всего правового поля страны, осуществляется защита основных прав и свобод всех граждан России, что не может сравниться с деятельностью остальной судебной системы.

Учитывая существенный вклад Конституционного Суда РФ в сохранение Конституции РФ, его деятельность, направленную на подчинение Конституции РФ всех нормативных актов государства, включая полномочия, по разрешению им дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституций республик, Уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, можно с уверенностью говорить о том, что фактически Конституционный Суд РФ является гарантом Конституции.

Полномочия же Конституционного Суда РФ по проверке соответствия Конституции РФ договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, разрешение им споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ, безусловно, говорят о важности работы Конституционного Суда РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

И, безусловно, одним из важнейших полномочий Конституционного Суда РФ является проверка конституционности закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, что, учитывая то, что рассмотрение подобных жалоб занимает самое значительное место в работе Конституционного Суда РФ, а также то, что зачастую только в Конституционном Суде РФ осуществляется надлежащая защита основных прав и свобод граждан России, что до этого не было сделано никакими другими органами власти, включая и Президента РФ, позволяет говорить о Конституционном Суде РФ как о гаранте прав и свобод граждан.

Еще одним важным обстоятельством, позволяющим выделить Конституционный Суд РФ как в самостоятельную ветвь государственной власти, является правовая основа его деятельности и выносимых им решений. Нельзя не заметить тот факт, что иные органы судебной власти выносят свои решения (руководствуются) на основе всего действующего законодательства России. Это относится и к судам общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ и к арбитражным судам во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Это можно в той или иной степени отнести и к другим высшим государственным органам, в том числе к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ В то же время единственным документом, которым руководствуется Конституционный Суд РФ при вынесении решений, является (без учета международных актов) Конституция РФ. Уже один этот факт, в совокупности с иными, изложенными выше обстоятельствами, бесспорно, подтверждает высочайший статус Конституционного Суда РФ, его особое место, занимаемое в системе высших органов власти.

Дополнительно хотелось бы отметить, что Конституционный Суд РФ зачастую выполняет не только функции конституционного надзора, но и законотворческие функции, заменяя тем самым законодательную власть России. Как указал Н.В. Витрук «Конституционный Суд в известном смысле и в известных пределах творит право, определяя тенденции развития законодательства, создавая прецеденты толкования Конституции и законов, заполняя пробелы в самой Конституции». За время деятельности Конституционного Суда РФ им не только были неоднократно устранены неконституционные нормы, пробелы действующего законодательства, но и, учитывая длительное бездействие самой законодательной власти, были введены новые нормы. Особенно показательным примером «законотворческой» деятельности Конституционного Суда РФ может являться его деятельность по устранению из правового поля неконституционных норм, связанных с налоговым законодательством.

В связи с попыткой выделения Конституционного Суда РФ из всей системы судебной власти нельзя не отметить и то, что данный вопрос остается до настоящего времени дискуссионным.

Основным доводом тех, кто считает, что Конституционный Суд РФ не может быть выведен за пределы судебной системы, является порядок его формирования, отличный от формирования основных органов государственной власти - Президента РФ и Федерального Собрания РФ. Действительно, порядок избрания Президента РФ и Федерального Собрания РФ (точнее Государственной Думы РФ) позволяют говорить о них как о полноценных представителях народа, избранных и осуществляющих свои полномочия от имени всех граждан государства. И по понятным соображениям только данные органы, избранные всем народом могут в полной мере выражать интересы граждан, являться основными гарантами конституционного строя, прав и свобод граждан, и т.д. Однако в связи с этим, нельзя не отметить, что существует исполнительная власть, выделенная той же Конституцией в отдельную ветвь власти и формируемая также не непосредственно самими гражданами, а их представителями. Кроме того, формирование судейского состава, порядок внесения и утверждения кандидатур судей Конституционного Суда РФ, участие в их избрании органов власти, которых наделили полномочиями сами граждане (Президента РФ и Федерального Собрания РФ), да и вся практика деятельности Конституционного Суда РФ, в том числе по защите конституционных прав и свобод граждан, безусловно, позволяют говорить о Конституционном Суде РФ как об особом, самостоятельном органе государственной власти, не относящемся ни к судебной системе (несмотря на относительную схожесть создания и функционирования), ни к другим ветвям власти и, во многих случаях, осуществляющим надзор за всеми ветвями власти. Через Конституционный Суд РФ можно оспорить любой акт власти, имеющий основополагающее значение, и решением суда объявить неконституционной любую серьезную политическую акцию, противоречащую принципам права. Как сам характер этих принципов, так и широкое, практически неограниченное право их толкования наделяют Конституционный Суд РФ учредительной властью, причем первичного порядка. В этом плане конституционное правосудие ни юридически, ни фактически несоизмеримо, в том числе и с обычным правосудием. Можно согласиться в этом смысле с Овсепяном Ж.И., по мнению которого «...судебный конституционный контроль несет в себе признаки, свойственный каждой из противоположных властей, то есть в процессе конституционно-контрольной деятельности осуществляет и законодательные, и исполнительные и судебные функции», что, в свою очередь, не только выделяет Конституционный Суд РФ из судебной системы, но и ставит его по некоторым полномочиям выше всех остальных ветвей власти, что дает возможность влиять не только на деятельность исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации, но и на деятельность Президента РФ.

Самостоятельное место Конституционного Суда РФ в системе органов конституционного контроля и надзора обусловлено самим механизмом правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в России. В соответствии со статьей 1 Закона о Конституционном Суде РФ - Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Вместе с тем, в Конституции РФ данный вопрос вообще не нашел отражения, несмотря на то, что юридическая природа остальных высших судебных органов четко отражена соответственно в статьях 126 и 127 Конституции осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора.

По вопросу отнесения Конституционного Суда РФ к судебному органу конституционного контроля или надзора в настоящее время отсутствует единое мнение, как у самих судей Конституционного Суда РФ, так и в среде ученых юристов. Наряду с общепринятым и законодательно закрепленным определением Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля многие правоведы, в частности Зиновьев А.В., Шульженко Ю.Л. относят Конституционный Суд РФ к органу конституционного надзора. По мнению же других ученых, в научной литературе эти понятия вообще смешиваются или считаются тождественными.

Отсутствует также и четкое законодательное определение понятий контроль и надзор, их законодательное разграничение, а во многих нормативных документах вообще происходит их смешение, несмотря на то, что данные понятия широко введены в законодательство.

На основе исследования действующего законодательства и сущности вышеуказанных понятий попытаемся выделить наиболее характерные черты обоих законодательных механизмов регулирования контрольно-надзорной деятельности, что позволит определить позицию законодателя при определении и разграничении понятий надзор и контроль.

Определим первоначально функции и полномочия органов контроля.

Так, в частности, в соответствии с новым Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступающим в силу с 10.06.2004, - органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США
К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Комментарий к федеральному закону о политических партиях
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций