2012-01-07 22:23:03
ГлавнаяКонституционное право — Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)



Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)


Одним из наиболее важных моментов, изучение которого имеет большое теоретическое и практическое значение для определения роли Конституционного Суда РФ в надлежащем соблюдении органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан, является определение места Конституционного Суда РФ в системе государственных органов. Несмотря на относительную продолжительность деятельности Конституционного Суда РФ, постоянно предпринимаемые попытки определения его роли и места в системе государственных органов ведущими учеными России, данный вопрос, в свете рассмотрения деятельности Конституционного Суда РФ, до настоящего времени является достаточно дискуссионным. Одно определенно ясно, что Конституционный Суд РФ занимает свое особое место в системе государственных органов: «Конституционный Суд России не подменяет другие властные органы и не вторгается в их компетенцию, он занял свое прочное и определенное место в системе федеральных органов государственной власти. С одной стороны, он независим от них, с другой - может своими решениями влиять на их деятельность. В этом смысле он - более высокая инстанция, каким и должен быть орган конституционного правосудия».

Проблема определения места, занимаемого Конституционным Судом РФ в системе органов государственной власти, находится в постоянном фокусе внимания научных деятелей и правоприменителей. Данный вопрос становится предметом многочисленных дискуссий, как среди законодателей, так и среди самих судей Конституционного Суда РФ. Одни утверждают, что необходимо руководствоваться Конституцией РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, где четко прописано место Конституционного Суда как элемента судебной системы, другие пытаются выделить его в самостоятельную ветвь власти, третьи относят Конституционный Суд РФ к органам, выполняющим законодательные функции. Одни выделяют Конституционный Суд РФ как отдельную ветвь власти - контрольную власть. Другие, относят Конституционный Суд РФ к самостоятельному надзорному органу.

Четкого определения места Конституционных Судов нет и в международном праве. «В ряде стран по Конституции орган конституционного контроля включен в систему судебной власти (Германия, Россия, Турция), в других - выступает как отдельный орган (Франция, Испания и др.). Более того, в некоторых странах вопрос уточнения места Конституционного Суда стал даже предметом рассмотрения на судебном заседании. Например в Чехии весной 1995 года Конституционный Суд рассмотрев этот вопрос, определил, что Конституционный Суд не является органом судебной системы и находится вне ее.

В связи с этим, четкое понимание всей системы органов государственной власти в России, влияния самостоятельных ветвей власти, в частности, Конституционного Суда РФ, на надлежащее ее функционирование, определение взаимосвязи органов власти, четкая конституционная регламентированность их полномочий, выявление и понимание юридической природы и силы решений отдельных ветвей власти является задачей исключительной важности, и в первую очередь, безусловно, при рассмотрении вопроса о надлежащей защите основных прав и свобод граждан. Недостаточно провозгласить государство правовым, для это необходимы выверенные, слаженные и последовательные действия всей системы власти, направленные на установление и закрепление в стране верховенства права, идеи и принципы которого, в соответствии с Конституцией РФ, направлены в первую очередь на признание, соблюдение и надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина - важнейшую обязанность государства.

Надлежащее функционирование такой системы невозможно без создания действенного правового механизма конституционного надзора за ее существованием и развитием, осуществляющего проверку, выявление, констатацию и устранение несоответствий нормативных актов и действий государственных органов и должностных лиц основному закону государства - Конституции РФ. Отличие судебной власти, по сравнению с «политическими властями» - законодательной и исполнительной, заключается в ее относительном постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного надзора, его деятельность «...органически связывает идею сильного государства с государством правовым и конституционным, где государственная власть действует в рамках основного закона и во имя человека. Конституционный Суд РФ с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права...». Основное содержание специфики институтов конституционного надзора заключается именно в том, что Конституционный Суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Конституцией. Можно сказать, что Конституционный Суд - это основной орган государственной власти, обеспечивающий ограничение самой власти в пользу принципов права, появление которого является «...результатом самоограничения государства, допускающего контроль над собой со стороны независимого и могущественного органа - суда».

Органы конституционного надзора советского времени строились и функционировали на иных, чем в современной России принципах. Они не занимались защитой прав и свобод граждан. Принцип разделения властей не действовал. Суд был приспособлен прежде всего к защите интересов государства. Правозащитная функция суда не выделялась в качестве приоритетной. Фоков А.П., говоря о судебной власти, высказывает точку зрения, что «...основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению, о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось».

С тем, что линия развития этого важнейшего института не была прямой согласен и Президент России В.В. Путин - «Мы знаем, что его не раз пытались использовать как арену политической борьбы, однако победил все-таки принцип независимости и невмешательства в политику. Этот принцип воспринят и поддержан сегодня обществом России, более того, он подтвержден и мировой практикой конституционного правосудия».

До 1917 года функцию законодательного контроля основные государственные законы России возлагали на орган, публикующий законы: Правительствующий Сенат.

В СССР предпринимались две попытки создания органа конституционного надзора.

Первая попытка была в 1923 году, когда ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР. Но у него не было права осуществлять конституционный надзор за деятельностью высших органов власти, выносить окончательные решения. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать лишь представления о приостановлении или отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов. В 1929 году в ходе становления тоталитарной системы этот орган был упразднен.

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, то есть в течение почти всех 75 лет Советской власти они легко могли быть обойдены. Поэтому говорить о надлежащем конституционном надзоре за соблюдением основных прав и свобод граждан, об особом положении органов конституционного надзора в системе государственных органов в том смысле, в котором это понимается сейчас, не приходится. Надзор за соблюдением Конституции СССР 1936 года был отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот надзор, в Конституции указан не был. Президиуму Верховного Совета СССР было предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты Совнаркомов. Конституция 1977 года функцию осуществления конституционного надзора оставила в числе полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

Вторая попытка создания в СССР такого органа была предпринята только в 1989 году. Идея создания специального органа, надзирающего за соблюдением Конституции (Комитета конституционного надзора СССР), была выдвинута М. С. Горбачевым на XIX Всесоюзной конференции КПСС в июне 1988 года. Предлагалось придать ряду конституционных положений должное политическое значение.

После внесения дополнений в Конституцию, предусматривающих (статья 125) создание Комитета конституционного надзора (Комитет) СССР, Съездом народных депутатов СССР такой Комитет был учрежден сроком на 10 лет. На Комитет была возложена проверка на соответствие Конституции СССР не только нормативных актов высших органов государственной власти, но и их проектов. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность Комитета. Вскоре ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина. Но все же Комитет конституционного надзора СССР не был полноценным судебным органом и эффективность его деятельности была невысокой.

Существование Комитета конституционного надзора прекратилось с развалом СССР в декабре 1991 года. Между тем, ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного надзора не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.

Первый реальный шаг в направлении создания Конституционного Суда России был сделан еще до развала СССР, и в РСФСР было принято решение о создании своего Конституционного Суда. 15 декабря 1990 года второй Съезд народных депутатов РСФСР включил в действовавшую Конституцию положение о том, что Съезд народных депутатов РСФСР избирает Конституционный Суд РСФСР и определяет порядок его избрания и деятельности в законе. Затем в текст Конституции в 1991 году дополнительно были включены положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, как высшем судебном органе конституционного контроля.

Начало деятельности Конституционного Суда РФ произошло в конце августа 1991 года, то есть спустя год после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного Суда.

В решениях Конституционного Суда РФ 1992-1993 важное место занимала именно защита конституционных прав и свобод человека и гражданина: политических (свобода слова, осуществление прямого народовластия на референдуме и других), социально - экономических (трудовых, имущественных, жилищных и других), равноправия граждан.

Современное положение Конституционного Суда РФ в системе разделения властей в Российской Федерации определено главой 7 Конституции РФ, в которой указано, что Конституционный Суд РФ входит в структуру (является элементом) единой судебной системы Российской Федерации. Единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 04.07.2003 № 3-ФКЗ), законодательным закреплением единства статуса судей. Функциональное место Конституционного Суда РФ и его положение определяются его полномочиями, определенными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде РФ».

Однако, по нашему мнению, мера воздействия решений Конституционного Суда РФ на всю государственную систему власти и соблюдение, защиту основных прав и свобод граждан, юридической силы решений, круга его полномочий, практики деятельности позволяют выделить Конституционный Суд РФ не только из судебной системы, но и определить его как обособленный, самостоятельный орган государственной власти отличный как от судебной системы в целом, так и от других ветвей власти.

Нельзя не согласиться с Гаджиевым Г.А. и Кряжковым В.А., которые утверждали, что даже одно только обстоятельство, что Конституционные Суды призваны защищать политический строй - основу государства, - ставит его в особое положение. В. Руднев характеризует Конституционный Суд как первый среди равных. Первый в том смысле, что судебные власти вообще первичны по отношению к другим ее собратьям по властным полномочиям - власти исполнительной и законодательной. Как первична Конституция к другим федеральным законам. Судебная власть не третья по счету, а первая - по происхождению.

Такая постановка проблемы основана на системном, логическом, правовом исследовании Конституции РФ, действующего законодательства, сложившейся правоприменительной практики, влиянии решений Конституционного Суда РФ на всю государственную систему власти и, конечно, ролью суда в надлежащем соблюдении органами государственной власти основных прав и свобод граждан.

Одним из наиболее явных обстоятельств, позволяющих выделить Конституционный Суд РФ из системы судебной власти, является конституционное закрепление (статья 125 Конституции РФ) его полномочий. Подобная конституционная регламентация перечня полномочий не произведена ни для одного судебного органа в Российской Федерации, что уже само по себе является бесспорным доказательством особой значимости существования и деятельности Конституционного Суда РФ. Статьи Конституции РФ об иных высших судебных органах ограничиваются констатацией того, что Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ является высшими судебными органами по соответствующим направлениям судопроизводства, осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Четкое определение полномочий Конституционного Суда РФ российской Конституцией говорит об особой значимости данного судебного органа для полноценного существования демократического правового государства, которому отводится существенная роль в обеспечении всей политической стабильности, а также показывает заинтересованность самой власти, в том числе законодателя, в существовании самостоятельного независимого, обладающего особыми функциями органа конституционного надзора.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
К вопросу об источниках конституционного права
Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Вернуться к списку публикаций