2012-01-07 22:18:17
ГлавнаяКонституционное право — Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан



Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан


Еще одним примером важности вынесенных Конституционным Судом РФ определений является Определение Конституционного Суда РФ от 04 июня 1998 года № 89-0 «По жалобе гражданина Генина А.И. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 122 ГПК РСФСР», которое вызвало большой интерес у специалистов. Приведем только его самые существенные моменты.

В силу требований ст. ст. 46, 47 Конституции РФ подсудность дел определяется законом. В таком законе должны быть закреплены критерии, которые предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы участникам избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.

Изложенная правовая позиция была закреплена в постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР. В данном постановлении Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предоставленное председателю вышестоящего суда полномочие по изменению установленной подсудности фактически ставит решение этого вопроса в зависимость не от выраженной в законе воли законодателя, а от субъективного устремления суда, поскольку, в частности, не содержит каких-либо предписаний, формально определяющих круг оснований, по которым возможна передача дела из одного суда в другой.

Согласно части 2 статьи 100 Закона о Конституционном Суде РФ дело гражданина А.И. Генина подлежит пересмотру судебными органами в установленном порядке, поскольку принятое по нему решение основано на законе, воспроизводящем положения нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ.

По нашему мнению приведенные примеры неопубликованных определений Конституционного Суда РФ говорят об их важности для построения четкой, единообразной правоприменительной судебной практики в РФ, что затрудняется необязательностью опубликования всех определений Конституционного Суда РФ. Как признаются юристы, готовившие обращения в Конституционный Суд РФ, они не знали о ранее принятых определениях Конституционного Суда РФ, поскольку те не были опубликованы.

Нам представляется, что использование указанных определений Конституционного Суда РФ иными судами давно бы привело к единой правовой позиции и способствовало действительному укреплению законности.

В данной главе приведены определения лишь по двум проблемам. Однако в сотнях определений

Конституционного Суда РФ содержится очень важный объем правовой информации по различным отраслям права: гражданского, уголовного, уголовно процессуального, трудового и других. В этой связи нам представляется, что ценность даже отказных определений Конституционного Суда РФ весьма значительна, а потому назрела необходимость обеспечить обязательное опубликование всех принятых Конституционным Судом РФ определений.

Иные акты Конституционного Суда РФ

Кроме постановлений и определений, Конституционный Суд РФ может издавать и издает и другие акты.

Согласно части 3 статьи 71 Закона о Конституционном Суде РФ, итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Такого рода запрос рассматривается Конституционным Судом РФ при соблюдении ряда условий. Обращаться в Конституционный Суд РФ с подобным запросом вправе лишь Совет Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом не позднее десяти дней после регистрации запроса. Если Конституционный Суд констатирует несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, рассмотрение обвинения прекращается.

Кроме постановлений, определений и заключений Конституционный Суд РФ принимал на своих заседаниях и иные документы.

Так, 13 апреля 2000 года Конституционный Суд РФ издал письмо № 2277, имеющее большое значение для защиты конституционных прав и свобод граждан. В письме было разъяснено Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 года № 18-П, по порядку применения которого были многочисленные споры между государственными органами и гражданами. Письмо внесло ясность в порядок исполнения Постановления Конституционного Суда РФ. В нем сообщалось следующее:

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ пункты «б» и «в» статьи 6 Федерального закона РФ от 04 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» в той части, в какой они соответственно не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, и работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Вышеуказанное Постановление окончательно и вступило в силу с 23 декабря 1999 года. Соответственно, излишне уплаченные в 1999 году суммы страховых взносов граждан, чьи права были нарушены неконституционными положениями, возвращаются им в предусмотренном законодательством порядке, но не ранее чем с даты провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ. Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений, носящих дискриминационный характер нормативных актов в отношении иных категорий работающих инвалидов 1-3 групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты в Пенсионный фонд РФ.

Данное письмо Конституционного Суда РФ внесло ясность в вопрос о порядке возмещения организациям инвалидов излишне уплаченных ими сумм взносов в фонды, что предотвратило возможность различного толкования государственными органами и гражданами постановления Конституционного Суда РФ, и могло привести к ущемлению конституционных прав и свобод граждан.

Еще одним важным документом Конституционного Суда РФ является Регламент деятельности Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 № 2-1 \6 (далее - Регламент). Данный документ четко и детально регулирует порядок деятельности Конституционного Суда РФ при принятии жалоб, их рассмотрении, принятии по ним решений и другим вопросам, что является важной гарантией защиты прав и свобод граждан.

В Регламенте регулируется организация деятельности Конституционного Суда РФ, порядок избрания Председателя, заместителя Председателя, судьи секретаря, их полномочия, формирование персонального состава палат Конституционного суда РФ, порядок рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд РФ, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда, такие как режим работы судей и аппарата и другие вопросы.

Важность Регламента для четкого и своевременного рассмотрения обращений не вызывает сомнения.

В своей новейшей истории, Конституционный Суд РФ принимал и иные документы, которые были направлены на защиту прав и свобод граждан.

Так, 04 февраля 1992 года, еще до принятия Закона о Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд РСФСР принял Решение № 2-р «По вопросу об опубликовании в «Российской газете» официальных материалов Конституционного Суда РСФСР».

Поводом к вынесению Решения Конституционного Суда РСФСР, явилось опубликование в «Российской газете» Постановления Конституционного Суда РСФСР об Указе Президента РСФСР от 19.12.1991 № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым данный Указ был признан неконституционным. Однако в газете, кроме сообщения о решении Конституционного Суда, было опубликовано мнение заместителя Председателя Правительства - Сергея Шахрая, в котором он изложил, что Указ фактически продолжает действовать. По мнению Конституционного Суда РФ, такое опубликование постановления и дальнейшие действия руководства газеты, нежелающего опубликовать полный текст Постановления явились неуважением к Конституционному Суду РФ. В связи с этим на главного редактора газеты Конституционным Судом был наложен штраф в размере 500 рублей.

26 июня 1992 года, в связи с крайне тяжелым положением в стране, вызванным обострившимся противостоянием различных политических структур друг против друга, Конституционный Суд РФ принял Заявление № 3-3, которое было попыткой, направленной на стабилизацию положения в обществе и имело огромное значение для защиты прав граждан.

В нем указывалось то, что конституционный строй находится под угрозой. Попираются основополагающие принципы, разрушаются гражданский мир и согласие, разжигаются национальная, социальная и религиозная розни, втягивается в конфликт армия и т.д. Конституционный Суд РФ как высший орган судебной власти по защите конституционного строя обратился в заявлении ко всем государственным органам, политическим партиям и движениям, гражданам России с настоятельным призывом внять голосу разума и права.

Исследованная практика работы Конституционного Суда РФ за все время, начиная с момента его создания, многообразие документов, принимаемых им в процессе своей деятельности, бесспорно, подтверждают огромную роль, которую играет Конституционный Суд РФ в защите основных прав и свобод граждан, направленность деятельности Конституционного Суда РФ на стабилизацию жизни общества, на защиту основ конституционного строя, прав и свобод граждан, вне зависимости от политического состояния общества. Даже в самые сложные моменты для России, Конституционный Суд РФ всегда оставался сторонником четкого и последовательного исполнения всеми органами законодательной, исполнительной и судебной властей своих конституционных обязанностей, выносил юридические, а не политические решения, какой бы сложной не была ситуация в стране. Решения суда исходили и исходят из ряда фундаментальных идей, выраженных во Всеобщей декларации прав человека и последующих правовых актах о правах и свободах, ведущей из которых является «признание достоинства человека и вытекающих из него равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи как основы свободы, справедливости и всеобщего мира».


Шульцев Владимир Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Культура прав человека - понятие и содержание
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций