2012-01-07 22:11:05
ГлавнаяКонституционное право — Конституционный Суд Российской Федерации - фундаментальная гарантия защиты прав и свобод граждан



Конституционный Суд Российской Федерации - фундаментальная гарантия защиты прав и свобод граждан


Многие решения Конституционного Суда РФ направлены на защиту политических прав и свобод личности, таких как избирательные права, право на гражданство, на объединение, на участие в местном самоуправлении, свободу мысли, свободу средств массовой информации.

Примерами защиты Конституционным Судом РФ избирательных прав граждан могут служить, в частности:

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П по делу о проверке закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», в соответствии с которым были признаны противоречащими конституции некоторые положения данного закона в части неравенства доступа к правосудию граждан и избирательной комиссии.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области», в котором были признаны несоответствующими Конституции РФ положения ст. 81 Устава Курской области, предусматривающие возможность для населения муниципального образования через референдум большинством голосов отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления;

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 года № 7-П «По делу о проверке конституционности положения ст.51 Федерального Закона (далее - ФЗ) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», в котором признаны не соответствующими Конституции РФ положения закона, предусматривающие в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части заверенного списка отказ Центральной избирательной комиссией РФ (далее - ЦИК РФ) в регистрации указанного списка или отмену такой регистрации.

Свобода мысли и слова, средств массовой информации нашли свою защиту в частности в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П. В результате данного решения суда средства массовой информации получили возможность свободно высказывать собственное мнение, давать комментарии, что было поставлено под сомнение принятым законом об основных избирательных правах.

Еще одним направлением работы Конституционного Суда РФ является защита социальных и трудовых прав граждан.

В числе многих законов или отдельных норм, признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, есть и ряд таких, которые затрагивали такие основные права граждан как право на жилье, имеющее для граждан особое значение по понятным причинам, соблюдение и неукоснительное выполнение которого государственными органами является для человека первостепенным, права на пенсию, благоприятную окружающую среду, на страхование и многие другие.

В их числе некоторые положения ст.60 и ст.61 Жилищного кодекса РСФСР, принятого 24.06.1983 (далее - Жилищный кодекс РСФСР), которые предусматривали сохранение жилого помещения за временно отсутствующим нанимателем или членом его семьи только в течение шести месяцев. По истечении этого срока они в судебном порядке могли быть признаны утратившими право пользования жилым помещением.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 июня 1995 года № 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР» установил, что положения статьи 60 Кодекса, устанавливающие ограничения конституционного права на жилище в связи с временным отсутствием нанимателя или членов его семьи не соответствуют требованиям ст.55 Конституции РФ, где указано, что ограничение прав и свобод гражданина может быть установлено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и т.д. Кроме того, часть первая ст.60 Жилищного кодекса РСФСР противоречит провозглашенному ст.21 Конституции РФ праву граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства не ограниченному какими-либо сроками. Конституционный Суд РФ также признал, что указанные положения жилищного закона не соответствуют и ст.40 Конституции, согласно которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

Сложившаяся до Постановления Конституционного Суда РФ правоприменительная практика не предполагала обязательного, как во всех остальных случаях, судебного порядка признания лица утратившим правопользования жилым помещением. Вследствие этого на практике одинокие граждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишались жилищными органами жилых помещений, нанимателями которых они являлись.

Даже на примере одного этого Постановления понятна огромная роль, которую играет Конституционный Суд РФ в надлежащем соблюдении основных прав и свобод граждан. Все другие государственные инстанции, в том числе включая и Верховный Суд РФ, не могли обеспечить надлежащую защиту права граждан на жилище, выносили решения по данному вопросу, руководствуясь нормой закона, несоответствующей Конституции РФ, в результате чего грубо нарушалось право граждан, гарантированное Конституцией РФ.

Список решений Конституционного Суда РФ, в котором тем или иным образом были защищены трудовые и социальные права граждан обширен. Так, например, за последнее время по данному вопросу были вынесены следующие решения:

Постановление от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях»», в соответствии с которым дана правовая интерпретация положений закона в части исчисления льготного трудового стажа,

Постановление от 15.12.2003 № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе в Ивановской области», в соответствии с которым были признаны несоответствующими Конституции РФ нормы закона, предусматривающие увольнение муниципального служащего в случае осуждения к наказанию, не исключающему продолжения прежней работы,

Постановление от 26.12.2002 № 17-П по делу о проверке конституционности некоторых положений закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...», в соответствии с которым норма, ставившая в неравное положение военнослужащих и иных лиц, подлежащих страхованию, была признана неконституционной, и многие другие.

Конституционный Суд РФ в своей деятельности защищает не только конкретные права, но также демократические принципы как основу этих прав. В его постановлениях дается такая интерпретация действующего законодательства, которая направлена на устранение препятствий для реализации прав. Например, на то, чтобы покончить с практикой затягивания принятия необходимых инструкций и правил, обжалование действий (или бездействий) нарушающих права граждан, связанных с уголовным производством.

В условиях формирования рыночных отношений особое значение имеет защита Конституционным Судом РФ экономических (имущественных) прав граждан, таких как право частной собственности при приватизации, права наследования, жилищных и связанных с ними прав, при осуществлении предпринимательской деятельности и т.д.

Примерами защиты экономических прав граждан могут служить и решения Конституционного Суда РФ по вопросу применения контрольно-кассовых машин, и следующие постановления:

Постановление Конституционного Суда РФ от 06 апреля 2004 года № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов...», в соответствии с которым были защищены права на свободную предпринимательскую деятельность негосударственных лоцманских организаций;

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 года № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Постановление Конституционного Суда РФ от 03 ноября 1998 года № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым признано незаконным ограничение приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах;

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 января 1996 года № 1-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 Гражданского кодекса РСФСР...» - по вопросу наследования крестьянских дворов и многие другие;

Список дел, затрагивающих экономические права, особенно в последнее время обширен. Сюда можно отнести и Постановление от 01.04.2003 № 4-П по делу о проверке конституционности некоторых положений закона «Об аудиторской деятельности», и Постановление от 24.02.2004 № 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений закона «Об акционерных обществах», и Постановление от 19.06.2003 № 11-П по делу о проверке конституционности положений федерального законодательства, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства и многие другие.

Таким образом, Конституционный Суд РФ обеспечивает и гарантирует надлежащее и неукоснительное соблюдение и защиту государством прав граждан, без чего говорить о Российской Федерации как о действительно правовом государстве было бы невозможно.

В настоящее время, в связи с несовершенством правовой системы обновленного российского общества, в том числе отсутствием четкого законодательного регулирования многих вопросов жизни граждан, направленностью (вполне объяснимой) многих государственных органов, отвечающих за сбор денежных средств, на пополнение любой ценой государственного бюджета, несоответствием отдельных положений законодательства Конституции РФ, да и просто элементарным отсутствием необходимых юридических знаний у большинства законодателей, граждане России постоянно сталкиваются с нарушениями их конституционных прав и свобод. И здесь вряд ли можно решить проблему «...точечным формированием депутатского корпуса».

В связи с этим, существенно возрастает роль государственных органов, в функции которых входит обязанность по защите конституционных прав, таких как органы внутренних дел, учреждения прокуратуры, судебные учреждения и т.д.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в системе государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан. Его постановления не раз ставили точку в долгих дискуссиях по правовым проблемам. Кроме того, что Конституционный Суд РФ проводит ревизию законодательных актов РФ на предмет выявления и устранения норм, противоречащих Конституции и тем самым нарушающих права граждан, он также зачастую вынужден корректировать и деятельность самих правоохранительных учреждений, изменяя нормативную базу их деятельности, признавая неконституционными некоторые положения нормативных документов, которыми те руководствуются.

Как следует из приведенных решений, зачастую, ни один другой государственный орган - ни прокуратура, ни одна из судебных инстанций не защитили надлежащим образом конституционный права граждан. При вынесении решений органы прокуратуры, суды первой, кассационной и надзорной инстанций руководствовались неконституционными нормами, что приводило к нарушению прав гражданина и если бы не вмешательство Конституционного Суда РФ в эту ситуацию, то законные права граждан так и не были бы восстановлены.

Возможно, что у правоприменителей в настоящее время, в связи с экономической и законодательной нестабильностью переходного периода жизни России могут возникать определенные сложности при применении законов, измененных или отмененных Конституционным судом РФ.

Однако трудности практического характера и ведомственные интересы не могут являться основанием для оправдания нарушений конституционных прав граждан. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1996 года, государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства. Эти процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.

Приведенные примеры как нельзя полно и всесторонне подтверждают важность и необходимость существования самостоятельного органа конституционного надзора, показывают огромную роль, которую играет Конституционный Суд РФ в надлежащем соблюдении всеми государственными органами конституционных прав и свобод граждан, который порой является единственной инстанцией, способной восстановить законные права граждан, нарушаемые в том числе судами, правоохранительными и иными государственными органами РФ.


Шульцев Владимир Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Ограничения конституционного права на жизнь
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Вернуться к списку публикаций