2012-01-07 21:05:29
ГлавнаяКонституционное право — Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан



Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан


Деятельность Конституционного Суда РФ постоянно находится в фокусе общественного внимания. Самостоятельный, авторитетный и независимый конституционный надзор - непременный атрибут демократической государственности. Высоко оценивая работу этого органа, нельзя не отметить некоторые дискуссионные вопросы, возникающие в его работе, в том числе, на взгляд автора, и дефекты законодательных основ его деятельности.

Несмотря на огромную роль, которую Конституционный Суд РФ играет в надлежащем соблюдении органами государственной власти основных прав и свобод граждан, в своей работе Конституционный Суд РФ сталкивается с факторами, отрицательно влияющими на работу суда, не способствующими быстрому и неукоснительному восстановлению нарушенных прав граждан, что снижает (порой существенно) эффективность самой деятельности Конституционного Суда РФ. Нельзя не отметить, что большинство проблем, на которые будет обращено внимание в настоящем исследовании, носят дискуссионный характер, по-разному трактуются различными авторами, а потому дополнительное углубленное изучение поднимаемых вопросов как нельзя актуально в настоящее время. Кроме того попытки их научного изучения зачастую носят отрывочный бессистемный характер, не позволяющий объективно рассмотреть и оценить все отрицательные моменты, возникающие в деятельности Конституционного Суда РФ в совокупности.

Среди возникающих проблем, хотелось бы в первую очередь выделить такие, как продолжительность рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав, невозможность пересмотра принятых Конституционным Судом решений, ненадлежащее исполнение органами государственной власти и гражданами решений Конституционного Суда, непридание обратной силы, решениям Конституционного Суда РФ, признающим положения законов несоответствующими Конституции РФ.

Одним из наиболее заметных обстоятельств, зачастую препятствующих надлежащей защите прав и свобод граждан является отсутствие в российском законодательстве предельных сроков рассмотрения Конституционным Судом РФ жалоб граждан, что, в свою очередь, во многих случаях значительно снижает эффективность самого решения.

Известно, как важен фактор времени для эффективности судебной защиты. Понятно, что нарушенные права и свободы граждан могут быть быстрее восстановлены в судах общей юрисдикции или арбитражных судах, чем в Конституционном Суде РФ.

Объективными обстоятельствами этому являются как сложность процедуры принятия Конституционным Судом заявления, так и другие факторы: продолжительность времени предварительного рассмотрения заявления, проведения экспертных исследований и времени до принятия окончательного решения.

Так согласно главе VI Закона о Конституционном Суде РФ поданное гражданином заявление предварительно проходит следующие стадии:

1) Регистрация заявления. Причем если оно подано с нарушением подведомственности, формы, не оплачено госпошлиной, подано ненадлежащим лицом или органом, то может быть незарегистрировано, кроме случаев последующего устранения заявителем недостатков;

2) Предварительное изучение вопроса судьей или судьями в срок до двух месяцев. Данная стадия является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ;

3) Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения;

4) Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда РФ принимается не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению;

5) Подготовка к слушанию. Для этого докладчик истребует необходимые документы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, направляет запросы и т.д., для чего требуется дополнительное и довольно продолжительное время (в законе время для этого вообще не оговорено). Лишь после этого и подготовки мотивированного итогового решения заявление рассматривается на пленарном заседании Конституционного Суда и выносится окончательное решение.

При самом простом подсчете срок, который проходит с момента подачи заявления до вынесения мотивированного итогового решения составляет в лучшем случае примерно шесть - девять месяцев, что во многих случаях существенно снижает эффективность решения для конкретного заявителя.

Ярким примером продолжительности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел является судебный процесс между гражданином И. и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (далее - Университет). Так 04.07.2000 гражданин И., не прошедший по конкурсу при поступлении в Многопрофильный колледж НовГУ (далее - Колледж), подал исковое заявление в городской суд о незаконности отказа в приеме его на учебу. Основаниями подачи искового заявления явилась положение статьи 43 Конституции РФ, в которой говорится о гарантиях общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования. В связи с тем, что Колледж относится к образовательным учреждениям среднего профессионального образования, то и поступление в него не должно проводиться на конкурсной основе.

В то же время статья 16 Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 (ред. 05.03.2004 № 9-ФЗ) (далее - Закон об образовании) содержит положения о том, что прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан.

В связи с возникшей коллизией, суд в первом судебном заседании, где в качестве ответчика был привлечен Университет (автор является начальником юридического управления Университета), состоявшемся 26.07.2000, направил запрос в Конституционный Суд РФ с просьбой о даче заключения о соответствии Закона об образовании - Конституции РФ в части поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования на конкурсной основе.

Ответа на заявление пришлось ждать более 3 лет и в результате, дело закончилось тем, что в марте 2004 года И. вынужден был отказаться от иска, так как утратил интерес к исходу дела. Гражданин И. уже обучается в высшем учебном заведении и даже, если в результате рассмотрения заявления Конституционным Судом РФ конституционные права гражданина были бы восстановлены, для него уже это, в связи с продолжительностью принятия решения, значения бы не имело.

Проблема продолжительности рассмотрения дел могла бы быть решена различными путями, например (по аналогии с гражданско-процессуальным законодательством) законодательным закреплением общего срока рассмотрения заявлений, начиная от подачи заявления до вынесения окончательного решения, в том числе путем сокращения сроков принятия заявлений, рассмотрения их экспертами и вынесения окончательного решения, или же наделением судов общей юрисдикции и арбитражных судов правом непосредственно применять нормы Конституции РФ. И такие попытки предпринимались. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил судам общей юрисдикции, что, разрешая гражданские дела, суды должны непосредственно применять Конституцию РФ тогда, когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до принятия Конституции РФ или принятый после принятия Конституции РФ, противоречит ей.

Однако, данное решение вызвало возражения судей Конституционного Суда РФ и других юристов.

Консультант Конституционного Суда РФ (на момент Конференции Заместитель председателя) Т.Г. Морщакова, выступая на научно - теоретической конференции, посвященной пятилетию Конституционного Суда РФ, расценила указанное официальное толкование Верховным Судом РФ положений Конституции РФ как игнорирование компетенции Конституционного Суда РФ. По ее мнению, Закон о Конституционном Суде РФ обязывает суды общей юрисдикции обращаться в Конституционный Суд РФ даже тогда, когда они полагают возможным и достаточным ограничиться при разрешении дела непосредственным применением норм Конституции.

Данные высказывание вызвало неоднозначную реакцию у цивилистов и полемику по поставленному вопросу. В частности, Л.В. Лазарев полагает спорным приведенное выше положение постановления Пленума Верховного Суда РФ о том, что суды направляют запрос в Конституционный Суд РФ лишь в случае неопределенности в вопросе о конституционности закона. «Если неопределенность в данном случае означает сомнение суда в конституционности закона, то оно недостаточное основание для запроса... Ориентация судов на непосредственное применение Конституции абсолютно правильная...».

Чтобы разъяснить создавшуюся неясность и исключить полемику, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125-126 Конституции РФ предпринял попытку разграничить компетенцию Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В данном Постановлении было указано на недопустимость разрешения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о защите субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан в связи с их нарушением неконституционными нормативно - правовыми актами.

Известно, что фактор времени для эффективности судебной защиты является одним из основных моментов. Постановление Конституционного Суда РФ, на взгляд автора, направлено на снижение этой эффективности разрыв во времени с момента принятия нормативного акта субъекта Федерации до реальной защиты нарушенных им прав увеличится на период, в течение которого по запросу, например, районного суда города Хабаровска Конституционный Суд РФ сделает свой вывод.

Протяженность территории РФ, 89 (с 2005 года - 88) ее субъектов и нахождение Суда в столице, продолжительность рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ - все это факторы, вследствие которых постановление Конституционного Суда объективно ослабляет право на судебную защиту, как граждан, так и юридических лиц и других субъектов. Эти факторы способствуют действию в течение продолжительного времени неконституционных актов, что существенно влияет на своевременность защиты прав граждан, а следовательно и на эффективность деятельности Конституционного Суда РФ.

По мнению многих цивилистов, продолжительность рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ не является обстоятельством, влияющим на эффективность деятельности Конституционного Суда РФ. По их мнению, вопросы конституционности того или иного нормативного акта, по своей природе, не могут быть разрешены в течение краткого времени. По любому из таких вопросов необходимо проведение множества различных экспертиз, учет различных мнений, заключение специалистов и т.д. Главное в этих вопросах - принятие правильного, законного и обоснованного решения Конституционным Судом РФ, которое будет отправным элементом в осуществлении правосудия судами общей юрисдикции и арбитражными судами.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР
Акты толкования правовых норм, издаваемые Конституционным судом РФ и Конституционными судами субъектов РФ
Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций