2012-01-07 20:34:42
ГлавнаяКонституционное право — Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан



Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан


Отмечая, что в России пока еще нет многих элементов демократической системы, имеющих важное значение для успеха молодой Российской демократии, тем не менее среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод.

Российский Конституционный Суд является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, с политическим оттенком, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Конституционный Суд РФ показал, что он при осуществлении своей деятельности в состоянии эффективно защищать индивидуальные права и свободы граждан и ограничивать превышение власти на местном и государственном уровне, что само по себе является существенным достижением.

Главной особенностью и важным отличием Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов является то, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде РФ форме и пределах осуществлять надзор над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над судебными органами и, в данном смысле, он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного суда РФ как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей, важнейшей из которых является надлежащее соблюдение конституционных прав и свобод граждан от злоупотреблений со стороны органов государственный власти.

Несмотря на некоторые отрицательные факты, возникающие в деятельности Конституционного Суда РФ при рассмотрении дел о защите прав и свобод граждан, Конституционный Суд РФ за свою относительно недолгую работу, безусловно, доказал необходимость, важность и эффективность своей деятельности для действительного соблюдения государством прав и свобод граждан.

За время своей деятельности Конституционный Суд РФ, нередко являлся и является единственным государственным органом, способным надлежащим образом защитить и восстановить нарушенные права граждан, которые не были защищены ни законом, ни государственными органами, ни прокуратурой, ни судами. Кроме того, решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции, излагаемые в принимаемых решениях являются ориентиром для законодателя при принятии нормативных документов, тем самым формируя правовое пространство Российской Федерации, устанавливая границы «правового поля» для законодателя.

Проверка конституционности законов дело сложное, тонкое и особо ответственное, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.

В осуществлении судебного конституционного надзора с появлением Конституционного Суда начался новый этап. В стране идет процесс укрепления конституционных органов власти, формируется и укрепляется правовое государство. Роль Конституционного Суда РФ при этом чрезвычайно важна. От Конституционного Суда в значительной степени зависит реальное действие Конституции РФ, упрочнение основ конституционного строя, защита прав и свобод человека и гражданина. Своими решениями судьи Конституционного Суда способны оказать большое влияние на воспитание в россиянах уважения к праву, закону, правосудию.

В то же время, необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования конституционного надзора в России и решения существующих проблем в области работы Конституционного Суда РФ необходима дальнейшая глубокая научная разработка некоторых сторон законодательного регулирования его деятельности. Тем более что в этом есть самая насущная необходимость.

Учитывая проведенные исследования и изучение практики работы Конституционного Суда РФ, автором намечены направления улучшения эффективности работы Конституционного Суда РФ с целью повышения его роли в надлежащем соблюдении органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан и внесены на защиту конкретные предложения по изменению действующего законодательства.

Так, автор считает необходимым проведение дальнейших исследований в следующих вопросах:

учитывая значительное количество дискуссионных решений, выносимых Конституционным Судом РФ при рассмотрении жалоб граждан, при чем конституционность некоторых из них подвергается сомнению не только правоведами или учеными, но и самими судьями Конституционного Суда РФ - установление в ограниченных случаях (например, по предложению Президента РФ, председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов, большинства Федерального Собрания, Генерального прокурора) возможности пересмотра решений Конституционного Суда РФ;

в связи с ненадлежащим исполнением органами государственной власти многих решений Конституционного Суда РФ - проведение более четкой регламентации порядка исполнения его решений (в частности с участием Президента РФ как гаранта Конституции вплоть реального до привлечения должностных лиц, ненадлежащим образом исполняющим решения суда к ответственности в соответствии с законодательством);

для более полного и объективного восстановления нарушенных прав граждан - установление нового порядка вступления в силу принятых решений, отменяющих те или иные законодательные акты - начиная не с момента принятия решения, а с момента вступления в силу самого неконституционного нормативного акта или его части;

учитывая длительность рассмотрения Конституционным Судом РФ многих дел по жалобам граждан - установление максимального срока рассмотрения дел по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав (в настоящее время, несмотря на частичную регламентацию в Законе о Конституционном Суде РФ порядка рассмотрения жалоб и, в некоторых случаях, сроков рассмотрения или иных действий - ограничение времени для окончательного вынесения решения отсутствует);

законодательная регламентация в действующем законодательстве понятий контроль и надзор - в настоящее время данные понятия в законодательстве смешаны, в связи с чем, в частности, не представляется возможность четко определить функции Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля или надзора. Вместе с тем, на основе проведенных исследований, учитывая несистемный характер действий Конституционного Суда РФ, связь начала рассмотрения того или иного вопроса только с заявлениями граждан или иных лиц, фактическое отсутствие действенных рычагов влияния на надлежащее исполнение должностными лицами прав граждан, в том числе путем наложения взысканий, автор считает необходимым отнесение Конституционного Суда РФ к органам конституционного надзора;

учитывая общеобязательность решений Конституционного Суда РФ на всей территории России - отнесение их к источникам российского права.

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что Конституционный Суд РФ играет огромную роль в четком и неукоснительном соблюдении всеми органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан, включая и Президента РФ, исполнительную и законодательную власти и в этом смысле являясь их гарантом. Однако, несмотря на это, его работа, особенно законодательные основы деятельности, нуждаются в дальнейших теоретических и практических исследованиях.


Шульцев Владимир Александрович







Интересное:


Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Защита права частной собственности при ее изъятии
Кодификация законодательства о местном самоуправлении - понятие, содержание, применение
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций