2012-01-07 16:37:33
ГлавнаяКонституционное право — Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении



Исследование содержания конституционных реформ в странах, возникших на территории бывшего СССР, с 1989 года как направление в сравнительном правоведении


В современной отечественной юридической науке, в том числе в науке конституционного (государственного) права все большее внимание уделяется сравнительному методу исследования. Российские и другие ученые-юристы все чаще заявляют о появлении новой самостоятельной научной дисциплины - сравнительного правоведения. Так, в 1993 г. вышла общетеоретическая работа узбекского исследователя А.Х. Саидова «Сравнительное правоведение и юридическая география мира» (Институт государства и права РАН). В 1994 г. в том же институте вышла работа В.Е.Чиркина «Элементы сравнительного государствоведения», специально посвященная вопросам государственного права. В 1996 г. под эгидой Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ подготовлена и выпущена работа Ю.А. Тихомирова «Курс сравнительного правоведения» (издательство НОРМА), затрагивающая, среди прочего, проблематику сравнительного анализа законодательств стран СНГ.

Наконец, в том же 1996 г. коллективом видных ученых Института государства и права РАН выпущен в свет фундаментальный труд «Сравнительное конституционное право», не имеющий аналогов в отечественной научной литературе. Авторами сделана попытка на богатом материале, включающем исследование основ конституционного права многих стран Европы, Азии, Америки, Африки, Океании, опыта России и других государств, охарактеризовать главные институты современного конституционного права, выявить тенденции их развития, общие черты и особенности, показать своеобразие конституционного регулирования, порождаемое неодинаковыми социально-экономическими и политическими условиями, историческими и национальными традициями. В этой работе в числе прочего для сравнительного анализа были использованы новейшие основные законы государств, возникших на территории бывшего СССР.

Тем не менее, мы должны констатировать, что ни в сравнительном направлении науки конституционного права, ни тем более в сравнительном правоведении в целом сравнительный анализ содержания новых конституционных строев стран, возникших на территории бывшего СССР, занимает пока более чем скромное место. Сравнительный анализ постсоветского права еще не стал самостоятельным направлением серьезных научных исследований.

Этому есть несколько объяснений. Во-первых, отечественная наука, освободившись еще не так давно от идеологических пут, стремится наверстать упущенное, уделяя особое внимание прежде всего развитым и устоявшимся правовым системам, в том числе это касается и конституционного права. Право развитых демократических государств пользуется особым вниманием потому, что представляет для России (и других стран СНГ) не только теоретическую, но и практическую ценность, во многом являясь образцом, моделью при создании собственного нового законодательства. Право же наших ближайших соседей - членов Содружества, представляет, к сожалению, не только меньший практический интерес, но и большую трудность для изучения, несмотря на отсутствие языкового барьера (во всех бывших советских республиках все законодательные акты публикуются на русском языке). Главное препятствие для начала серьезных исследований права стран, возникших на территории бывшего СССР, состоит в том, что это право в настоящий момент все еще находится в процессе интенсивной трансформации. В настоящее время в большинстве стран СНГ обозначились только контуры новых правовых систем, которые еще не заполнены новым содержанием. Поэтому не удивительно, что в учебниках, посвященных иностранному конституционному праву, вышедших за последние 3 года, для рассмотрения конституционных строев наших ближайших соседей не нашлось места.

Лишь к середине 1996 г., когда была принята новая конституция в последней из стран СНГ, стало возможно проведение предварительного научного анализа конституционных строев в государствах, возникших на территории бывшего СССР.

Между тем, изучение законодательств стран ближнего зарубежья и, прежде всего, его основы основ - конституционного права, должно быть не периферией научных исследований, а самостоятельной научной дисциплиной. По-прежнему остается актуальной задача создания единого информационно-правового пространства в рамках Содружества Независимых Государств. Поскольку автор на протяжении последних двух лет непосредственно занимался сбором и систематизацией законодательства стран СНГ и Балтии в рамках научной программы Российского фонда конституционных реформ, он может констатировать, что единое правовое пространство в настоящее время на территории бывшего СССР практически разрушено и его скорое восстановление весьма проблематично. Даже такие крупные научные центры, как Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Парламентская библиотека РФ получают официальные законодательные бюллетени из бывших союзных республик фрагментарно и с частыми перебоями.

Возвращаясь к проблеме сравнительного анализа конституционных законодательств стран, возникших на территории бывшего СССР, приходится отметить, что до сих пор не издано ни одной сколько-нибудь значительной монографии по данному вопросу. Научные исследования в данном направлении пока находят отражение в основном в научных статьях.

Ряд статей по конституционной реформе в странах СНГ был опубликован в одном из самых авторитетных научно-правовых периодических изданий - журнале «Государство и право». Среди них можно назвать, напр., следующие: Конституции стран - членов СНГ: система государственной власти и местного самоуправления. В.Г. Вишняков. (Государство и право 1994, N5.); Конституционная реформа в Туркменистане. М.О. Хаитов. (Государство и право 1994, N10.); О конституционных основах судебной власти в республике Беларусь. И.И. Мартинович (Государство и право N 7, 1995 год)

Важной трибуной обсуждения проблем конституционной реформы в странах СНГ стал также Вестник Межпарламентской Ассамблеи. На его страницах периодически публикуются весьма ценные материалы конституционного законодательства, прежде всего, новые конституции стран СНГ. Ведутся также научные дискуссии по актуальным вопросам государственного строительства в странах, возникших на территории бывшего СССР, однако, к сожалению, они обычно ограничиваются только парламентской тематикой. Так, в №2 за 1996 г. Вестника МПА в рубрике «Становление парламентаризма в государствах - участниках Содружества Независимых Государств» опубликована целая серия статей по вопросам парламентаризма: Курбанова Г. Становление и деятельность парламента независимого Азербайджана; Шинкарев В.В. Об особенностях социальной и правовой базы государственного строительства и местного самоуправления в Республике Беларусь; Муканов С.К., Федосеев С.Г. К вопросу о становлении парламентаризма в Республике Казахстан; Жоробеков Ж. Становление двухпалатного парламента Кыргызстана; Дякону А.Г. Из опыта парламентской деятельности в Республике Молдова; Максимов К.Н. Становление парламентаризма в национальных образованиях Российской Федерации; Лысенко В.Н. Формирование российского парламента и политического «истеблишмента» России; Достиев А.С. Особенности становления парламентаризма в Таджикистане; Кириченко Н.А. Идеи и практика парламентаризма в Украине. Однако, в указанных статьях, подготовленных авторами из соответствующих государств, не всегда дается достаточно объективная оценка происходящих в данной стране процессов, часто статьи носят не научно-аналитический, а просто информационный характер.

Сама Межпарламентская Ассамблея также играет важную роль в организации изучения и обсуждения текущих конституционных реформ в странах СНГ. В соответствии с Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 29 декабря 1992 г. в Санкт-Петербурге 2-3 марта 1993 г. состоялась международная научная конференция «Конституционные реформы в государствах - участниках Содружества Независимых Государств». В работе конференции приняли участие представители республик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Российской Федерации и Украины, а также представители и народные депутаты Верховного Совета Башкортостана, Новгородской, Тульской областей и Краснодарского края, работники правительственных органов, Конституционного суда, Министерства юстиции Российской Федерации, Ленинградского областного и Санкт-Петербургского Советов и Санкт-Петербургской мэрии, представители некоторых генеральных консульств, аккредитованных в Санкт-Петербурге. Научные круги были представлены сотрудниками и преподавателями общероссийских, московских и Санкт-Петербургских научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, других научно- исследовательских и учебных центров.

Тема конференции была предопределена процессом конституционных реформ в бывших советских республиках. К тому времени были уже приняты новые конституции в Республике Туркменистан, в Республике Узбекистан, в Республике Казахстан. В первом чтении были одобрены проекты новых конституций республик Беларусь и Кыргызстан. Шла подготовка проектов конституций Российской Федерации, Таджикистана, Украины и других государств СНГ. В связи с этим крайне полезной была дискуссия об основных тенденциях и направлениях преобразования конституционного законодательства, о выявлении общих черт и закреплении специфического опыта государственного строительства в странах Содружества. Дискуссии шли по четырем блокам проблем:

1) тенденции конституционных реформ, теория конституции, устройство и тип государства;

2) конституционные модели законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;

3) соотношение конституции и текущего законодательства;

4) конституционные реформы и правоохранительная деятельность, оборона страны.

Многие выступавшие отмечали, что реформы проводятся не всегда комплексно и последовательно. Особенно четко выразил эту мысль первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ проф. Ю.А. Тихомиров. Он подчеркнул, что процесс конституционных реформ в странах СНГ протекает иногда стихийно, а реформы отождествляются с изменением действующей либо принятием новой конституции. По итогам международной научной конференции были приняты рекомендации. В них указывалось на необходимость глубже исследовать тенденции конституционного развития, вопросы теории конституции.

По мнению автора, наиболее детальный, глубокий и критический анализ конституционных процессов, происходящих в европейских странах СНГ (России, Беларуси, Украине) и республиках Балтии содержится в журнале «Конституционное право: восточно-европейское обозрение», издаваемом ежеквартально Центром Исследований Восточноевропейского Конституционализма Школы Права Чикагского Университета при содействии МО Российского Научного Фонда. Данное издание отличает сугубо либеральный подход ко всем явлениям государственной жизни, но конституционные реформы в указанных странах рассматриваются через призму «преодоления советского наследия». Отмечается противоречивый и непоследовательный характер реформ, расхождения между провозглашаемыми принципами и конституционной практикой. К сожалению, вне поля зрения авторов журнала остались другие страны СНГ.

Среди источников по рассматриваемой проблеме необходимо также отметить сборники нормативных актов, касающихся конституционной реформы и отдельных вопросов государственного строительства в странах СНГ: Новые Конституции стран Содружества Независимых Государств и Балтии, Сборник документов, М., «Манускрипт», 1994; Законы о прокуратуре стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М.: Манускрипт. 1995.; Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М.: Юрид. лит., 1996.

Особо хотелось бы упомянуть статью профессора МГЮА Н. Михалевой «Конституционные реформы в странах СНГ» (Конституционный вестник. №1(17) март- апрель 1994 г.), в которой сделана попытка дать общий анализ конституционных преобразований и новых основных законов, принятых на тот момент. Автор констатирует общность демократических принципов, на которых построены эти акты и даже содержащихся в них положений. Однако обзор основных черт новых конституций носит, на наш взгляд, недостаточно глубокий и критичный характер, мало внимания уделяется различиям и изъянам в конституционном развитии рассматриваемых государств, наметившимся уже тогда в ряде стран антидемократическим тенденциям.

В целом тема сравнительного анализа содержания новых конституционных строев в государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза, несомненно представляет большой интерес как для ученых, так и для практических работников.


Додонов Вячеслав Николаевич







Интересное:


Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России
Ограничения конституционного права на жизнь
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Общие правовые принципы организации судебного контроля норм
Вернуться к списку публикаций