2012-01-07 16:31:53
ГлавнаяКонституционное право — Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ



Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ


«Конституционные контрреформы»

Конституционные реформы, прошедшие в Казахстане в 1995 г. и в Кыргызстане, и Беларуси в 1996 г., имели основной целью резкое перераспределение полномочий между ветвями власти в пользу главы государства. Если исходить из общепринятых в западных странах представлениях о демократической организации системы государственной власти, то эти реформы явились большим шагом назад по сравнению с умеренно демократическими конституциями Казахстана и Кыргызстана 1993 г., Беларуси 1994 г., поэтому их правильнее было бы называть не реформами, а «конституционными контрреформами».

Причинами конституционных контрреформ коренятся в неразвитости демократических традиций и институтов в большинстве государств, возникших на территории бывшего СССР, ряд из которых приняли на себя новыми конституциями непосильные «обязательства». Слишком демократические нормы основных законов оказались преждевременными. Это стало понятно уже в первые два года функционирования новых конституционных строев в тех странах СНГ, где в отличие от Туркменистана и Узбекистана политическая жизнь не была полностью заморожена.

Инициатором контрреформ во всех случаях выступила президентская власть, за которой стоят все материально-финансовые ресурсы, чиновничий аппарат и силовые структуры. Избранные на первых постсоветских выборах новые парламенты еще жили воспоминаниями о всевластии советов времен провозглашения независимости. Они не были готовы безоговорочно принять претензии на безраздельную власть со стороны президентов, менталитет которых сформировался в системе советского тоталитаризма.

В силу этого контрреформы происходили по стандартному сценарию, в основе которого лежало обращение непосредственно к населению. Население Казахстана, Кыргызстан и Беларуси, отличавшееся с начала «перестройки» изрядным консерватизмом, почти единодушно поддержало своих авторитарных лидеров.

Результатом конституционных контрреформ стало приведение юридической конституции в соответствие с конституцией фактической, т.е. реальным механизмом властвования.

Наибольшим драматизмом характеризовалось развитие конституционного процесса в Беларуси.

Первые постсоветские выборы, прошедшие в 1995 г. в течение нескольких туров не могли дать необходимого количества избранных депутатов из-за низкой явки избирателей. Легитимность же старого состава Верховного Совета находилась под вопросом в связи с истечением срока полномочий. В этих условиях пророссийски настроенный президент А. Лукашенко стал все более консолидировать власть в своих руках, угрожая в случае дальнейших проблем с парламентским кворумом ввести прямое президентское правление. В 1996 г. новый Верховный Совет все же смог приступить к работе, однако конфликт между президентской и законодательной властью шел по нарастающей Президент Лукашенко стал заявлять, что действующая Конституция предоставляет ему недостаточное количество полномочий. Это стало основным мотивом радикальной конституционной реформы, подготовленной в недрах президентской администрации. Поскольку оппозиционный президенту Верховный Совет не собирался уступать президенту своих полномочий, Лукашенко оставался только один путь - непосредственное обращение к народу. По общему мнению наблюдателей, конституционный кризис в Беларуси к осени 1996 г. поразительно напоминал конституционный кризис в России 1993 г. Сходство усиливалось тем, что Конституционный Суд Беларуси также как в свое время его российский аналог занял антипрезидентскую позицию, отменив целый ряд явно неконституционных указов главы государства. На стороне последнего были, однако, вся мощь государственного аппарата и силовые структуры. В октябре он объявил о назначении на 7 ноября 1996 г. референдума по внесению изменений в Конституцию и еще ряду вопросов. Верховный Совет, отдавая себе отчет в том, что предотвратить референдум физически невозможно, сумел лишь добиться перенесения его даты на 24 ноября и внес на голосование контрвопросы. Верховный Совет предложил на суд граждан свои поправки к основному закону, предусматривавшие упразднение поста президента. И Верховный Совет, и Конституционный Суд заявили, что референдум будет иметь лишь консультативное значение. Однако перед самым голосованием Лукашенко, на какое-то время уступивший парламенту, вновь заявил об обязательном характере результатов референдума.

В итоге парламентский проект конституции получил только 7,9 % голосов на референдуме 24 ноября, в то время как проект Конституции президента Лукашенко получил 70.5 % голосов. 88.5 % голосовавших высказались в пользу изменения национального праздника с 17 июля, когда республика провозгласила суверенитет, на 3 июля, когда Красная Армия освободила Минск от гитлеровцев. Другие два вопроса Лукашенко - о запрете свободной купли-продажи земли и о сохранении смертной казни - также были поддержаны подавляющим большинством. Ни один из парламентских двух вопросов не прошел. Только 29.9 %, голосовали за избрание местных администраций прямым голосованием населения и только 32.1 % были за финансирование всех государственных органов непосредственно из бюджета. Прежний глава Центральной Избирательной Комиссии Виктор Гончар заявил, что результаты были сфальсифицированы, а международные наблюдатели заявили о нарушениях в процедуре голосования.

Получив результаты плебисцита, президент Лукашенко, не теряя ни минуты, своими декретами утвердил изменения в систему органов власти в соответствии с новой редакцией Конституции и сформировал из своих сторонников в Верховном Совете нижнюю палату нового парламента. Верхняя палата была сформирована им же из 8 собственных делегатов и представителей областных органов власти (также в большинстве назначенных самим Лукашенко). Большинство Верховного Совета не признало произведенных Лукашенко преобразований, объявив их «государственным переворотом». Правительства западных стран также отказались признать законность нового режима, все чаще называя его не просто авторитарным, но уже «диктаторским».

Плебисцитарный переворот Лукашенко ни чем принципиально не отличался от плебисцитарных переворотов де Голля в 1958 г., Ельцина в 1993 г., Назарбаева в 1995 г., поддержанных подавляющим большинством населения и сразу же признанных за рубежом. Международная изоляция белорусского лидера имеет только одну причину - его последовательный курс на воссоединение республики с Россией, что может стать началом процесса воссоединения всей страны.

Режим Лукашенко, безусловно, авторитарный по своей сути, является не более авторитарным, чем политические режимы большинства развивающихся стран, в т.ч. России и Казахстана, не говоря уже о таких государствах, как Туркменистан.

В Кыргызстане основным формальным поводом для перекройки недавно принятой конституции послужил вопрос о введении второй палаты парламента. Спор о необходимости и целесообразности становления в Кыргызстане двухпалатного парламента возник еще до принятия новой Конституции нашего независимого государства. На 12-й сессии Жогорку Кенеша (двенадцатого созыва), которая состоялась 16 апреля 1993 г., Президент Республики А. Акаев, высказывая свое отношение к данному вопросу, указал тогда на несостоятельность предложений о двухпалатном парламенте в таком маленьком государстве, как Кыргызстан. Эта позиция Президента была учтена в принятой 5 мая 1993 г. новой Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которой парламент был определен как однопалатный. Однако ровно через два месяца на сессии Чуйского областного Кенеша его депутаты принимают решение о необходимости иметь в республике двухпалатный парламент. Они предложили, чтобы 56 депутатов вошли в состав постоянно действующей палаты и занимались исключительно законотворческой деятельностью, а 49 депутатов работали в другой палате сессионно. При этом выходило, что в случае принятия предлагаемого варианта формирования палаты представителей (из 49 депутатов) Ошская область, на территории которой проживает 1,5 млн. человек, и Таласская область с 200 тысячами человек были бы представлены в этой палате парламента равным количеством депутатских мест. В итоге победила идея дифференцированного территориального представительства.

22 октября 1994 г. был проведен референдум, итоги которого показали, что народ Кыргызстана все-таки выступает за двухпалатный парламент. Поэтому Президент издал Указ о проведении 10 февраля 1996 г. еще одного референдума с целью внесения изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики. В соответствии с его результатами Президент получил дополнительные полномочия и были изменены полномочия Парламента и Правительства республики.


Додонов Вячеслав Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Вернуться к списку публикаций