2012-01-07 16:31:53
ГлавнаяКонституционное право — Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ



Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ


Третий этап конституционных реформ.

Третий этап конституционных реформ начался в странах СНГ и Балтии сразу после утверждения конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, и имеет двоякое содержание.

Во-первых, задачами этого этапа являются построение здания нового конституционного законодательства на базе нового основного закона. Вновь принятые конституции представляют собой настоящие программы законотворческой деятельности, поскольку предусматривают принятие большого числа т.н. «конституционных» (правильнее говоря - органических) и ординарных законов. Как показала практика России, принятие одних только конституционных законов может растянуться на многие годы.

Кроме того, авторы конституций в ряде стран СНГ, обходя наиболее острые углы, оставили «открытыми» целые разделы конституционного регулирования. Так, например, Конституция Грузии специально оговаривает, что «Государственно-территориальное устройство Грузии будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны» (п.3 ст.2).

Во-вторых, содержанием третьего этапа конституционных преобразований в ряде стран (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь) стала дальнейшая эволюция конституционного устройства, связанная, прежде всего с усилением авторитарных тенденций в конституционном развитии.

Развитие новых конституционных строев

В России с принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Первейшей задачей стало принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов. В отличие от ряда других новых постсоветских основных законов, переходные положения российской Конституции не установили никаких предельных сроков, в течение которых должны быть принятые указанные выше акты. Это в определенной мере способствовало тому, что принятие конституционных законов, без которых невозможно функционирование Конституции «в полную силу», пошло чрезвычайно медленно. К апрелю 1997 г. было принято только 5 конституционных законов из 15.

Первым был принят (июль 1994) Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, который создал правовые условия для доукомплектования этого органа и возобновления его деятельности.

Затем были приняты федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (апрель 1995), «О референдуме Российской Федерации» (октябрь 1995), «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996), «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (февраль 1997).

Принятие последнего законы срывалось четыре или пять раз на протяжении двух с половиной лет из-за разногласий по процедуре выборов. С марта 1995 г. из-за отсутствия закона пост Уполномоченного по правам человека пустовал.

Принятие закона «О судебной системе Российской Федерации» также происходило с огромным трудом из-за оппозиции представителей ряда республик в составе РФ, стремившихся не допустить воспроизведение в законе конституционного принципа единства судебной системы РФ. Из-за отсутствия указанного закона все эти годы фактически стояла на месте судебная реформа - важнейшая составная часть конституционной реформы.

До сих пор отсутствуют конституционные законы о правительстве, о Конституционном Собрании, о чрезвычайном и военном положении, о порядке принятия в состав РФ новых субъектов, о государственных символах РФ.

Помимо четырех конституционных законов, Федеральное Собрание приняло еще ряд важнейших законов в развитие положений Конституции РФ. Среди них законы «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (подписан 08.05.1994), «О Счетной палате Российской Федерации» (11.01.1995), «О выборах Президента Российской Федерации» (подписан17.05.1995), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (подписан 21.06.1995), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подписан 28.08.1995), «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (подписан 05.12.1995). Последний закон установил новый порядок формирования верхней палаты - в нее по должности входят главы законодательных и исполнительных органов субъектов РФ. Такое решение было совершенно неожиданным, поскольку при разработке проекта Конституции предполагалось, в что в Совет Федерации будут входить именно делегаты от региональных властей, но не их руководители.

Для укрепления новых конституционных основ российского федерализма важное значение имело подписание 15 февраля 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор внес определенную ясность в понимание конституционно-правового положения субъектов Российской Федерации, соотношения федеральной и республиканской конституций. Позже аналогичные договоры были заключены с рядом других республик.

В течение 1994-1995 гг. были приняты новые конституции или уставы практически во всех субъектах РФ, закрепив новые принципы государственной власти на региональном уровне. Ряд этих актов, однако, одержит положения, противоречащие Конституции РФ, поэтому в дальнейшем предстоит еще большая работа по устранению указанных нарушений.

Новый конституционный строй России только складывается, и притом в очень трудных условиях политической нестабильности. Конституция призвана сделать незыблемыми права и свободы человека, а также стать базой создания социального правового государства, способствовать становлению гражданского общества. На этом пути все ее институты ожидают серьезные испытания на прочность, но только конституционная законность способна обеспечить проведение демократических реформ, решение социальных и экономических проблем общества.

В качестве сравнения можно привести развитие конституционного законодательства после принятия нового основного закона в Таджикистане.

Первая сессия Маджлиси Оли первого созыва, избранного в феврале-марте 1995 г. состоялась в апреле 1995 г. Парламентом разработана программа приведения законодательства республики в соответствие с Конституцией. В связи с этим в период с апреля 1995 г. по апрель 1996 г. принято 16 конституционных законов, в том числе: «О судоустройстве», «О Конституционном Суде Республики Таджикистан», «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан», «О военных судах», «О Верховном Суде Республики Таджикистан», «О статусе судей в Республике Таджикистан», «О статусе народного депутата Республики Таджикистан», «О гражданстве Республики Таджикистан», «О Правительстве», «Об адвокатуре», «О Прокуратуре» и т. л. Всего четырьмя сессиями Маджлиси Оли принято 37 законов. В целом законодательная деятельность таджикского парламента, несмотря на неблагоприятную общественно-политическую обстановку, отличалась высокой степенью активности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Основы конституционного строя в странах бывшего СССР
Второй цикл поправок к конституции США и конституционное законодательство федерации периода реконструкции
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР
Вернуться к списку публикаций