2012-01-07 16:31:53
ГлавнаяКонституционное право — Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ



Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ


Периодизация конституционных реформ

У конституционных реформ бывших советских республик во многом общая судьба. Высокая степень общности моделей конституционных преобразования обусловлена, прежде всего, тем фактом, что до 1991 г. эти республики были частями одной страны, единого целого. Весь процесс конституционных преобразований на пространстве бывшего СССР можно было бы попытаться условно разделить на три основных этапа. Первый этап охватывает период с конца 1988 г. по конец 1991 г. Это был период постепенного расшатывания, а затем и разрушения советского государства, и одновременно возникновения основ новой суверенной государственности в союзных республиках. Конституционные реформы в этот период внешне проходили под общедемократическими лозунгами (что, конечно, не означает, что они по своей сути были демократичными) и были направлены своим острием против КПСС и, якобы, «диктата Союзного центра». Реформы при этом практически не имели четкого плана, носили во многом спонтанный и эклектический характер, что выражалось в попытках соединить советскую систему власти с институтом президентства и идеей разделения властей.

Затем происходило принятие новых конституций, закрепивших основы новой политической и экономической системы, а также правового статуса личности. В Литве, Эстонии, Туркменистане, Узбекистане этот этап завершился уже в 1992 г., в Казахстане, Кыргызстане, России - в 1993, в Беларуси, Молдове, Таджикистане - в 1994, в Армении, Азербайджане, Грузии - в 1995, на Украине - только в 1996 г. Этот период можно было бы с определенными оговорками условно охарактеризовать как второй этап конституционной реформы.

Третий период, который продолжается и сейчас, и который начался после принятия новых конституций, характеризуется развитием новых конституционных положений в законодательстве и на практике, а также дальнейшей эволюцией конституционных строев. Условно говоря, этот период можно было бы рассматривать как завершающий, третий этап конституционных реформ.

Первый этап конституционных реформ

Исходной точкой конституционных реформ в бывшем СССР следует считать 1988 г. В Конституцию СССР были внесены первые изменения, связанные с учреждением нового органа - Съезда народных депутатов СССР в составе 2250 членов, 750 из которых избирались на корпоративной основе. Был также учрежден пост Председателя Верховного Совета СССР - прообраз будущего поста Президента СССР. Этот шаг был призван легитимизировать положение партийного лидера страны М. Горбачева в условиях стремительной радикализации общественного сознания. Весной 1989 г. в СССР прошли первые достаточно свободные выборы с 1917 г. Несмотря на то, что эти выборы проходили на однопартийной основе, они дали первую оппозиционную «фракцию» - межрегиональную группу депутатов. На прошедшем в мае 1989 г. Съезде народных депутатов М. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР.

В 1989 г. Съезд народных депутатов был учрежден также в РСФСР, однако эти изменения еще не были началом демократических конституционных реформ. Скорее, эти изменения стали последней реформой собственно советского периода. Другие союзные республики не восприняли идею съездов.

Первые достаточно существенные изменения в конституционном строе были сделаны в 1988 г. в Эстонии еще старым составом Верховного Совета. Актами последнего были восстановлены право частной собственности, подтвержден суверенитет Эстонии над местными природными богатствами. Эти решения вызвали осуждение советского руководства. М. Горбачев как Председатель Президиума Верховного Совета СССР объявил их не имеющими юридической силы. Однако 5 октября 1989 г. уже и Верховный Совет Азербайджана провозгласил суверенитет республики, а также объявил государственным языком азербайджанский.

23 декабря 1989 г. в СССР был принят закон о Комитете конституционного надзора. Этим был сделан первый реальный шаг в трансформации советской системы в сторону современного либерального конституционализма. Одновременно в рамках разработки концепции «социалистического правового государства» в научной и партийно-политической среде все активнее стали выдвигаться идеи о необходимости разделения властей, разграничения партийного (КПСС) и государственного руководства. Переломным шагом в конституционной реформе в СССР стало учреждение в марте 1990 г. поста Президента СССР и изменение ст. 6 Конституции СССР, вводившее многопартийность. Советская республика в СССР перестала существовать, и на ее место пришел не имевший, видимо, в мире аналогов гибрид президентской и советской республик. 27 декабря 1990 г. VI съезд народных депутатов СССР предоставил президенту право полного контроля над исполнительной властью.

Начало демократических конституционных преобразований в большинстве союзных республик связано с избранием новых составов верховных советов в марте 1990 г. В ряде республик первые почти свободные выборы принесли такой успех антикоммунистической оппозиции, что преобразования приняли, по сути, видимо, даже в чем-то революционный характер. В Литве на первом же заседании нового Верховного Совета 13 марта 1990 г. было принято решение о восстановлении государственной независимости. Аналогичные акты в марте-мае 1990 г. были приняты в Латвии и Литве.

В других республиках (РСФСР, Украина, Белоруссия, Армения и др.) первыми актами, заложившими программу, общие контуры предстоящих конституционных преобразований стали декларации о государственном суверенитете. Эти документы отразили противоречивые настроения, существовавшие в бывших советских республиках в тот период.

12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР (907 депутатов голосовали «за», 13 - «против»).

С ее принятием, по мнению О.Г. Румянцева, «впервые в России был закреплен необходимый минимум конституционных признаков».

Декларация была, по сути, идеологическим прообразом будущей конституции. В первом пункте провозглашалось, что «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами».

Декларацией устанавливались: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей провозглашалось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

В конце документа указывалось, что Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

На сходных идеях были основаны декларации о суверенитете и других советских республик.

16 июля 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете Украины принял Верховный Совет Украинской ССР, 27 июля 1990 г. принята Декларация о суверенитете Белоруссии. 23 августа 1990 г. принята Декларация о суверенитете Туркмении, 24 августа 1990 г принята Декларация о суверенитете Таджикистана, 26 октября 1990 г., принята Декларация о суверенитете Республики Казахстан, 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Кыргызстана также принял декларацию о суверенитете республики.

В Армении 23 августа 1990 г. была принята Декларация «О независимости Армении», которая положила начало процессу утверждения независимой государственности. В соответствии с Декларацией изменилось название республики и Армения была провозглашена суверенной республикой. Изменились и основные принципы Государственного строительства. Декларацией предусмотрено разделение властей. Провозглашены равноправие форм собственности, свобода слова, печати, совести, политический плюрализм, многопартийность и равноправие партий, деполитизация вооруженных сил и правоохранительных органов.

Основными факторами конституционных реформ в республиках были усиливавшиеся день ото дня демократические движения, требовавшие радикальных преобразований в либеральном духе, демонтажа коммунистической системы. На западной Украине, в Молдове и Закавказье националистические силы требовали полной суверенизации вплоть до провозглашения независимости от СССР. В Казахстане, Средней Азии, Белоруссии и большей части Украины при слабости демократических сил инициативу в проведении реформ взяло на себя местное партийное руководство, предчувствовавшее скорый крах советского руководства и стремившееся придать своей власти «цивилизованные», легитимные формы.

Вторым важным шагом в конституционной реформе в союзных республиках стало учреждение поста президента. Введение поста президента фактически означало конец советской системы правление и организационное закрепление системы разделения властей.

В Молдове пост президента был учрежден в сентябре 1990 г., в Туркменистане - в октябре 1990 г., в Казахстане - в ноябре 1990 г.

В России решение о введении поста президента было поддержано на референдуме 17 марта 1991 г. Законодательно введение поста оформлено в апреле 1991 г., первые выборы состоялись 12 июня 1991 г.

В Армении пост президента введен в июне 1991 г.

Первые выборы президента происходили, как правило, не всенародно, а парламентским путем. Так был избран первый президент Молдовы в сентябре 1990 г., президент Казахстана в ноябре 1990 г.

27 октября 1990 г. всенародно и почти единогласно избрал своего президента Туркменистан.

В Грузии выборы первого президента (Гамсахурдиа) прошли в мае 1991 г. В октябре 1991 г. прошли всенародные выборы президента Армении и Кыргызстана. На всеобщих прямых выборах 1 декабря 1991 г. сроком на 5 лет президентом Казахстана избран Н. Назарбаев. На Украине всенародные выборы президента состоялись одновременно с референдумом о независимости 8 декабря 1991 г. В декабре 1991 г. также прошли всенародные выборы президента Молдовы, Узбекистана.

Позже всего пост президента учрежден в Белоруссии - только с принятием новой конституции в марте 1994 г.

Достаточно существенным событием при проведении конституционных реформ, символизирующим полный официальный разрыв со старой идеологией, стало изменение названий союзных республик за счет исключения из них терминов «советская» и «социалистическая».

4 мая 1990 г. Верховный Совет Латвийской ССР изменил название республики на нынешнее. 8 мая 1990 г. была провозглашена Эстонская Республика (вместо Эстонской ССР). 24 августа 1990 г. Армянская ССР переименована в Республику Армения.

В октябре 1990 г. на сессии Верховного Совета Киргизской ССР принято решение о переименовании, Киргизской ССР в Республику Кыргызстан. (5.V1993 г. на сессии Верховного Совета принято решение о переименовании Республики Кыргызстан в Кыргызскую Республику).

В мае 1991 г. получила современное название Республика Молдова.

9 сентября 1991 г. на сессии Верховного Совета изменено название Таджикской ССР на Республику Таджикистан.

В ноябре 1991 Туркменская ССР переименована в Туркменистан.

В России отказ от старого наименования «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» закреплен в Конституции только 25 декабря 1991 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации
Защита конституционных прав и свобод граждан органами конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций