2012-01-07 16:31:53
ГлавнаяКонституционное право — Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ



Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ


Досоветский опыт конституционного развития

Безусловно, проводя у себя радикальнейшие конституционные реформы, страны СНГ и Балтии ориентируются, прежде всего, на многолетний опыт западного конституционализма, сложившийся как в досоветский период, так и в XX веке, а также на новейшие достижения конституционной мировой конституционной практики.

Советский опыт конституционного строительства достаточно интересен, хотя далеко не всегда его можно использовать на практике в условиях, сложившихся сейчас в странах, возникших на территории бывшего Советского Союза. Досоветский опыт конституционализма в странах СНГ предельно мал или отсутствовал вовсе. Поэтому вопрос об исторической преемственности в ходе конституционных реформ в постсоветском пространстве является достаточно проблематичным.

Относительно большой опыт конституционного строительства имелся только у стран Балтии. В этих государствах историческое прошлое оказывает наибольшее влияние на современный конституционный процесс. В 1990 г. первым шагом вновь избранных Верховных Советов Латвии, Литвы и Эстонии было восстановление действия досоветских конституций. В Литве и Эстонии это шаг носил скорее символический и временный характер, обозначая восстановление независимости и преемственности в развитии национальной государственности. В Литовской и Эстонской республиках уже в 1992 гг. были приняты новые основные законы, вобравшие все идеи современного демократического конституционализма. При их разработке был учтен, однако, досоветский опыт организации власти. Латвия принципиально отказалась принимать новую конституцию, сохранив действие Конституции 1922 г., причем почти без изменений. В настоящее время этот документ выглядит как памятник права далекого прошлого. Для своего времени, возможно это был не такой уж и плохой основной закон, хотя и в 1922 г. отсутствие в конституции раздела о правах человека было уже большой редкостью. Чтобы как то исправить ситуацию, в 1991 г. был принят конституционный закон «Права и обязанности человека и гражданина».

Помимо стран Балтии досоветскую Конституцию восстановила только Грузия в 1991 г. Этот шаг носил также символический характер, поскольку Конституция Грузии 1921 г. так и не успела вступить в силу и при всех своих демократических достоинствах не могла служить основой для становления независимой грузинской государственности. Конституция Грузии 1921 г просто не учитывала реалии 1991 г. Поэтому при ее формальном действии конституционная реформа в Грузии 1991-1994 г. развивалась своим путем.

Досоветский конституционный опыт России также мало применим к современным российским условиям. Конституции в ее настоящем смысле слова в царской России не было. Был лишь определенный опыт парламентаризма. В силу огромного разрыва во времени, политической культуре и прочих условиях говорить о реальном преемстве опыта 1906-17 гг. не приходится. В 1990 г. работа по формулированию новой российской конституции по сути начиналась с нуля. Провозглашение преемственности нынешней Государственной Думы с царским парламентом, (выразившееся в полуофициальном обозначении первого созыва ГД как пятого) носит чисто символический, политический характер. От того парламента мы унаследовали только название.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Органы конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации в системе конституционной юстиции.
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
Вернуться к списку публикаций