2012-01-07 16:31:53
ГлавнаяКонституционное право — Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ



Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ


Существо преобразований

В принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ принято постановлении «О конституционных реформах в государствах - участниках СНГ» от 29 декабря 1992 г. отмечается, что эти реформы отображают коренные экономические, политические и национальные преобразования, происходящие в государствах Содружества. Они создают прочную нормативную базу конституционных изменений и юридически обеспечивают их необходимость, стимулируют процессы реформирования в странах СНГ.

Смысл преобразований, начавшихся на пространстве бывшего СССР (и в Восточной Европе) в 1989-1990 гг. состоял в смене общественной формации. Под воздействием внешних и внутренних сил происходил с большей или меньшей скоростью и последовательностью процесс ликвидации (демонтажа) «социалистической» экономической системы, основанной на господстве госсобственности, и неразрывно связанной с ней политической системы. По своей исторической сущности это была глобальная революция, сравнимая с буржуазной или социалистической революцией, но развивавшаяся в отличие от последних преимущественно мирным, эволюционным путем. Этот двойственный характер процесса (революция по содержанию и реформа-эволюция по форме) является ключом к пониманию диалектики (логики, сущности) преобразований.

Глобальная конституционная реформа (по содержанию - революция) стала одним из важнейших аспектов преобразований в бывшем СССР и отразила все его противоречия. Задачами этой реформы были сначала обеспечить высшую правовую основу происходящих преобразований, а затем закрепить новую социально экономическую и политическую систему.

Применительно к российским условиям, бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев определил задачи конституционной реформы следующим образом: «В российских условиях конституционная реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права». Учитывая схожесть условий, то же определение можно применить и к другим странам, возникшим на территории бывшего СССР.

У конституционной реформы на всем пространстве бывшего соцлагеря был общий стержень - ее ориентиром стали т.н. «общечеловеческие ценности» в гуманитарном плане и основополагающие принципы западной модели конституционализма (демократия, плюрализм, разделение властей) в плане политической организации. Ее ориентиром стал также постулат экономической свободы - антитеза огосударствленной социалистической экономики.

Таким образом, конституционная реформа в бывшем СССР, по крайней мере с 1991 г., имела достаточно определенную идеологическую базу, давшую общий контур нового государственного устройства.

В то же время в рамках этого общего контура между различными странами, возникшими на территории бывшего СССР, с самого начала наметились глубокие различия, обусловленные цивилизационными, культурно-историческими факторами. Отказавшись от социализма, страны СНГ и Балтии остановились на различных моделях общественного устройства.

Эти модели можно условно назвать либеральной, либерально-этатистской и чисто этатистской. Как известно, этатизмом называется «засилие государства в экономической, социальной и культурой жизни общества». Применительно к области конституционного строительства под этатизмом автор считал бы возможным понимать такие нормы, которые предусматривают высокую степень государственного регулирования общественных отношений, то есть в какой-то мере повторят практику конституционного регулирования, существовавшую в Советском Союзе в условиях социализма. Соответственно, либеральной моделью автор считает возможным условно называть такое конституционное регулирование общественных отношений, которое позволяет в максимально возможной мере задействовать механизмы общественной саморегуляции.

Первую, либеральную, модель выбрали страны Балтии, безоговорочно разделяющие все ценности западно-леберальной цивилизации, включая присущие ей конституционные механизмы. Следует, однако, сразу оговорится, что о понятии «либеральная» применительно к прибалтийской модели речь идет исключительно в системе координат постсоветского пространства. По мировым меркам эти страны попали бы, безусловно, в группу либерально-этатистских.

На либерально-этатистской модели общественного устройства остановились Россия, Украина, Молдова, республики Закавказья. Здесь в силу культурно-исторических и социальных факторов западно-либеральная система общественного устройства (прежде всего, экономических отношений) не могла быть принята в чистом виде. Сохраняющейся высокой роли государства в экономической жизни и сфере распределения здесь соответствует характер политической организации с доминированием исполнительной власти и авторитарными тенденциями в политической практике.

Чисто этатистскую модель, сохраняющую как в экономической, так и политической сфере наибольшую преемственность с существовавшим ранее социалистическим режимом, выбрали республики Средней Азии (в самом гипертрофированном виде - Туркменистан). Здесь конституционные преобразования имели целью внешней формы экономических и политических отношений при малой степени изменения их содержания. Все институты социалистического общества здесь плавно и быстро были «перекрашены» в цвета новой идеологии государственного капитализма. Коммунистические партии были распущены или сохранили власть под «демократическими» названиями, новые конституции провозгласили приверженность общечеловеческим ценностям и общепризнанным принципам конституционализма, однако сами механизмы власти при этом почти не изменились. Контроль над экономикой остался в руках государства.

Беларусь и Казахстан колеблются между либерально-этатистской и этатистской моделью, более склоняясь к последней.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с судами общей юрисдикции, органами государственной власти и средствами массовой информации.
Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Конституционное регулирование социально-экономических отношений
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и их влияние на законодательный процесс в России
Вернуться к списку публикаций