2012-01-07 16:22:46
ГлавнаяКонституционное право — Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии



Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии


Вообще французский конституционализм оказал исключительно сильное влияние на половину конституций стран, возникших на территории бывшего СССР. Не только в вышеназванных Казахстане, Армении и Молдове, но также в России, Беларуси, Кыргызстане воспринята французская модель сверхсильного президента-арбитра, стоящего над властями.

Конституция США во многом концептуально повлияла на новый основной закон Грузии, где впервые в Восточной Европе отказались от правительства как обособленного от главы государства органа.

Из франко-итальянского опыта конституциями Молдовы, Армении, Казахстана, Украины заимствован институт Высшего совета магистратуры как независимого органа управления судейским сообществом.

Модель немецкого Бундесрата (и отчасти французского Сената), безусловно, повлияла на способ формирования верхней палаты в России и Беларуси. Из немецкого же Основного закона (п.2 ст.13) конституции Казахстана и Украины заимствовали красивую емкую формулу «собственность обязывает».

Украинская Конституция заимствовала из западноевропейского опыта идею независимого Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, формируемого законодательной и исполнительной властью на паритетных началах.

В чем то конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, однако, создали собственную традицию. Их специфической чертой, например, является институт системы хозяйственных (арбитражных) судов (России, Беларусь, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Многие конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, продолжают нести в себе отпечаток традиций советского государственного права. Особенно заметно это в основных законах Узбекистана, Беларуси и Украины, выработанных Верховными Советами с коммуно-социалистическим большинством депутатов.

Так, Конституция Беларуси вопреки общей тенденции в постсоветском пространстве сохраняет императивный мандат и возможность отзыва депутатов (ст. 72), ряд положений фактически закрепляет руководящую роль государства в экономике. Типично социалистический характер носит ч.7 ст.13 Конституции: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни».

Раздел о правах и свободах человека назван почти как в Конституции СССР: «Личность, общество, государство». Следы прошлого можно обнаружить также в названии «местные Советы депутатов», которые, кстати, по советской традиции входят в систему органов государственной власти.

Достаточно странным и нетипичным для новых конституций является Комитет государственного контроля, назначаемый президентом Беларуси.

Конституция Украины оперирует типично советскими понятиями и терминами «народный депутат», «Верховный Совет», «собственность народа».

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, были выработаны и приняты различным путем, и это оказало существенное влияние на их содержании.

Так, чисто парламентским путем разработаны и приняты конституции Украины, Молдовы, Грузии, Узбекистана.

Конституции Армении, Азербайджана, Литвы, Таджикистана были приняты парламентом, а затем утверждены на референдуме, Конституция Эстонии утверждена на референдуме после одобрения ее учредительным собранием.

Конституции России, Казахстана (1995 г.), а также нынешняя редакция основного закона Беларуси были выработаны внепарламентским путем «под диктовку» президента и приняты на плебисците. Так же плебисцитом пересмотрена Конституция Кыргызстана.

Конституции стран, возникших на территории, на которой существовал ранее Советский Союз, объединяет схожая структура и примерно равное количество вопросов, подлежащих регулированию.

Средний объем конституций - 8 тыс. слов. Конечно, объем не является показателем, по которому можно судить о достоинствах и недостатках той или иной конституции. В мировой практике встречаются как достаточно лаконичные конституции, так и более, чем объемные. При этом, конечно же, размеры этих документов напрямую не связаны с их содержанием. Тем не менее, примерно равный объем конституций стран, возникших на территории, на которой существовал ранее Советский Союз, говорит, видимо, о том, что их авторы ориентировались не только на содержательную часть этих документов, но и исходили из какого-то примерно общего понимания того, каким объемом должен обладать документ такого порядка, как конституция.

По подсчетам автора, наиболее объемной является Конституция Украины - 12,8 тыс. слов, далее идут конституции Азербайджана -11,4 тыс. слов, России - 9,4 тыс. слов, Беларуси - 9,2 тыс. слов, Кыргызстана - 8,9 тыс. слов, Молдовы - 8,8 тыс. слов, Грузии - 8,4 тыс. слов, Эстонии - 8 тыс. слов, Армении - 6 тыс. слов, Узбекистан - 5,5 тыс. слов, Таджикистана - 4,6 тыс. слов, Туркменистана - 4,3 тыс. слов, Абхазии -3,6 тыс. слов. Естественно, по размеру конституции нельзя судить о ее содержании. В данном случае размер - это один из второстепенных параметров, по которому совместно с другими, более важными параметрами, можно судить о каких-то общих чертах или различиях этих документов.

Структура конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, строится по стандартной схеме:

Преамбула

Общие положения (основы конституционного строя)

Права и свободы человека и гражданина

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Местное государственное управление и самоуправление

Конституционные поправки

Заключительные и переходные положения

Есть, однако, и определенные отличия в структуре. В Конституции Латвии отсутствует раздел о правах и свободах. Конституция Молдовы содержит раздел «Национальная экономика и публичные финансы». В эстонской Конституции есть отдельные главы «Государственная Оборона» и «Государственный Контроль», «Финансы и государственный бюджет».

В Конституции Узбекистана есть раздел «Общество и личность», где в развернутом виде содержаться положения о гражданском обществе.

В некоторых конституциях в отдельную главу выделены положения о законодательстве (Азербайджан, Латвия, Молдова, Эстония), в других есть особый раздел о выборах и референдумах (Туркменистан, Украина).

Все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, устанавливают особый порядок своего изменения, который существенно различается в разных странах по процедуре и степени сложности.

Все способы изменения основного закона можно разделить на парламентский и плебисцитарный (референдумом). Конституция России предусматривает также свой пересмотр на учредительном собрании.

Чисто парламентская процедура предусмотрена в Грузии. Законопроект о пересмотре Конституции считается одобренным, если он поддержан не менее чем двумя третями полного состава Парламента Грузии (п. 3 ст. 102 Конституции). Только парламентский путь предусмотрен также в Узбекистане и Туркменистане.

В Армении (ст. 111 Конституции) конституция принимается или в нее вносятся поправки только посредством референдума по инициативе Президента Республики или Национального Собрания. Также только референдумом вносятся изменения в Конституцию Таджикистана (ст. 98).

Широко распространен смешанный или альтернативный характер порядка пересмотра конституции. Например, в Молдове парламент может двумя третями голосов депутатов принять изменения к любым положениям конституции, кроме положений о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете, которые могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки. Точно также в Беларуси важнейшие разделы Конституции могут изменяться только на референдуме, а остальные - также парламентом, большинство двумя третями от обеих палат. В основном аналогичный порядок существует в Эстонии и на Украине.

В Казахстане любые положения, кроме унитарности, территориальной целостности и республиканской формы правления могут быть пересмотрены как парламентом, так и референдумом.

Конституция Азербайджана разграничивает изменения в конституции и дополнения к конституции.

Изменения в тексте Конституции Азербайджанской Республики принимаются только путем референдума (ст. 152 Конституции). При этом не могут выноситься на референдум предложения о внесении изменений в целый ряд основополагающих статей.

Дополнения в Конституцию Азербайджанской Республики принимаются в виде Конституционных законов в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики большинством в 95 голосов. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики дважды. Второе голосование проводится через 6 месяцев после первого голосования. Конституционные законы являются неотъемлемой частью Конституции Азербайджанской Республики и не должны противоречить основному тексту Конституции Азербайджанской Республики. Не могут вноситься предложения о дополнении глав о законодательной и исполнительной власти.

Совершенно особый порядок пересмотра Конституции существует в России. Помимо квалифицированного большинства в обеих палат поправки требуют ратификации законодательными органами 2/3 субъектов Федерации. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение об их пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Ряд конституций предусматривают, что их положения не могут быть пересмотрены. Так, согласно ст. 100 Конституции Таджикистана неизменны республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства.

Туркменская Конституция (ст. 115) объявляет неизменными положения о республиканской форме правления.

По Конституции Молдовы не допускается пересмотр, следствием которого было бы упразднение основных прав и свобод граждан или гарантий таковых.

В Армении являются неизменными положения ст. 1 Конституции о том, что Республика Армения - суверенное, демократическое, социальное, правовое государство, ст.2 о народном суверенитете и ст. 114 о порядке пересмотра конституции.

Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение, либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины (ст. 157 Конституции).

Как показывает вся мировая практика, никакие положения сами по себе не могут обеспечить неизменности норм конституций. Поскольку суверенитет народа абсолютен, народ на плебисците вправе изменить или отменить любое конституционное положение.


Додонов Вячеслав Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Конституционный контроль и надзор в сфере правотворчества и при заключении международных и внутригосударственных договоров
Законодательная инициатива органов конституционного контроля и надзора
Понятие права собственности и его закрепление в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах
О взаимодействии органов государственной власти РФ в сфере исполнения решений, принимаемых Конституционным судом РФ и конституционными судами субъектов РФ
Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Вернуться к списку публикаций