2012-01-07 16:22:46
ГлавнаяКонституционное право — Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии



Общая характеристика новых основных законов стран СНГ и Балтии


Как уже отмечалось выше, во всех странах СНГ и Балтии, кроме Латвии, в течении 1992-1996 гг. были приняты новые конституции.

В отличие от бывших английских и французских колоний, писавших и продолжающих писать в большинстве своем свои конституции «под копирку», новые независимые государства с первых дней провозглашения суверенитета шли к новому конституционному строю своим собственным путем, создав совершенно оригинальные по стилю и концептуальному содержанию основные законы. Каждая из стран, возникших на территории бывшего СССР, имея в большем или меньшем количестве собственных ученых-конституционалистов, самостоятельно вырабатывала проекты новых конституций, творчески анализируя и используя мировой конституционный опыт, а также (там, где это было возможно) и национальный досоветский, советский и послесоветский опыт. Многочисленные зарубежные экспертизы постсоветских конституционных проектов и иная помощь зарубежных специалистов носили не определяющий, а вспомогательный характер.

В результате все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, отличаются огромным разнообразием подходов едва ли не по всем вопросам государственно-правового устройства.

Вместе с тем, все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, основываются на единой идейно-теоретической платформе. В Конституциях государств СНГ воплощаются общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы конституционализма, такие как суверенитет народа, приоритет прав личности, политический плюрализм, верховенство права, разделение властей, экономическая свобода, множественность форм собственности.

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, занимают как бы промежуточное положение между типичными конституциями западно-либерального образца (США, Франции, Японии), с достаточно узким предметом регулирования, и конституциями социалистических, а также ряда развивающихся стран, стремящимися охватить все сферы жизни общества. Ближе всего конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, стоят к поздним западноевропейским конституциям (Испании, Португалии), стремящимся оптимально сочетать идеи социального государства (социальной справедливости) с идеями личной и экономической свободы.

Большинство конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, провозглашают социальный характер государства. Это означает, что социальная политика служит человеку, направлена на создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие. Государство берет на себя обязательства социального характера. Оно охраняет труд и здоровье людей; гарантирует минимальный размер оплаты труда; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, создает систему социальных служб. Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья граждан. В социальном государстве воспитание, образование, наука и культура свободны и пользуются покровительством государства.

Одно из центральных мест в новых конституциях стран СНГ и Балтии занимает проблема собственности. Большинство Конституций признает и защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Этим новые Конституции отличаются от действовавших в советский период, когда закреплялась незыблемость социалистической собственности и социалистической системы хозяйства.

Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, защита предпринимательства. Не допускается монополизация и недобросовестная конкуренция.

В тоже время большинство государств, возникших на территории бывшего СССР, по прежнему стоит на позиции исключительно государственной собственности на природные ресурсы, что во многом отражает компромисс между старой и новой экономической системами.

В странах, возникших на территории бывшего СССР, провозглашаются политический плюрализм и идеологическое многообразие. Не допускается признание какой-либо идеологии в качестве государственной. Возможно существование множества политических партий, массовых народных движений, других общественных объединений граждан.

Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Практически все государства СНГ и Балтии закрепляют светский характер государства. Это значит, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и действуют по собственным уставам. Государство гарантирует свободу религий и вероисповедания. Государственная система образования отделена от церкви и имеет светский характер. Конституции стран СНГ с преобладающим мусульманским населением запрещают создание политических организаций на религиозной основе.

Все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, придерживаются доктрины «естественного права» и провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно защищает свободу, справедливость и социальную стабильность. Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность личности и ее неотчуждаемые права. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Все государства СНГ предусматривают равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Граждане пользуются защитой и покровительством своего государства, как внутри страны, так и за рубежом. Гражданин не может быть выдан другому государству, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственным договором. Закрепляется принцип судебной защиты прав человека в вопросе гражданства, приоритет правил международного договора над национальным законодательством.

Осуществление прав и свобод граждан не должно нарушать законные интересы и права других лиц и посягать на насильственное изменение конституционного строя, разжигание национальной розни, пропаганду войны. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Конституциях государств СНГ получает отражение их форма государственного устройства. Большинство стран СНГ являются унитарными государствами с автономными включениями (Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова) либо без таковых (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, страны Балтии).

Только российская Конституция закрепляет федеративную форму государственного устройства. Федерализм, как принцип государственно-территориального устройства, форма самоопределения и самоуправления народов в составе России является неизменной основой ее конституционного строя. Важной чертой нового российского федерализма является признание равноправия субъектов федерации. Федеративное устройство России имеет задачей сохранение государственной целостности, единства системы государственной власти, рациональное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Практически через все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, (кроме Российской) проводится идея национальной государственности. Национальный характер государства обычно подчеркивается в преамбуле Конституции и наиболее ярко отражается в признании прав государственного языка только за языком «титульной» нации.

В то же время, страны СНГ, желая способствовать сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут на себя определенные обязательства по защите прав национальных меньшинств, вытекающие из международно-правовых актов. Каждое государство СНГ гарантирует всем национальностям, проживающим на территории республики, право свободного национально-культурного развития.

В ранг конституционного в странах СНГ возведен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя в пределах своих полномочий соответствующие органы самостоятельны, в совокупности они образуют единую систему. Разделение властей в демократическом государстве понимается как разумное, цивилизованное разграничение полномочий, как по вертикали, так и по горизонтали; создание системы «сдержек» и «противовесов», нейтрализующих тенденции к узурпации власти.

Существенно новеллизирована конституционная концепция местного самоуправления. Отныне органы местного самоуправления не входят в систему народного представительства. Гражданам гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении.

Новые Конституции государств СНГ и Балтии придают исключительно важную роль органам судебной власти. Предусматривается соединение всех ветвей судебной системы: общих судов, арбитражных и конституционных. Независимость судей защищается Конституцией и Законом.

Конституционный строй изначально предполагает верховенство права и закона. Это означает, что государство, его органы, должностные лица и граждане связанны правом. Конституция является верховным актом правовой системы, законом законов. Предписания Конституции и Закона обладают верховенством на территории государства.

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, провозглашают, что их нормы имеют прямое действие. Суды, должностные лица государственных органов, местные самоуправления при разрешении конкретных дел должны руководствоваться нормами Конституции. Граждане могут в случае нарушения их прав с жалобами, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Прямое действие Конституции получает также реализацию в нормах других отраслей права. На практике, однако, все обстоит пока не так гладко. Основной закон остается абстракцией, далекой от повседневной жизни простых граждан. Самый яркий пример - «повисшее в воздухе» из-за отсутствия соответствующего закона установленное Конституцией РФ право на альтернативную службу. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1995 г. откровенно указывалось, что «почти не реализуется принцип прямого действия Конституции».

Почти все конституции государств, возникших на территории бывшего СССР, устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры этих государств являются составной частью национальной системы права. Если международным договором государства - участника СНГ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, демонстрируют исключительную гибкость и, можно сказать, эклектизм в заимствовании различных институтов из самых различных правовых систем. Из австрийского и немецкого конституционного опыта большинство конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, заимствовало институт конституционного суда.

Из шведского и англо-саксонского опыта конституции России, Украины, Грузии, Литвы взяли институт омбудсмена (парламентского уполномоченного по правам человека).

Из опыта США и ряда других стран почти все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, заимствовали в более или менее модифицированном виде институт импичмента, причем в конституциях Литвы и Грузии он (в русском переводе) так прямо и называется.

Конституции Казахстана, Армении и Молдовы заимствовали всю систему органов власти из Конституции Французской Республики, доходя при этом до прямых терминологических и текстуальных заимствований. Правда, стопроцентной копии не получилось. Только один Казахстан из всех стран СНГ воспринял французский институт Конституционного Совета вместо конституционного суда. Почему-то при этом не получила развития идея регламентарной власти при общем заимствовании французской концепции «рационализированного парламентаризма».



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Защита права собственности Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами
Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)
Теория и практика Конституционного судопроизводства в органах конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Критерии конституционной ответственности
Вернуться к списку публикаций