2012-01-07 16:13:21
ГлавнаяКонституционное право — Основы конституционного строя в странах бывшего СССР



Основы конституционного строя в странах бывшего СССР


Государственный язык.

Специфической особенностью стран, возникших на территории бывшего СССР, является острота языковой проблемы. Проводя политику строительства национальной государственности, правящие режимы большинства бывших советских республик провозглашают язык титульной нации единственным государственным. Не признается государственного статуса за русским языком даже в тех странах, где русскоязычные составляют значительную часть населения (20% в Литве, 48% в Латвии, 40% в Эстонии). Самым вопиющим случаем, не имеющим аналогов в современной истории, является лишение русского языка государственного статуса на Украине, где на нем говорит как на первом абсолютное большинство населения, в т.ч. 90% жителей столицы - Киева.

Признавая ненормальность такого положения, руководство ряда стран СНГ, не давая по-прежнему русскому языку прав государственного, стремится подчеркнуть в основном законе его особый статус. Так, согласно ст. 2 Конституции Таджикистана, русский язык является языком межнационального общения.

В Казахстане по новой Конституции 1995 г. русский язык получил статус официального, тогда как казахский остается единственным государственным. Согласно п.2 ст. 7 Конституции, «в государственных организациях и органах, местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».

В 1996 г. русский язык на конституционном уровне (ст. 17) закреплен в качестве второго государственного в Беларуси. Кыргызстан также объявил о своем намерении сделать русский язык вторым государственным.

Конституции стран СНГ гарантируют свободное развитие и использование других языков. Так, в соответствии с п. II. Ст. 21 Конституции Азербайджана, «Азербайджанская Республика обеспечивает свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население». Ст. 13. Конституции Туркменистана гарантирует всем гражданам право пользования родным языком.

Внешняя политика.

Практически все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, следуя примеру Конституции СССР, устанавливают в качестве одной из основ конституционного строя основные принципы внешней политики.

На наш взгляд, наиболее значительным из этих принципов является принцип нейтралитета. Конституция Молдовы гласит:

«Статья 11 Республика Молдова - нейтральное государство.

(1) Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет.

(2) Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств».

Поправка о постоянном нейтралитете была также внесена в Конституцию Туркменистана в декабре 1995 г.

Согласно ст. 18 основного закона, «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным».

Другие государства ограничиваются провозглашением приверженности во внешней политике принципам и нормам международного права, в т.ч. добрососедства, равенства, мирного разрешения международных споров (ст. 8 Конституции Казахстана, ст. 9 Конституции Армении, ст. 10 Конституции Азербайджана, ст. 18 Конституции Украины).

Конституция Кыргызстана, по примеру Японии, провозглашает в п.2 ст. 9 «право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение на каждый случай перехода частей Вооруженных Сил за пределы территории Кыргызстана осуществляется решением Законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов».

Статья 11 Конституции Таджикистана запрещает пропаганду войны.


Додонов Вячеслав Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств
Конституционно-правовые институты Третьей республики Франции (1875-1884 гг.)
Основные направления повышения эффективности воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций