2012-01-07 16:13:21
ГлавнаяКонституционное право — Основы конституционного строя в странах бывшего СССР



Основы конституционного строя в странах бывшего СССР


Верховенство права.

Принцип верховенства права соответствует конституционной характеристике государства как «правового». Как известно, идея правового государства, насчитывающая более двух тысяч лет, отвергалась в СССР вплоть до 1988 г., когда с санкции партийного руководства советские ученые-государствоведы стали разрабатывать в срочном порядке концепцию «социалистического правового государства». До этого времени речь всегда шла только о верховенстве закона. Разница критическая: содержание закона зависит от воли законодателя, в то время как право зиждется на устойчивых моральных ценностях, является категорией не только юридической, но и философской.

Воплощение принципа верховенства права в качестве одной из основ конституционного права многогранно, оно включает:

а) связанность государства правом;

б) верховенство конституции и закона;

в) приоритет международного права.

Связанность государства правом означает, что государство должно подчинять праву как универсальной системе моральных ценностей, носящей надгосударственный, наднациональный характер. Эта формула носит более теоретический, нежели юридический характер, поэтому в конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, она встречается достаточно редко. В наиболее четком виде она отражена в ст. 5 Конституции Туркменистана: «государство, все его органы и должностные лица связаны правом и конституционным строем».

Обычно, провозглашая верховенство права в качестве одной из основ конституционного строя, конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, говорят о высшей юридической силе и прямом действии конституции, а также о соотношении внутреннего и международного права.

Например, ст. 6 Конституции Грузии:

«1. Конституция Грузии - основной закон государства. Все другие правовые акты должны соответствовать Конституции.

2. Законодательство Грузии соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Не противоречащие Конституции Грузии международные договоры или соглашения Грузии имеют преобладающую юридическую силу в отношении внутригосударственных нормативных актов».

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, устанавливают принцип непосредственного действия конституции (часть 2 ст. 6 Конституции Армении, п.2 ст.. 4 Конституции Казахстана, п.1 ст. 12 Конституции Кыргызстана).

Большинство конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, признают приоритет международного права перед внутренним законодательством. В достаточно категоричной форме принцип приоритета выражен в ст. 8 Конституции Беларуси «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Однако не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Согласно ст. 6 Конституции, Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права.

Согласно п. 4 Ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Другие конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, говорят о приоритете норм только ратифицированных данным государством международных договоров перед внутренними законами. Так, согласно п. 3 ст. 4 казахстанской Конституции, «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Такой же подход можно обнаружить в Конституции Армении (ст. 6) «заключенные от имени Республики Армения международные договоры применяются только после ратификации. Ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы Республики. Если в них установлены иные нормы, чем предусмотренные в законах, то применяются нормы договора. Противоречащие Конституции международные договоры могут быть ратифицированы после внесения в Конституцию соответствующей поправки», а также в Конституции Украины (ст.9): «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины».

Наконец, в отдельных конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, говорится лишь о непосредственном действии ратифицированных международных договоров, но не о приоритете: «Ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственной действующей частью законодательства Кыргызской Республики (п 3 ст12 Конституции).

Экономическая система.

Отнесение ряда экономических принципов к основам конституционного строя, характерное для стран, возникших на территории бывшего СССР, объясняется необходимостью закрепления на конституционном уровне результатов коренных преобразований в экономическом строе. Постсоветские основные законы отличает новый концептуальный подход к конституционному регулированию экономических отношений - почти ни в одной из них не найти главы или раздела под названием «Экономическая система», бывшего непременным атрибутом всех конституций советского периода. Объем конституционного регулирования этой сферы в целом сократился.

Как правило, в конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, на уровне основ конституционного строя решаются три главных вопроса экономического характера:

а) о формах собственности и ее защите

б) о свободе экономической жизни и ее пределах;

в) об использовании природных богатств.


Все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, закрепили множественность форм собственности и их равную защиту.

Прежде всего, провозглашается сам принцип признания и защиты права собственности «в Республике Армения признается и защищается право на собственность» (ст. 8 Конституции), «в Азербайджанской Республике собственность неприкосновенна и охраняется государством» (п. 1. Ст.13 Конституции).

Обычно конституция дает также перечень форм собственности: Так, согласно п. II. Ст. 13 Конституции Азербайджана собственность может быть государственной, частной и муниципальной. Конституция России, перечисляя те же виды форм собственности, оставляет этот перечень открытым. В Кыргызстане (п. 1 ст. 4 Конституции) и Казахстане (п. 1 ст..6) собственность может быть государственной и частной. Конституция Молдовы (ст. 9) делит собственность на публичную и частную.

Конституции Армении (ст. 8) раскрывает содержание права собственности, в т.ч. его границы: «Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Реализация права на собственность не должна наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, общества и государства».

Согласно Конституции Азербайджана (п. III ст. 13), собственность не может быть использована для ущемления прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, достоинства личности.

Конституция Казахстана (п. 2 ст. 6) слово в слово цитирует п.2 ст. 13 Основного закона Германии: «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу».

Большинство конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, восприняли достаточно либеральный подход к конституционным основах экономической жизни. Основным принципом является провозглашение экономической свободы. Например, п. (3) ст. 9 Конституции Молдовы гласит: «Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики».

Согласно ст. 12 Конституции Таджикистана «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе и частной».

Для конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, в целом не характерны нормы, определяющие характер и направления экономической политики государства, столь популярные в социалистических и развивающихся странах.

Примером попытки отразить роль государства в развитии экономики является ст. 15 Конституции Азербайджана:

«I. В Азербайджанской Республике развитие экономики, основанной на различных видах собственности, служит повышению благосостояния народа.

II. Азербайджанское государство на основе рыночных отношений создает условия для развития экономики, гарантирует свободу предпринимательства, не допускает монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях».

Пожалуй, в наибольшей степени выходит за рамки общей тенденции основной закон Беларуси, испытавший сильное влияние идей советского конституционализма. Конституция Беларуси (ст. 15) прямо не говорит о ведущей роли государства в экономике (это для постсоветского пространства было бы уже слишком), однако всячески подчеркивает его активную позицию в регулировании всех сфер хозяйственной жизни:

«Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни».

Вышеприведенный пассаж вполне отражает взгляды умеренных постсоветских коммунистических партий на должную организацию экономической жизни.

Почти все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, устанавливают государственную собственность на природные ресурсы.

Согласно п.2 ст. 4 Конституции Кыргызстана, «в Кыргызской Республике земля, ее недра, воды, воздушное пространство, леса, растительный и животный мир, все природные богатства являются собственностью государства». В случаях и размерах, установленных законом Кыргызской Республики, земельные участки могут передаваться в пользование гражданам и их объединениям. Не допускается купля-продажа земли. То же самое установлено в ст. 13 Конституции Таджикистана.

Конституция Казахстана (п.3 ст. 6) провозглашая исключительную государственную собственность на природные ресурсы, допустила тем не менее частную собственность на землю «на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».

Самым радикальным подходом среди всех стран СНГ отличается Конституция РФ (п.2 ст. 9), устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Особняком стоит в данном вопросе украинская Конституция (ст. 13), которая оперирует антиюридическим понятием «общенародного достояния»: «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом».

Правда, право негосударственной собственности на землю признается (ст. 14): «Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом».

Специфической чертой России является закрепление конституционных гарантий единства экономического пространства: «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (п.1 ст. 8), что было весьма актуально в условиях «парада суверенитетов».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Юридическое содержание суверенитета Российской Федерации
Конституционные основы системы законодательства в странах СНГ и Балтии.
Кодификация законодательства о местном самоуправлении - понятие, содержание, применение
Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Вернуться к списку публикаций