2012-01-07 16:13:21
ГлавнаяКонституционное право — Основы конституционного строя в странах бывшего СССР



Основы конституционного строя в странах бывшего СССР


Разделение властей.

Утверждение принципа разделения властей было одной из главных задач конституционной реформы во всех бывших советских республиках. Этот принцип является неотъемлемым элементом современной демократии.

Рассматривая разделение властей также как способ (принцип) организации государственной власти.

Все государства, возникшие на территории бывшего СССР, заимствовали доктрину разделения властей в ее первоначальном историческом виде - триады законодательной, исполнительной и судебной власти. Все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, поименно называют эти три власти, например, «государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 5 Конституции Армении). Таким образом, конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, не оставляют места для давно ведущейся в научном мире дискуссии о подлинном числе государственных властей. Старая триада давно уже не удовлетворяет многих специалистов, поэтому в некоторых государствах (Франции, Колумбии) на доктринальном уровне уже признано наличие «дополнительных» властей - учредительной (осуществляется при принятии или пересмотре конституции), избирательной (осуществляется независимыми электоральными органами), контрольной (осуществляется счетными палатами и другими независимыми органами), арбитражной (осуществляется главой государства в полупрезидентских республиках). Среди российских ученых наиболее убежденным сторонником «расширения» перечня ветвей власти выступает В.Е. Чиркин.

Автор разделяет мнение, что вопрос о пересмотре количества государственных властей давно назрел. Более того, конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, жестко указывая число и название властей, на деле прямо предусматривают существование некоторых из вышеперечисленных «дополнительных властей». Не случайно, что только в одной постсоветской конституции - азербайджанской, дается четкое указание, какой орган осуществляет какую власть: «III. Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей:

- законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики:

- исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики;

- судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики» (ст. 7 Конституции).

Такое определение просто не могло иметь место в конституциях России, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Армении, поскольку глава государства в них, согласно основному закону, по существу посредничает между ветвями власти, обеспечивая их согласованное функционирование, т.е. находится вне и, может быть, даже выше системы разделения властей. Действительно, президент в этих странах представляет не исполнительную, а скорее как бы «арбитражную власть».

Конституция РФ предусматривает особый орган власти - Конституционное собрание, которое правомочно принимать новую конституцию. Этот орган, пусть и экстраординарный, представляет явно не законодательную, а именно учредительную власть.

Не вписываются в систему разделения властей и другие органы, известные постсоветским конституционным строям - счетные палаты и прокуратуры. Они осуществляют самостоятельную контрольную власть.

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, говорят не только о разделении властей и их самостоятельности, но также и об их взаимодействии и сотрудничестве (п. IV. Ст. 7 Конституции Азербайджана, п.1 ст. 7 Конституции Кыргызстана, ст. 6 Конституции Молдовы, ст. 6 Конституции Беларуси).


Ряд конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, не только устанавливают принцип разделения властей, но и прямо указывают на его функциональное назначение - уравновешивая друг друга, создавать систему сдержек и противовесов, препятствующую чрезмерному усилению одной из ветвей власти. Так, согласно ст.6 Конституции Беларуси «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». О системе сдержек и противовесов говорит также ст. 4 Конституции Туркменистана: «Государство основывается на принципе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, которые действуют самостоятельно, сдерживая и уравновешивая друг друга».

Достаточно противоречивой представляется п. 4 ст. 3. Конституции Казахстана: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Политическое и идеологическое разнообразие.

Одним из основополагающих начал конституционного строя стран, возникших на территории бывшего СССР, является политическое и идеологическое многообразие, что предполагает, во-первых, признание многопартийности, во-вторых - запрет устанавливать какую бы то ни было идеологию в качестве государственной.

Принцип политического плюрализма включает равенство всех общественных объединений перед законом (п.2 ст. 5 Конституции Казахстана)

Развитие этого принципа в конституциях также включает установление ряда ограничений.

Так, согласно п. 1 ст. 5 Конституции Казахстана «не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий». Департизация государственных учреждений предусмотрена также в конституции Кыргызстана.

Согласно п. 2. Ст. 8 Конституции Кыргызстан «Политические партии могут участвовать в государственных делах только в формах:

выдвижения своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш, на государственные должности и в органы местного самоуправления;

формирования фракций в представительных органах».

Конституция Казахстана (п.2 ст. 5) запрещает государственное финансирование общественных объединений.

По общему правилу, конституционно запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности страны, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований (ст. 5 Конституции Беларуси, п.5 ст. 13 Конституции России).

Конституция Казахстана (п.4 ст. 5) также запрещает деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Также конституционно запрещены партии на религиозной основе в Кыргызстане.

Согласно ст. 7 Конституции Армении, деятельность политических партий не может противоречить Конституции и законам, а структура и образ действий - принципам демократии. Партии должны обеспечивать гласность своей финансовой деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Виды органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации.
Понятие и природа компетенции органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации
Роль конституционного суда РФ в обеспечении надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод граждан
Гарантии суверенитета Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций