2012-01-07 16:13:21
ГлавнаяКонституционное право — Основы конституционного строя в странах бывшего СССР



Основы конституционного строя в странах бывшего СССР


Принцип государственного суверенитета.

Вообще говоря, принцип государственного суверенитета не требует расшифровки в конституции государства, поскольку его содержание раскрывается в международном праве. Внимание к этому принципу, подчас раскрываемому в тексте конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, может, наверное, частично объясняться тем, что эти страны лишь недавно обрели независимость и не могут пока избавиться от боязни ее утраты или ограничения в результате неизбежных реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР.

Поэтому Конституция Эстонии (ст.1), провозглашая, что Эстония самостоятельная и независимая демократическая республика, подчеркивает, что «Самостоятельность и независимость Эстонии непреходящи и неотъемлемы».

В ряде конституций, например, в конституции Туркменистана, следующим образом раскрывается содержание принципа государственного суверенитета: «Туркменистан обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы» (ст. 1 Конституции Туркменистана).

Демократический характер государства раскрывается в таких фундаментальных конституционных принципах, как суверенитет народа, приоритет прав и свобод человека, разделение властей, политическое и идеологическое многообразия.

Суверенитет народа.

Суверенитет народа формально закреплялся и в советских конституциях, например, ст. 2 Конституции СССР гласила: «Вся власть в СССР принадлежит народу». Однако этот принцип, в отрыве от других вышеуказанных принципов не дает демократии в современном смысле.

Принцип народного суверенитета заключается в том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ.

Конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, определяют, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы, предусмотренные конституцией. Так, согласно ст. 2 Конституции Армении «Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц».

Из принципа народного суверенитета вытекает конституционный запрет на узурпацию власти. Такой запрет прямо сформулирован почти во всех конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР. Например, согласно Конституции Беларуси «Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону». Конституция Узбекистана (ст. 7) указывает в числе нарушений принципа суверенитета народа такие действия, как «присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти».

Некоторые основные законы прямо определяют узурпацию власти как преступление (ст. 2 Конституции Армении), а конституция Молдовы (п.(2) ст. 2) и Азербайджана (п.II ст.6) называют узурпацию государственной власти «тягчайшим преступлением против народа».

Весьма полезной конкретизацией принципа суверенитета народа является указание в конституции на круг органов и лиц, имеющих право представлять народ. Конституция Кыргызстана (п.4 ст. 1) указывает, что «от имени народа Кыргызстана вправе выступать только избранные им Жогорку Кенеш и Президент Кыргызской Республики». Весьма замечательной представляется формулировка Конституции Казахстана (п 3. Ст. 3.): «право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий». Из этого следует, что только Президент имеет неограниченное право представлять народ.

Конституция Молдовы (п.(2) ст. 2), наоборот, использует негативный принцип: «Ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени».

Отдельные конституции развивают принцип народного суверенитета давая определение понятия «народ». Так, по Конституции Азербайджана (п. II ст.1) «Народ Азербайджана состоит из граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами, рассматривающихся как подвластные Азербайджанскому государству и его законам, что не исключает нормы, установленные международным правом». Согласно ст. 6 Конституции Таджикистана «народ Таджикистана составляют граждане Республики Таджикистан независимо от национальности». Аналогичную формулировку содержит ст. 8 Конституции Узбекистана.

Положение о народном суверенитете в постсоветской конституционной практике активно используется в тех случаях, когда вследствие неразрешимого конфликта властей одна из них (или сразу обе) обращаются непосредственно к народу, зачастую в нарушение конституционных формальностей. Под лозунгом непосредственного осуществления власти народом был изменен конституционный строй плебисцитарным путем в России в 1993 г., в Казахстане в 1995 г., в Беларуси в 1996 г. Эти изменения, формально проведенные волей и непосредственной властью народа, носили, тем не менее, антидемократический характер.

Приоритет прав и свобод личности.

Этот принцип является выражением гуманистического содержания современного конституционного строя. Практически все государства, возникшие на территории бывшего СССР, закрепили его в своих конституциях. Так. Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Ст. 12 Конституции Азербайджана объявляет обеспечение прав и свобод человека и гражданина высшей целью государства.

Есть конституции, где указанный принцип формулируется более конкретно: «Грузия признает и соблюдает общепризнанные права и свободы человека как непреходящие и высшие человеческие ценности. При осуществлении власти народ и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом» (ст. 7 Конституции Грузии).

В отдельных конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, верховенство прав и свобод человека соединяется с другим основополагающим принципом - приоритетом международного права. Ст. 4 Конституции Молдовы гласит: «(1) Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. (2) При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является

Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы».

Наконец, ряд конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, переносит акцент с приоритета прав и свобод человека на приоритет самой человеческой личности как высшей социальной ценности, на которую должна ориентироваться вся политика государства. Так, согласно ст. 3 Конституции Туркменистана «в Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек. Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает, создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти (в контексте его функций и полномочий)
Назначение председателя правительства
Взаимодействие органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
Конституционное разрешение споров о компетенции
Содержание и основные этапы конституционных реформ в странах СНГ
Вернуться к списку публикаций