2012-01-07 16:13:21
ГлавнаяКонституционное право — Основы конституционного строя в странах бывшего СССР



Основы конституционного строя в странах бывшего СССР


Конституционный строй является одним из центральных и достаточно сложных понятий современной конституционной теории и конституционного права. В отечественной теории конституционного (ранее государственного) права это понятие претерпело существенную эволюцию в процессе смены общественной формации, политического режима и правовой идеологии.

По определению советского государствоведа Ю.П. Еременко конституционный строй это «система господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) народа и определяют сущность и основные черты общества в целом». В.Т. Кабышев считает, что такое определение являлось адекватным отражением правовых взглядов в условиях, при которых оно формировалось. Сам он видит в конституционном строе, прежде всего, систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя. В свою очередь, О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву; а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство - все стороны государственного и правового бытия.

Очевидно, что конституционный строй существует в двух ипостасях: как категория формально-юридическая (система норм и принципов, закрепленных в конституции), и как объективная реальность (система фактических отношений в конкретном обществе, строящихся на основе подчинения праву, разделения властей, уважения прав человека).

По мнению автора, если конституционный строй в формально-юридическом смысле включает в себя все без исключения номы и принципы, содержащиеся в конституции как нормативном акте высшей юридической силы, то основы конституционного строя представляют собой выражение этих норм и принципов в наиболее концентрированном, обобщенном виде, так сказать, «конституцию в конституции» (или «конституцию для Конституции», как выразился О.Г. Румянцев в своей монографии «Основы конституционного строя». О.Е.Кутафин понимает под основами конституционного строя «главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение праву и характеризующие его как конституционное государство».

Н.А. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя».

Практически во всех новейших конституциях положения, составляющие основы конституционного строя выносятся в первую главу (раздел). Поскольку конституция в строгом смысле является своего рода кодексом конституционного (государственного) права, то проводя аналогию с любым другим кодексом, можно сказать, что основы конституционного строя являются его Общей частью, в то время как все другие главы (разделы) конституции представляют собой Особенную часть.

Итак, основы конституционного строя являются не просто принципами конституционного права, а его основными (общими) принципами, основополагающими идеями и правилами. Такой подход прямо отражен в названиях соответствующего раздела конституций ряда государств (напр., раздел первый конституций Молдовы и Узбекистана носит название «Основные принципы»). Отделение основ конституционного строя от всех других положений конституций имеет не только теоретический, но и вполне практический смысл. Наиболее четко этот смысл определен в ст. 16 Конституции РФ:

«1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».

Таким образом, институт основ конституционного строя обеспечивает логическое единство всей конституционной системы и придает ей особую стабильность. Большинство новейших конституций или вовсе запрещают пересматривать первый раздел, или устанавливают для его пересмотра еще более жесткие требования, чем для остального текста конституции (напр., только путем референдума).


Хотя все новые конституции стран СНГ и Балтии закрепляют в обособленной части основного закона основы конституционного строя, соответствующие главы (разделы) могут носить различное название.

Собственно «Основы конституционного строя» носят названия соответствующих глав (разделов) в конституциях России, Беларуси, Армении, Таджикистана, Туркменистана. В Молдове и Узбекистане, как уже говорилось выше, эти разделы названы «Основными принципами», в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Эстонии, на Украине - «Общими положениями», в Литве - просто «Литовское государство».

В Конституции Кыргызстана основы конституционного строя закреплены в двух первых разделах «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ» и «УСТРОЙСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА».

Все без исключения новые конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, закрепляют в качестве основ конституционного строя выработанные столетиями и общепризнанные в современном демократическом мире принципы и положения, касающиеся организации государственной власти и ее взаимоотношений с обществом, правового статуса личности, а также положения, касающиеся международно-правового статуса данного государства.

Философско-теоретическое и политико-правовое единство основ конституционного строя, закрепленных во всех конституциях стран, возникших на территории бывшего СССР, выражается, прежде всего, в единодушном провозглашении следующих принципов и положений:

1. народный суверенитет;

2. приоритет (высшая ценность) прав и свобод человека для государства;

3. верховенство права;

4. разделение властей;

5. политическое и идеологическое многообразие;

6. экономическая свобода и множественность форм собственности.

По мнению автора, именно эти шесть принципов являются сердцевиной конституционного строя (формально-юридического) государств, возникших на территории бывшего СССР, определив общую идеологию конституционной реформы на территории бывшего СССР.

Помимо указанных фундаментальных принципов конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, включают в число основ конституционного строя значительное количество других общих принципов, положений, в т.ч. конституционный статус (характеристику) государства, положения о единстве территории и территориальной целостности и форме правления, о государственно-территориальном (административно-территориальном) устройстве, о социальной политике государства, об экономической системе, о принципах внешней политики. К основам конституционного строя также отнесены положения о государственном языке, о государственных символах, о столице.

Отдельные конституции включили в число основ конституционного строя положения о гражданстве, о вооруженных силах, о местном самоуправлении, о национальной денежной единице, что свидетельствует об особом значении, которое придавал конституционный законодатель конкретной страны данным аспектам государственности. Таким образом, объем положений, составляющих основ конституционного строя, в разных странах СНГ и Балтии далеко не одинаков.


Конституционный статус (характеристика) государства является наиболее концентрированным выражением принципов, на которых по воле конституционного законодателя должно зиждиться данное государство. Как правило, характеристика государства содержится в первой статье конституции и включает в себя такие определения, как «независимое», «суверенное», «демократическое», «правовое», «унитарное» («федеративное»), «социальное», «светское», «единое и неделимое», а также указание на форму правления («республика»). Например, п.1 ст. 1 Конституции Кыргызстана: «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая Республика, построенная на началах правового, светского государства» или «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п.1 ст.1 Конституции РФ).

Конституционная характеристика государства при всей ее лаконичности и кажущейся на первой взгляд стандартности на самом деле имеет весьма существенные акценты, отражающие национальную специфику данного государства.

Так, в странах, возникших на территории бывшего СССР, где есть проблемы с территориальной целостностью, определение государства включает в себя указание на «единство и неделимость» или нечто аналогичное.

В самом «кричащем» виде об этом говорит ст. 1 Конституции Грузии: «1. Грузия - независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года». Есть указание на «единство и неделимость» и в ст. 1 Конституции Молдовы. В обоих случаях речь идет о государствах, оспаривающих отделение от них части территории.

На независимый (суверенный) характер государства указывают характеристики конституций Грузии, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Эстонии, Армении, Литвы, Украины, на демократический - конституции Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонии; на правовой - конституции Беларуси, Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины; на унитарный - конституции Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, на социальный - Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Украины, Армении; на светский - Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана.

Интересно отметить, что принцип светскости фигурирует в конституционном статусе только мусульманских республик, где реальной является опасность появления исламского фундаментализма.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Конституционное развитие США в 1861-1877 годах
Формирование структуры органов конституционного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации; статус судей и членов органов конституционного надзора.
Конституционный Суд Российской Федерации - фундаментальная гарантия защиты прав и свобод граждан
Защита права собственности Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами
Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Вернуться к списку публикаций