2012-01-07 15:52:50
ГлавнаяКонституционное право — Права и свободы человека в конституциях стран СНГ



Права и свободы человека в конституциях стран СНГ


Личные права и свободы.

Все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, признают в числе личных прав и свобод право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту (уважение) чести и достоинства, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на свободу передвижения, выбора места поселения и жительства, на неприкосновенность жилища, свободу совести, свободу, вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу объединения, право на свободное развитие и самореализацию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право собственности и ряд других.

Многие конституции предусматривают также право самостоятельное определение национальности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ).


Право на жизнь является, бесспорно, самым фундаментальным личным правом. Право на жизнь в бывших советских республиках, в отличие от стран, отменивших смертную казнь, не имеет абсолютного характера. Ни в одной конституции государств, возникших на территории бывшего СССР, нет запрета смертной казни, хотя содержится намек на временный характер этого института (в неизменной фразе «смертная казнь вплоть до ее отмены»). Право на жизнь здесь заключается в том, что никто не может быть лишен жизни иначе, как по приговору суда или в иных допускаемых законом случаях (напр., «уничтожения вражеских солдат во время вооруженного нападения на государство» как говорится в ст. 27 Конституции Азербайджана).

Основное содержание статей конституций стран, возникших на территории бывшего СССР, озаглавленных «право на жизнь» составляет ограничение применения смертной казни.

Согласно п. III. ст. 27 Конституции Азербайджана «в качестве исключительной меры наказания смертная казнь вплоть до ее полной отмены может устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека». По Конституции Беларуси (ст. 24) «смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».

Наиболее существенные ограничения и гарантии при применении смертной казни содержит ст. 20 Конституции РФ: «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей», а также ст. 15 Конституции Грузии: «Исключительная мера наказания - смертная казнь до ее полной отмены - может предусматриваться органическим законом за совершение направленных против жизни особо тяжких преступлений. Право применения этого наказания имеет только Верховный Суд Грузии». В марте 1996 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проводилось голосование о присоединении России к факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, направленному против применения смертной казни. Большинство депутатов голосовали против присоединения к протоколу, и, тем самым, за продолжение практики исполнения смертных приговоров.

Среди личных прав и свобод есть одно, которое по праву можно назвать «лакмусовой бумажкой», тестом, позволяющим определить степень демократизма конституции и правовой защищенности личности. Речь идет о праве на свободу и личную неприкосновенность, а точнее об его основной гарантии - институте судебного контроля над арестами и задержаниями, известного во всем мире под названием «Habeas Corpus». Этот институт, как известно, впервые утвердился в Англии еще в 17 веке и с тех пор является «краеугольным камнем» некодифицированной английской конституции. На правах наиглавнейшей конституционной гарантии прав личности этот институт «Habeas Corpus» был включен в Конституцию США в 1791 г. в составе первых 9 поправок, а затем стал занимать почетное место во всех без исключения конституциях англо-саксонской «семьи». В демократических странах Европы эта процедура получила конституционное закрепление почти повсеместно в 20 веке, хотя отличается меньшей регламентацией и из нее не делается «культа».

В СССР, как известно, арест допускался только на основании судебного решения или с санкции прокурора (ст. 54 Конституции СССР). На деле всегда использовался второй вариант, хотя в советских условиях и суд не являлся гарантией от произвола. В ходе конституционной реформы прогрессивные ученые-юристы, правозащитники и просто демократическая общественность в ряде стран, возникших на территории бывшего СССР, сумели добиться от конституционного законодателя закрепления в той или иной форме института судебного контроля над арестами. В отельных новых конституциях закреплено исключительное право суда давать санкцию на арест. Так, согласно п. 2 ст. 22 Конституции РФ: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». К величайшему сожалению это подлинное революционное для России достижение до сих пор остается декларацией, поскольку согласно ч. 2 п.6 Заключительных и переходных положений «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Хотя в соответствии с поправкой к Уголовно- процессуальному кодексу РСФСР (май 1992 г.) арестованное лицо имеет право обжаловать в суд законность и обоснованность ареста.

Самую подробную и демократическую процедуру, гарантирующую право на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает ст.29 Конституции Украины: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом».

В случав настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей.

Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.

Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание.

Об аресте или задержании человека должно быть незамедлительно сообщено родственникам арестованного или задержанного. В отличие от России, конституционный законодатель Украины установил предельный срок для ввода соответствующего законодательства - 2 года с момента принятия Конституции.

Согласно ч. 3 ст.20 Конституции Литвы «задержанное на месте преступления лицо в течение 48 часов должно быть доставлено в суд, где в присутствии задержанного решается вопрос об обоснованности задержания. В случае непринятия судом постановления об аресте лица, задержанный незамедлительно отпускается».

Только по решению суда может быть заключено под стражу лицо по Конституции Армении (ст. 18). Конституции Грузии (п. 2 ст. 18), Конституции Эстонии (ст. 20).

Конституции ряда стран предоставляют лишь право на судебную проверку законности задержания или ареста (ст. 25 Конституции Беларуси, Конституции Молдовы, Казахстана), допуская сам арест или задержание во внесудебном порядке.

Нет положений о судебном контроле над арестами в конституции Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистан, Кыргызстана.

Отдельные конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, (Литвы, России) также устанавливают судебный контроль над обысками, за ограничениями тайны корреспонденции и т.п.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Федеральное законодательство США периода гражданской войны: конституционные изменения
Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии
Защита права частной собственности при ее изъятии
Государственный суверенитет и государственная власть субъектов Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций